Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: духовность, нравственность, этнопсихология, подросток, этническая толерантность, этнопедагогика, полиэтническая среда, уроки декоративно-прикладного искусства, народные традиции
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бокотей Л.Л. Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n3/Bokotei (дата обращения: 29.03.2024)
Фрагмент статьи
Ямал известен как бурно развивающийся регион России, как бесценная кладовая природных богатств. Но это и территория с давними культурными традициями и уникальной природой. Люди, живущие в суровых условиях Арктики, веками вырабатывали способы адаптации, и опыт «полярной цивилизации» может быть полезен нашим потомкам не меньше, чем сокровища недр [6].
Не вызывает сомнения тот факт, что этнические культуры обладают значительным потенциалом, способным обеспечить прогрессивное развитие полиэтничных социальных структур, складывающихся в различных регионах России. Вместе с тем каждый регион имеет социокультурные особенности, которые во многом предопределяют развитие межэтнического диалога и, следовательно, направления развития социокультурной среды. Уникальность положения образовательных учреждений Крайнего Севера обусловлена значительной динамикой миграционных процессов из-за особенности организации социально-экономической жизни региона, что приводит к частой смене этнического состава учащихся [2; 5].
Очевидно, что в условиях постоянного изменения состава субъектов межэтнического общения усиливаются центробежные тенденции при формировании личности школьника. Данные обстоятельства определяют значимость введения в содержание образования таких компонентов, которые позволят сформировать на основе этнической культуры учащегося центростремительные силы, способные обеспечить сохранение целостности личности ученика.
Литература
- Андриенко Е.В. Проблемы нравственного развития учащихся в условиях современной общеобразовательной системы // Образование – фактор духовного и социального развития общества. Новосибирск, 2005.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М., 2000.
- Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учеб.-метод. пособие. М., 2004.
- Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших классов): Дис. …канд. пед. наук. Махачкала, 1999.
- Цирульников А.М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. СПб., 2007.
- Цымбалистенко Н.В. Север есть Север…: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. СПб., 2003.
- Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России ХХI века. М., 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1718
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1262
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3