Страны БРИКС инвестируют в образование: ответ на глобальные вызовы и социальные изменения

693

Аннотация

В 2010 г. в Лондоне стартовал международный исследовательский проект «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», осуществляемый при поддержке Cовета по экономическим и социальным исследованиям (ESRC). Основной идеей проекта стало изучение, во-первых, структуры связей между личностным благополучием, образованием, экономикой, безопасностью детей и молодежи в зависимости от социально-экономического контекста, во-вторых, обусловленности этой взаимосвязи культурными традициями. Национальными координаторами из Бразилии, России и ЮАР была проведена серия экспертных симпозиумов, в которых приняли участие более 300 представителей академического сообщества и практиков в сфере политики, образования, экономики и безопасности. Результаты проекта реализованы в программе мероприятий по распространению полученного в ходе проекта опыта – в виде отчетов, направленных в департаменты образования стран-участниц, презентаций результатов проекта группам приглашенных ученых и политиков, проведения воркшопов для аспирантов и молодых исследователей. Важнейшим идеям, проблемам и подходам к их решению, обсуждавшимся в рамках проекта, посвящена данная статья.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная политика, благополучие, человеческий капитал, экономический рост, ESRC, страны БРИКС

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шведовская А.А. Страны БРИКС инвестируют в образование: ответ на глобальные вызовы и социальные изменения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n2/41681 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Идея взаимодействия образовательной, экономической, научной и социальной сфер становится в последнее время достаточно популярной в различных странах [3; 6], поскольку без интеграции образования, науки и реального экономического сектора невозможно эффективное развитие государства [2]. С точки зрения изучения взаимосвязей экономического роста, образовательной политики и социально-экономического и личностного благополучия детей и молодежи интересен и поучителен опыт развивающихся экономик, например стран БРИКС.

В марте 2010 г. стартовал международный проект «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», осуществляемый при поддержке Cовета по экономическим и социальным исследованиям (Economic and Social Research Council; ESRC). В проекте участвуют Университет г. Бата (Великобритания), Университет г. Кейптауна (ЮАР), Католический университет г. Сан-Паулу (Бразилия), Московский городской психолого-педагогический университет (Россия).

<...>

Полный текст

Идея взаимодействия образовательной, экономической, научной и социальной сфер становится в последнее время достаточно популярной в различных странах [3; 6], поскольку без интеграции образования, науки и реального экономического сектора невозможно эффективное развитие государства [2]. С точки зрения изучения взаимосвязей экономического роста, образовательной политики и социально-экономического и личностного благополучия детей и молодежи интересен и поучителен опыт развивающихся экономик, например стран БРИКС.

В марте 2010 г. стартовал международный проект «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», осуществляемый при поддержке Cовета по экономическим и социальным исследованиям (Economic and Social Research Council; ESRC). В проекте участвуют Университет г. Бата (Великобритания), Университет г. Кейптауна (ЮАР), Католический университет г. Сан-Паулу (Бразилия), Московский городской психолого-педагогический университет (Россия).

Основополагающим понятием проекта стало понятие «благополучие (well-being)». ЮНИСЕФ констатирует, что обеспечение благополучия является задачей, универсальной для всех стран, но конкретные социальные, экономические и культурные контексты вносят в этот процесс свою специфику. В частности, необходимо учитывать личностный потенциал детей, их способности и умения, которые, в свою очередь, обеспечиваются поддержкой со стороны семьи, местного сообщества, государства. Таким образом, благополучие не является некоей постоянной, напротив, в каждом конкретном случае оно определяется взаимодействием ряда компонентов [4].

ЮНИСЕФ предлагает измерять благополучие детей по шести параметрам, соответствующим шести основным сферам жизни: материальное благополучие; здоровье и безопасность; образование; межличностные отношения;  субъективное благополучие; поведение и стиль жизни. Эти параметры включают в себя восемнадцать компонентов и сорок индикаторов.

Материальное благополучие:

бедность – число детей, живущих в семьях с доходом менее 50 % от среднего;

депривация – низкий достаток в семье; депривация образовательных потребностей; культурная депривация;

безработица  – процент семей с детьми, не имеющих в своем составе работающего взрослого.

Здоровье и безопасность:

здоровье новорожденных  – смертность среди новорожденных; маловесные (недоношенные) новорожденные;

иммунизация (охват прививками) – корь; DPT3 (дифтерия, коклюш, столбняк); Pol3 (полиомиелит);

смертность – число детских смертей (от несчастных случаев и от других причин).

Образование:

образовательные достижения – грамотность; владение арифметическими действиями; владение элементарными естественнонаучными понятиями;

посещаемость образовательных учреждений – число учащихся в возрасте от 15 до 19 лет на очных и очно-заочных формах обучения;

планы, связанные с работой и образованием – число молодых людей, не учащихся и не работающих; число молодых людей, планирующих стать неквалифицированными или низкоквалифицированными работниками.

Межличностные отношения:

структура семьи – число детей, живущих в монородительских семьях; число детей, живущих в семьях с отчимами или мачехами;

семейные отношения – существование традиции совместного приема пищи; существование такой формы времяпрепровождения, как беседа с родителями;

отношения со сверстниками – насколько дети считают сверстников добрыми и готовыми помочь.

Субъективное благополучие:

здоровье самооценка самочувствия;

личностное благополучие число детей (молодых людей) с высоким уровнем удовлетворенности жизнью; число детей (молодых людей), воспринимающих себя как аутсайдеров; число детей (молодых людей), чувствующих себя неловко, «не на своем месте»; число детей (молодых людей), чувствующих себя одинокими;

образовательное благополучие число детей (молодых людей), положительно относящихся к школе.

Поведение и стиль жизни:

рискованное поведение – курение табака; прием алкоголя; курение марихуаны; частота подростковых беременностей; частота сексуальных дебютов в возрасте до 15 лет; использование презервативов;

опыт переживания насилия физическое насилие; травля;

поведение, связанное с заботой о здоровье, – ежедневное потребление фруктов; ежедневные завтраки в школе; физическая активность; лишний вес.

Изучение структуры взаимосвязей личностного благополучия, образования, экономики и безопасности детей и молодежи в зависимости от социально-экономического контекста, а также обусловленности этих взаимосвязей культурными традициями стало основной темой проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки».

В течение всего исследовательского периода национальные координаторы проекта регулярно проводят экспертные симпозиумы с участием представителей академического сообщества, общественных деятелей и практиков в сфере образования, экономики, психологии и обеспечения безопасности.

Экспертные симпозиумы по обсуждению проблем проекта основываются на следующих принципах:

  • предметность – заслушиваются аналитические узко дисциплинарные доклады специалистов (экономика, образование, благополучие);
  • дискуссионность – аналитические доклады сопровождаются обязательными комментариями приглашенных специалистов;
  • экспертность – членами экспертной группы осуществляется сравнительный анализ национальной ситуации в стране-участнице.

В работе первого экспертного симпозиума «Rising Power», который проводился с 17  по 19 мая 2010 г. на базе крупнейшего университета г. Сан-Паулу (Бразилия) – Католического университета, приняли участие более 20 руководителей образовательных учреждений округа Сан-Паулу, политические деятели и представители академического сообщества. Основной темой обсуждения стало соотношение между расходами правительства на базовое образование и расходами на процесс накопления человеческого капитала.  Дело в том, что «перекрывающая» («overlapping-generations») модель инвестиций в образование, когда налоги старшего поколения тратятся на финансирование базового образования подрастающего поколения, не гарантирует стабильного экономического роста, если это финансирование не подкреплено дальнейшими инвестициями в высшее образование. Поэтому в некоторых странах государственные расходы на базовое образование оказывают незначительное влияние на рост экономики [11].

С 6 по 9 декабря 2010 г. на базе Московского городского психолого-педагогического университета прошел симпозиум «Инвестиции в образование – вклад в будущее». На нем выступили руководители и представители Департамента образования Москвы, Общественной палаты РФ, Департамента стратегического развития Министерства образования и науки РФ, Управления по социальной, психологической и воспитательной работе ФСИН РФ, Института социологии образования РАО, Института образовательной политики «Эврика», директора школ и учебных центров Москвы.

Следующий симпозиум – «Глобальные вызовы и социальные изменения» («Global Challenges and Social Change Initiative»), организованный Университетом г. Кейптауна (ЮАР), проходил с 7 по 9 марта 2011 г. в Кейптауне в конференц-центре «Бельмонт Сквер». В отличие от первых двух симпозиумов его работа еще не освещалась на страницах журнала, поэтому представим ее подробнее.

За три дня симпозиум посетило более ста специалистов-дискутантов, перед которыми выступили 19 докладчиков. Темой симпозиума стали коренные изменения в современном южноафриканском обществе и последовавшие за ними изменения в экономической, образовательной и социальной сферах.

 Основные направления развития крупнейшего университета в ЮАР в условиях пост-апартеида обозначил заместитель вице-канцлера Университета г. Кейптауна профессор Краин Содиен (Crain Soudien). Он остановился на трудностях и достижениях Университета с более чем столетней историей и выразил надежду, что результаты исследовательского проекта помогут выработать рекомендации для модернизации образовательной политики государства в целом. Профессор К. Содиен указал на необходимость направить итоговый доклад проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» в профильные департаменты ЮАР для ознакомления.

Совместный доклад директора Центра социокультурных и деятельностных исследований Университета г. Бата (Великобритания), профессора Гарри Дэниелса (Harry Daniels) и специалиста в сфере экономики и образовательной политики профессора Хью Лаудера (Hugh Lauder) был посвящен миссии и задачам проекта и определению круга вопросов, которые следует изучить на примере стран с развивающейся экономикой. Доклад вызвал живой интерес собравшихся и породил ряд дискуссий – о необходимости участия академического сообщества в построении образовательной политики страны, о теоретических и практических основаниях для модернизации образования. Доклад дополнили выступления экспертов проекта – профессора Анджелы Лесса (Angela Lessa) и кандидата психологических наук Анны Шведовской, обозначивших основные тенденции в экономике, на рынке труда и в изменении уровня благополучия и образования в Бразилии и России.

Важным фактором реализации образовательной политики страны является ресурсное обеспечение образовательного сектора. По сведениям генерального управляющего в сфере образования Пенни Винджевольд (PennyVinjevold), из заложенных в бюджет ЮАР на 2011/2012 гг. средств  на здравоохранение выделено 36,4 %, на образование – 36,2 % , 11,2 % – на транспорт, 7,6 % – на культуру, спорт, туризм, 3,6 %  – на социальное развитие. При этом финансирование образования в основном означает вложения в развитие материально-технической базы образовательных учреждений – они идут на ремонт школ, покупку книг и прочие нужды, но не на повышение квалификации учителей или повышение уровня их заработной платы.

По мнению профессора экономики и главы Национального исследовательского фонда университета Стелленбош (Stellenbosch) Сервааса ван дер Берга (Servaas Van der Berg), качество образования и качество услуг на рынке труда взаимосвязаны. Карьерный рост находится в определенной зависимости от образовательной траектории. Качество подготовки в школах и университетах влияет на продуктивность последующей профессиональной деятельности и уровень зарплаты на рабочих местах. Окончание малопрестижного образовательного учреждения не позволяет претендовать на получение высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой работы. Профессор отметил, что в ЮАР закончить непрестижную школу и получить при этом хорошую работу можно только при большом везении. Таким образом, круг «слабого» уровня образования и низкого уровня жизни замыкается.

В ЮАР очень остры проблемы целевого финансирования школ и  качества подготовки учитилей. По словам директора Института детства Университета г. Кейптауна профессора Ширли Пенделбари (ShirleyPendelbury) и старшего научного сотрудника Института Детства доктора Катарины Холл (Katharine Hall), общий образовательный уровень учителей в ЮАР довольно низок. Не имея специального образования и не владея образовательными технологиями, учителя, особенно начальных классов, не способны обеспечить на должном уровне процесс обучения. Одно из решений данной проблемы профессор Ш.Пенделбари видит в том, чтобы сделать главным медиатором между получаемым знанием и учащимся – не учителя, а учебно-методическое пособие.

Говоря о приоритетных направлениях вложения денег в образование, профессор психологии Университета г. Кейптауна Энди Дауэс (Andy Dawes) указал на необходимость инвестирования в раннее детство [7]. При этом он отметил также, что следует учитывать и исследовать отсроченный образовательный эффект. С этой целью в ЮАР реализуется Национальный интегративный план развития образования и проводится мониторинг результатов Национального образовательного теста.

Проблему производства знаний в условиях развивающихся экономик проанализировал профессор Нико Клоете (Nico Cloete), директор Центра реформирования высшего образования. В инновационном «обществе знаний» (knowledge society) университеты играют роль «учреждений по производству знаний» (knowledge institutions) – на их базе производятся, аккумулируются, транслируются и используются новые знания. Центр, возглавляемый профессором Н.Клоете, регулярно проводит оценку состояния высшего образования в ЮАР и других странах Африки [9].

Профессор Н.Клоете привел список лучших вузов Африки, составленный Центром реформирования высшего образования:

  1. Ботсвана – Университет Ботсваны (University of Botswana); 
  2. Гана – Университет Ганы (University of Ghana);
  3. Кения – Университет Найроби (University of Nairobi); 
  4. Мавритания – Мавританский Университет (University of Mauritius);
  5. Мозамбик – Университет Эдуардо Мондлейн (Eduardo Mondlane);
  6. ЮАР – Университет Нельсона Манделы (Nelson Mandela Metropolitan University);
  7. Танзания – Университет Дар эс Салама (University of Dar es Salaam);
  8. Уганда – Университет Макерере (Makerere University).

Профессор Н.Клоете выделил три этапа развития высшего образования в контексте экономического развития:

первый этап – развитие, основанное на определенных факторах (factor-driven);

второй этап –  развитие, основанное на эффективности (efficiency-driven);

третий этап – развитие, основанное на инновациях (innovations-driven).

По мнению профессора Н.Клоете, все страны – участницы проекта находятся на втором этапе. 

ЮАР – страна одиннадцати официальных языков. Это обусловливает дополнительные сложности образовательного процесса. Как отметила доктор Мастин Принслу (Mastin Prinsloo), сотрудник педагогического факультета Университета г. Кейптауна, учеников и учителей часто разделяют языковой барьер и низкая лингвистическая компетентность учителя, его неспособность объяснить материал понятным ученику образом.

Во всех девяти регионах ЮАР имеет место значительная миграция населения между городами и сельской местностью, что способствует возникновению культурных, языковых и прочих препятствий на пути получения образования и сказывается на экономическом благосостоянии семей. По результатам анализа, проведенного директором Института исследований бедности сельских районов профессором Андре Ду Туа   (Andries Du Toit) и исследователем Дэвидом Невисом (David Neves), дети и молодежь из среды мигрантов оказываются особенно уязвимыми в этом отношении.

К тому же в ЮАР до сих пор не искоренены такие последствия расовой дискриминации, как раздельные школы и университеты для белых, черных и цветных с различным уровнем качества и направленности образовательных услуг. По мнению  профессора Нан Йелд (Nan Yeld), декана факультета развития высшего образования Университета г. Кейптауна,  неравенство провоцирует проблемы в получении базового, а в дальнейшем и высшего, образования.

Одна из ключевых проблем в обеспечении благополучия детей и молодежи ЮАР – рост насилия в обществе. Декан факультета психологии Университета г. Кейптауна профессор Дон Фостер (Don Foster) отметил, что в настоящее время в южноафриканском обществе происходит «интоксикация насилием». Особенностью формирования идентичности молодежи в ЮАР является то, что трансляция образа маскулинности происходит через гангстерскую идеологию. Самый яркий, успешный, финансово благополучный образ молодого мужчины – это образ гангстера. Соответственно, нарушение социальных норм становится для современных подростков и юношей в ЮАР нормой, а это, в свою очередь,  ухудшает криминальную обстановку в стране [8]. К тому же, молодые люди  исключаются из социально значимых видов деятельности: хорошее образование дорого и недоступно, и, соответственно, нет достойной работы. Молодежь оказывается в ситуации депривации.

Профессор Д.Фостер подчеркнул, что общество обязано предоставлять молодежи возможность что-то делать, чем-то себя занять – должны быть доступны спорт, работа, учеба, организован досуг. Иначе в ЮАР возможен феномен потерянных поколений (missing millions; буквально – «потерянные миллионы»).

В рамках симпозиума состоялась также презентация новой книги руководителя проекта профессора Г.Дэниелса «Выготский и обучение детей с особыми потребностями», в которой собраны современные практики инклюзивного образования и воспитания [1].

Работа симпозиума в ЮАР завершилась двухдневным марафоном рабочих встреч экспертной группы, на которых были определены  мероприятия по распространению полученного в ходе проекта опыта: подготовка отчетов в Департаменты образования стран-участниц; презентация и последующее обсуждение результатов проекта с группами приглашенных ученых и политиков в каждой из стран; организация  Научного Фестиваля (ESRC Festival of Science); проведение воркшопов для аспирантов и молодых исследователей.

Таким образом, ответом на глобальные вызовы и социальные изменения становится объединение усилий академического сообщества и представителей государства и бизнеса в решении вопросов образовательной политики и обеспечения благополучия детей и молодежи в системе образования и воспитания.

Литература

  1. Дэниелс Г. Выготский и обучение детей с особыми потребностями, Continuum, 2011.
  2. Реморенко И.М. Стратегическое развитие высшего образования в России (стенограмма) //Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». М., 2011.
  3. Blanden J., Hansen K., Machin S. The GDP Cost of the Lost Earning Potential of Adults Who Grew up in Poverty. Joseph Rowntree Foundation report, 2008.
  4. Bradshaw J., Hoelscher P., Richardson D. Comparing Child Well-Being in OECD Countries: Concepts and Methods. UNICEF,  2006.
  5. Brown P., Green A., Lauder H. High Skills: Globalisation, Competitiveness and Skill Formation. Oxford, 2001.
  6. Cheng H.F., Gutierrez M., Mahajan A., Shachmurove Y., Shahrokhi M. A Future Global Economy to Be Built by BRICs // Global Finance Journal. 2007. Vol. 18. Iss. 2.
  7. Donald D., Dawes A., Louw J. (Eds.) Addressing Childhood Adversity. Cape Town, 2000.
  8. Foster D., Freeman M., Pillay Y. (Eds.) Mental Health Policy Issues for South Africa.  Cape Town, 1997.
  9. Higher Education and Economic Development: A Review of the Literature. Pundy Pillay, 2011.
  10. McCowan T. The Growth of Private Higher Education in Brazil: Implications for Equity and Quality // Journal of Education Policy. 2004. Vol. 19. № 4.
  11. Teles V.K., Andrade J. Public Investment in Basic Education and Economic // Growth Journal of Economic Studies. 2008. V. 35.

Информация об авторах

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2665
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 693
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1