![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды 1746Леонова О.И. АннотацияВ статье представлены результаты эмпирического исследования психологической безопасности образовательной среды средней школы и эмоционально-личностной сферы подростков. Раскрыта теоретическая модель психологически безопасной образовательной среды школы, не угрожающей личностно-эмоциональной защищенности. Установлены значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков, характеризующие состояние личности в среде (эмоционально-личностное благополучие – позитивное самоотношение и самооценка, отсутствие тревожности, фрустрации, страхов, эмоциональной напряженности), а также отношение личности к данной среде (эмоциональное отношение к учению, личностная адаптация). В результате масштабного исследования двух московских школ выявлено статистически значимое различие в степени психологической безопасности их образовательных сред. Описаны новые феномены, раскрывающие роль психологической безопасности образовательной среды в эмоционально-личностной сфере подростков. Ключевые слова: психология образования, образовательная среда школы, психологическая безопасность, параметры эмоционально-личностной сферы, подростковый возраст, психология безопасности Рубрика: Психологические исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования», в городской целевой программе развития образования «Столичное образование – 5» на 2009 – 2011 гг. В связи с этим актуальной практической задачей учреждений образования становится создание социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды – психологическая безопасность. Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. В этом возрасте есть риск разрушения основ личностно-эмоционального благополучия. Поэтому эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности школьника. Исследователями установлены два главных аспекта психологических характеристик образовательной среды (ОС) – безопасность социальной среды как среды жизнедеятельности человека и безопасность поведения человека (угрозы, опасности, риски) [4]. <...> Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Будрина Е.Г. Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами Декина Е.В., Шалагинова К.С. Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|