Психодраматический метод в подготовке юридических психологов

698

Аннотация

Психотерапевтический метод, созданный профессиональным врачом-психиатром Я.Л.Морено – это обширный набор идей и техник, которые могут быть эффективны при самых разных формах индивидуальной и групповой работы, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследованиях. Преимуществом психодраматического метода в подготовке юридических психологов является сочетание в нем детальной технологической проработанности с философской и экзистенциальной глубиной понимания сущности человека и его взаимодействия с миром. В статье раскрываются возможности психодраматического метода в подготовке юридических психологов. Объясняется, почему введение в учебный план студентов V курса очного пятилетнего срока обучения по специализации «Юридическая психология» учебной дисциплины «Психодрама» поможет обогатить профессиональный арсенал будущих специалистов.

Общая информация

Ключевые слова: психодрама, психодраматический метод, квалифицированная подготовка, юридический психолог, специалист-профессионал

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шемякина О.О. Психодраматический метод в подготовке юридических психологов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/39940 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

Психодраматический метод в образовательной среде строится на гуманистических принципах и методах классической психодрамы Я.Л.Морено и ее производных. Богатый своими традициями и историей, имеющей в своей основе оригинальную философскую антропологию, психодраматический метод Я.Л.Морено продуктивно применяется в решении целого комплекса задач по оказанию психологической помощи, развитию, обучению, реабилитации и т.д. В работе с подростками и юношеством психодрама показала свою эвристичность и привлекает все большее внимание практических психологов.

Психодраматический метод в подготовке специалистов-психологов имеет свои многозначные возможности. В ходе обучения психодраматическому методу терапии с помощью ведущего и группы в драматическом действии воспроизводятся значимые события жизни, разыгрываются сцены, имеющие отношение к проблеме. Причем эти сцены разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность. Эти сцены позволяют научиться переделывать, изменять жизнь здесь и сейчас. Самым влиятельным фактором в обучении вообще и в психодраматическом процессе обучения в частности выступает общество. В психодрамматическом процессе обучения прорабатываются реальные сложные ситуации, как в окружающей среде, так и в самом себе. Волнение, неуверенность, застенчивость, конфликтность исчезают у студентов-психологов на их же глазах. Прорабатываются все малейшие погрешности: в поведении, в беседе и внутри себя. Все это помогает узнать все больше и о себе как о будущем специалисте, и о бесконечных возможностях окружающих.

Цель психодрамы – установление жизнеспособных реалистичных взаимоотношений между сознанием и бессознательным, взаимодействие сознательного Я с проявившимися аспектами бессознательного, оптимизация того, что обычно  составляет базу внутриличностного конфликта, что является огромным барьером для специалиста в объективном видении ситуаций. В процессе обучения будущий психолог начинает смотреть как на себя, так и на окружение под другим углом. Постепенное освобождение от собственных комплексов и надуманных проблем позволяет увидеть поставленную задачу в ином свете. В процессе обучения будущий психолог оттачивает свой главный инструмент в работе – понимание ситуации, т.е. умение объективно смотреть, слышать, воспринимать и впоследствии корректировать как свое отношение и поведение, так и отношение людей, к нему обратившихся.

 В настоящее время многие руководители психодраматических групп вносят свои изменения в типы ролей, однако в основном типажи, введенные Я.Л.Морено, сохраняются. Итак, основные роли: режиссер (директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы), протагонист (главный герой – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности), вспомогательные Я (участники группы, которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса), зрители (часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме), сцена (в большинстве случаев  помещение, достаточно просторное, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения. В Биконе Я.Л.Морено построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях). Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия (ролевая игра, катарсис и инсайт) и шеринга. Каждая из стадий, как писала Е.В.Лопухина [1], представляет собой полный и автономный психодраматический процесс.

 Действие структурируется таким образом, чтобы способствовать, во-первых, прояснению и конкретизации проблемы, во-вторых, достижению в ходе действия катарсиса (в античной греческой трагедии понятие «катарсис» означало очищение, просветление через страдание), причем процесс катарсиса становится главной задачей как участников психодрамы (первичный эффект), так и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтическое воздействие, в-третьих, достижению инсайта (от англ. insight – «неожиданное озарение»). Термин «инсайт» употребляется во многих направлениях современной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расширяющее возможности решения проблемы. В результате действия психодрамы происходят реорганизация старых установок и реализация соответствующих изменений поведения. Следует отметить, что даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее оказываются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу. В результате в процессе обучения примеряются новые роли, альтернативные аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблем.

 В настоящее время в условиях кризиса ценностей грамотное использование психодраматического метода позволяет комплексно решать проблемы подготовки юридических психологов высшей квалификации, обеспечивать высокую степень самостоятельности обучаемых и индивидуальный подход к каждому будущему специалисту, а также создавать комфортные условия для личностного и профессионального развития специалистов в сфере юридической психологии.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать. Юридический психолог изучает государство и право в их единстве, с точки зрения внутренних закономерностей их возникновения, развития и  взаимного влияния, а также связи с социально-экономической структурой общества. Специалист познает специфику общественного осознания государственно-правовых явлений, правосознание, практическое функционирование государственно-правовых отношений и других правовых связей субъектов права.

Воздействие права на социальную среду осуществляется двумя путями: через деятельность правоохранительных и правоприменительных органов и через влияние, оказываемое на сознание личности, социальных групп, общества уже самим фактом наличия, закрепления определенного порядка должного поведения. В настоящее время все больший вес приобретает подход, согласно которому юридическая наука — это исследование не только общественных институтов, но и деятельности человека в его государственно-правовых связях и отношениях. Предпосылкой эффективности исследований в области юриспруденции и эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности является ориентация на реальных людей с их сложным сознанием и мышлением, изучение воздействия государственно-правовых институтов на развитие их сознания. Поэтому, пишет Ю.В.Чуфаровский [9], необходим социально-психологический подход к трактовке права как основы юриспруденции.

Интеграция юриспруденции и психологии достаточно четко проявляется на трех уровнях:

  1. применение психологического знания в юриспруденции в «чистом» виде;
  2. использование в юриспруденции психологического знания путем его трансформации;
  3. синтез психологии и юриспруденции, собственно их стыковка и возникновение новой отрасли науки — юридической психологии.

П е р в ы й уровень — это непосредственное использование психологических знаний в виде метода экспертных психологических оценок. В данном случае юридический психолог выступает в роли эксперта, консультанта или специалиста в уголовном, гражданском, административном процессе или в ходе исполнения наказания и других мер правового воздействия на личность.

В т о р о й  уровень — это уточнение, расширение, совершенствование юридических понятий и институтов за счет привлечения психологических категорий и понятий, а также применения юристами психологических методов в научных исследованиях или правоприменительной, правоохранительной и другой юридической практике; использование данных психологии в организационной и процессуальной деятельности, профессиональном отборе, расследовании правонарушений, исправлении и перевоспитании осужденных. Применяются психологические знания и при установлении профессиональной пригодности к работе в правоохранительных органах, профориентации и др.

Т р е т и й  уровень  — это взаимодействие психологии и юриспруденции, имеющее более выраженный, чем на двух предыдущих уровнях, двухсторонний характер. Потребности юриспруденции в психологическом знании предопределяют возникновение юридической психологии, являющейся двуединой наукой — одновременно и психологической и юридической, анализирующей психологические особенности в сфере применения права. Безусловно, как пишет Ю.В.Чуфаровский [9], возникновение такой интегративной науки одновременно стимулирует развитие и совершенствование знания как психологического, так и юридического.

 В настоящее время юридический психолог является самостоятельным специалистом в своем деле, он изучает человека во всей полноте. Но следует отметить, что для оптимизации правоохранительной деятельности необходимы, с одной стороны, подробное описание всех сторон этой сложной профессиональной деятельности, личностных качеств и навыков, и с другой — научно обоснованные рекомендации о соответствии конкретной человеческой личности объективным требованиям, предъявляемым к профессии по методике подбора и расстановки кадров. Будущий специалист овладевает основным принципом – принципом общения, который можно рассматривать как социально-психологический, здесь и пригодится такой метод подготовки молодых специалистов, как психодрама.

Представляется, что психодраматический подход во многом близок к традиционно присущим российской культуре ценностям творчества и игры, жизненного драматизма, внутренней событийности, глубины переживания бытия. И если это так, то существует благоприятная почва для широкого распространения и эффективного использования такого метода в России. На данный момент в нашей стране в пяти высших учебных заведений обучают психодраме и готовят специалистов в этом направлении, кроме того эту дисциплину включают в свои учебные планы многие другие неспециализированные учебные заведения. В частности,  курс психодрамы включен в подготовку специалистов в области психологии, педагогики, медицины, менеджмента и маркетинга, актерского и режиссерского мастерства и др. М.Карп [2] пишет, что возрастающий интерес к психодраме психологов и психотерапевтов, а также вовлеченность самих участников психодраматических групп в процесс терапевтической работы приводят к мысли, что это только «вершина айсберга».

 Современный этап развития российского общества характеризуется ориентацией на расширение и улучшение сферы личного бытия человека. В эту сферу попадают и такие особенности, присущие западному обществу, как эгоизм, рационализм, замкнутость на себе и своих проблемах, ориентация на интеллектуальные и материальные ценности и почти полное отсутствие заботы о ценностях душевного здоровья. Изменение понимания сути душевного здоровья в современной культуре привели к возникновению кризисных явлений: люди перестали понимать и принимать друг друга. В погоне за материальными благами или интеллектуальными ценностями человек так и не приобретает душевного равновесия и духовного здоровья. Трудное понимание и нечеткое различение добра и зла, достоинства, долга, чести, совести, искажает и подменяет традиционные представления о человеке и о смысле жизни.

 Наиболее восприимчивыми к происходящим катаклизмам, в силу своих возрастных особенностей, оказываются подростки и юношество. Не имея стойкой внутренней опоры (для этих возрастных этапов характерны неуверенность в себе, замкнутость, закрытость, страх, тревожность и др.), молодые люди утрачивают и внешнюю (они не находят поддержки в семье, школе, университете и других организациях и неформальных группировках). Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у подростков и юношей с чертами невротизма или предрасположенных к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).

 Однако несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в процессе поиска смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами. Люди лучше понимают окружающий мир и самих себя, становятся в действительности самими собой [6].

 В процессе обучения психодраме будущие специалисты невольно становятся участниками самого психодраматического процесса с проигрыванием и выбором ролей. Психодраматические роли, будучи естественным посредником самовыражения, позволяют выразить вовне накопленные чувства напряжения, фрустрации, беззащитности, агрессии, страха, замешательства, запутанности, позволяют вынести их на поверхность, сталкиваться с ними, учиться их контролировать или отказываться от них. В процессе проигрывания ролей идеальных героев, терапевтов, самих психологов и т.п.  обучающиеся усваивают морально-нравственные представления, у них формируется Я-концепция, происходит интериоризация социальных моделей поведения – они преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. Формируются и функции моральной компетенции: умение выбирать соответствующую информацию для построения своего варианта действия; использование знаний, извлеченных из успехов или неудач героев сюжетов; возможность объективного видения и выбора альтернатив; осознание необходимости взаимодействия с окружающим миром [3].

 Студентами очного отделения V курса в основном являются юноши и девушки от 20 до 25 лет, что соответствует юношескому этапу развития личности со всей присущей этому возрасту спецификой становления личности. Тип ведущей деятельности в этот период  — учебно-профессиональный. Юношество связано с определением своего места в жизни и внутренней позиции, моральным сознанием и самосознанием. Расширение сферы жизнедеятельности и личностно значимых социальных отношений сопутствует развитию теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философской рефлексии, поиску общих закономерностей и принципов, склонности преувеличивать силу своего интеллекта. Формируется индивидуальный стиль умственной деятельности и активная жизненная позиция. В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа Я, внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.

Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я. Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Возрастает чувствительность к своим внутренним психологическим проблемам, склонность переоценивать их значимость. Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Открытие своего внутреннего мира — очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного Я («Кто я?», «Какой я?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой —осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.

Как пишет Х.Ремшмидт [7], трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться, для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни — не только мировоззренческая, но и вполне практическая.

 Технологии использования возможностей психодраматического метода в подготовке специалистов-психологов могут стать составной частью психологического сопровождения личности в юношеском возрасте, опирающегося на возрастные закономерности развития самосознания. Ведь именно для этого возрастного периода психодраматический метод в подготовке юридических психологов наиболее эффективен, поскольку вся сюжетная линия психодраматической сессии направлена, в основном, на эмоциональную сферу личности, соответственно затрагивая долговременную и эмоциональную память [5]. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Можно считать, что емкость человеческой памяти не ограничена: все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Эмоциональная память имеет весьма важное значение для жизнедеятельности человека. Чувства, пережитые и сохраненные в памяти, проявляются в виде сигналов, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от действия, вызвавшего в прошлом отрицательное переживание [8].

 Таким образом, при обучении будущие специалисты получают новый опыт через драматизированное изображение профессиональных и жизненных проблемных ситуаций. Посредством вхождения в круг изображаемых обстоятельств, эмоционального их переживания выполняется одна из главных задач обучения специалистов – освоение ценностей, впитывание знаний, формирование профессиональных потребностей, а также развиваются коммуникативные способности, взаимопонимание, появляется объективное видение ситуации, приобретается определенный опыт эмоционального состояния.

 Психодрама как обучающая дисциплина, опирающаяся на юридически значимые сюжеты, позволяет передать студентам основные принципы и закономерности, некий жизненный опыт, помогает молодым людям сформировать ощущение себя как специалиста-профессионала и обогатить свой профессиональный арсенал.

Литература

  1. Играть по-русски. Психодрама в России: истории, смыслы, символы /Сост. Е.В.Лопухина, Е.Л.Михайлова. М., 2003.
  2. Карп М. Психодрама под маринадом // Психодрама: вдохновение и практика / Под ред. П.Холмса. М., 2000.
  3. Келлерман П. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов. М., 2001.
  4. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М., 2009.
  5. Морено Я. Психодрама. М., 2010.
  6. Питцеле П. Подростки изнутри. Интрапсихическая психодрама // Психодрама: вдохновение и практика / Под ред. П.Холмса и М.Карп (пер. с англ. В.К.Мершавки и Г.Ченцовой). М., 1997.
  7. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
  8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  9. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учеб. пособие. М., 1997.

Информация об авторах

Шемякина Ольга Олеговна, преподаватель кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: oole84@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2685
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 698
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3