Социально-культурное пространство наукограда как ориентационное поле профессионального самоопределения школьника

901

Аннотация

В статье подчеркивается актуальность использования социально-культурного потенциала наукограда как одного из факторов профессионального развития школьников в триединстве важнейших аспектов: социально-культурного пространства, семьи и школы. Рассматриваются особенности наукограда, имеющие существенное значение для формирования социально-культурного пространства как ориентационного поля развития профессионального самоопределения. Описываются проблемы формирования кадров для наукоемких профессий, обобщаются подходы к сущности профессионального самоопределения. Исследуется опыт реализации программы по профессиональному самоопределению школьников «Дороги, которые мы выбираем», которая осуществляется с помощью конкретных психолого-педагогических технологий, предполагающих поэтапное решение задач в зависимости от возраста учащихся и реальных условий. В частности, при ее осуществлении учитываются социально-культурное пространство наукограда, специфика профориентационных проблем наукограда и региона, уровень квалификации педагогов и психологов, выполняющих профориентационную работу, сложность профориентационных задач, решаемых в работе с каждым конкретным школьником, а также процесс интеграции личности в социальную систему.

Общая информация

Ключевые слова: наукоград, социокультурное пространство наукограда, профессиональное самоопределение, ориентационное поле профессионального развития, программа по профессиональному самоопределению школьников

Рубрика издания: Штудии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Петелина В.Н. Социально-культурное пространство наукограда как ориентационное поле профессионального самоопределения школьника [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n4/Petelina (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Наукограды как поселения при крупных научно-исследовательских и научно-производственных комплексах директивно начали создаваться в нашей стране в 1930-х, 1950-х и 1970-х гг. специальными постановлениями высших органов власти  для решения важнейших государственных задач научно-технической и, прежде всего, оборонной направленности. Сам термин «наукоград» был введен в научный оборот С.Никаноровым и H.Никитиной в 1991 г. в работе по исследованию проблем г. Жуковского [1, c.2.]. Сегодняшние наукограды (Протвино, Пущино, Обнинск и ряд других) – научно-производственно-территориальные образования, различающиеся по масштабу, характеру и видам деятельности, при этом формирующие свое особое социальное пространство.

По своему значению для научно-технического и технологического потенциала страны эти города не имеют себе равных. Например, экономический потенциал Обнинска – первого наукограда, официально получившего этот статус, составляет 1/10 экономического потенциала всей Калужской области; в 28 подмосковных наукоградах проживает 1/5 всего населения Московской области [11, c.9].

По характеру и профилю научных комплексов наукограды подразделяются на монопрофильные, моноориентированные и комплексные. Типичный пример монопрофильного наукограда – Протвино, социально и инфраструктурно обеспечивающий один государственный научный центр – Институт физики высоких энергий.  К этому же типу можно отнести Пущино, Кольцово, Снежинок, Реутово.

Моноориентированные наукограды имеют несколько градообразующих предприятий одной сферы научно-технической деятельности. Например,  в Жуковском расположены крупнейшие исследовательские и испытательные комплексы авиационного профиля, Черноголовка – научный центр Российской академии наук с исследовательскими институтами и лабораториями в области химической физики; моноориентированными являются также Королев, Юбилейный.

Наиболее характерный пример комплексного наукограда – Дубна. Здесь кроме Объединенного института ядерных исследований работают научные, конструкторские и научно-производственные центры авиакосмического, приборостроительного, судостроительного профиля, международный университет. К этому же типу относятся Климовск, Железнодорожный, Долгопрудный. Крупным комплексным наукоградом, несомненно, является Обнинск.

<...>

Литература

  1. Агирречу А.А. Наукограды России // География. 2002. № 2.
  2. Вершинин С.И., Савина М.С. Основы профориентологии. М.,2009.
  3. Выготский Л.С. Психология. М.,2000. 
  4. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1999.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.,2004.
  7. Кузнецов М.И. Станут ли наукограды локомотивами роста?//Трибуна. 2009. № 22.
  8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
  9. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориетанция. М., 2007.
  10. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2007.
  11. Савельев В.Н. Российская наука: тенденции и перспективы // Аналитический вестник. 2007. №21(177).
  12. Указ Президента РФ от 6 мая 2000 г. № 821 «О статусе наукограда Российской     Федерации» //  Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. Вып. 17.

Информация об авторах

Петелина Виктория Николаевна, преподаватель кафедры социальной работы Российского государственного социального университета, Москва, Россия, e-mail: Rapevik@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1853
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 901
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1