Психолого-педагогические исследования
2010. Том 2. № 3
ISSN: 2587-6139 (online)
Отличительные особенности развивающего внутреннего диалога самосознания
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самосознание, аутокоммуникация, смыслообразование, развивающий внутренний диалог, деперсонализация
Рубрика издания: Социальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Солдатова К.И. Отличительные особенности развивающего внутреннего диалога самосознания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n3/Soldatova (дата обращения: 29.03.2024)
Фрагмент статьи
<...>
Следует отметить, что имеются значимые различия в использовании категориального аппарата по проблеме самосознания западной и отечественной психологией. В современной отечественной психологии самосознание рассматривается как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков [8]. В западном подходе чаще используется синонимичный термин, введенный Р.Бернсом: Я-концепция. Категория «Я-концепция» рассматривается в качестве основой структуры самосознания и представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой [1], совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: убеждение, эмоциональное отношение к нему, соответствующая выражаемая через поведение реакция.
Самосознание состоит как минимум из трех составляющих: когнитивной, эмоционально-оценочной, поведенческой; все эти составляющие неразрывно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии [9]. Некоторые исследователи выделяют четвертый компонент – мотивационную составляющую, отвечающую за поддержание у индивида интереса к познанию себя, саморазвитию. Поведенческая составляющая самосознания неразрывно связана с когнитивной, эмоционально-оценочной, мотивационной и является внешним их выражением. В связи с тем, что поведенческий компонент производен от трех других компонентов, в нашей работе он рассматриваться не будет.
<...>
Литература
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Под ред. В.Я.Пилиповского. М., 1986.
- Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура //Одиссей. Человек в истории. М., 1989.
- Бурлакова Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1996.
- Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1987.
- Визгина А.В., Столин В.В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. 1989. №6.
- Колпакова М.Ю. Диалог как основание психотерапевтической интеграции // Гуманитарные исследования в психотерапии. 2007. №1.
- Кудасов В.И. Роль диалогичности сознания в самодетерминации личности: Дисс. … канд. филол. наук. Красноярск, 1995.
- Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б. Г.Мещерякова. М., 2001.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1815
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 1808
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4