Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1752Ключевые слова 21493 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Воспроизведение учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей 1606

Черемошкина Л.В.
доктор психологических наук, профессор кафедры прикладной информатики факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
e-mail: LVCH2007@yandex.ru

Осинина Т.Н.
аспирантка кафедры возрастной и педагогической психологии психолого-педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного Института, Москва, Россия
e-mail: tatyanaosinina@yandex.ru

Аннотация

Цель представленного в статье исследования – изучение закономерностей воспро-изведения учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей. Предметом исследования были эффективность и качественное своеобразие воспроизведения учебного материала школьниками13 лет с различным уровнем развития мнемических способностей. Исследование проводилось на базе VI классов об-щеобразовательных школ города Орехово-Зуево Московской области. Объем выборки – 32 человека (16 девочек, 16 мальчиков). Изучение мнемических способностей школьников осуществлялось с использованием методики диагностики мнемических способностей, в основу которой положен метод развертывания мнемической деятельности В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной. Для исследования эффективности и качественного своеобразия воспроизведения учебного материала использовалась разработанная процедура, стимульный материал которой представляет собой фрагмент текста из учебника по био-логии для VI классов общеобразовательных учреждений. В основе данного этапа исследо-вания лежит прием выделения смысловых единиц, под которыми понимаются слова и словосочетания с наибольшей смысловой нагрузкой. Показано, что эффективность и ка-чественное своеобразие как непосредственного, так и отсроченного воспроизведения учебного текста обусловлены продуктивностью функциональных механизмов мнемиче-ских способностей (на уровне проявляющейся тенденции), уровнем реализации операци-онных механизмов (0,40 на уровне значимости 0,05) и наличием регулирующих механиз-мов (0,37; 0,39; 0,41 на уровне значимости 0,05). Чем выше эффективность мнемических способностей и уровень реализации их операционных механизмов, тем выше успешность воспроизведения учебного материала. Наличие в структуре мнемических способностей регулирующих механизмов повышает эффективность как непосредственного, так и от-сроченного воспроизведения учебного материала. Чем выше уровень развития мнемиче-ских способностей, тем выше процент привнесений при отсроченном воспроизведении спустя неделю после запоминания (0,36 на уровне значимости 0,03). Наличие регули-рующих механизмов мнемических способностей приводит к увеличению количества привнесений, допущенных при воспроизведении спустя неделю (на уровне проявляющейся тенденции).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема изучения эффективности и качественного своеобразия воспроизведения учебного материала школьниками с различным уровнем развития мнемических способностей имеет особую значимость для организации учебной деятельности, а также для оказания своевременной психологической помощи слабоуспевающим школьникам.   

Экспериментальная психология памяти зародилась благодаря Г. Эббингаузу (G.Ebbinghaus),  в конце XIX в. В дальнейшем было осуществлено значительное количество исследований эффективности мнемических процессов в зависимости от особенностей и характера материала, представленного для запоминания (Х.Р. Еникеев, 1944; А.И. Липкина, 1958; Э.А. Фарапонова, 1958; Е. К. Матлин, 1958; П. И.  Размыслов и др.). Работы А. А. Смирнова (а также   П.И. Зинченко, С. Ховлэнда (С. Hovland), Ц.Флореса (C. Flores), В.Я. Ляудис и др.) свидетельствуют о том, что по показателю готовности к воспроизведению значительное преимущество имеет осмысленное запоминание. А.А. Смирновым тщательно изучалась продуктивность воспроизведения учебного материала в связи с образуемыми при запоминании смысловыми связями-опорами и с содержанием установки на воспроизведение (полное или частичное, немедленное или отсроченное и т.п.). Он показал, что в большинстве случаев эффективность отсроченного воспроизведения ниже, чем воспроизведения непосредственного, так как оно в большей мере подвержено влиянию забывания, исключая те случаи, когда субъект прибегает к идеомоторным актам повторения в процессе хранения информации [21].

Литература
  1. Арнольд В.И. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Л., 1981.
  2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. М., 1979.                                                                                                                                                                  
  3. Большунов Я.В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения // Вопросы психологии. 1978.  № 3.
  4. Бочарова С.П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы. Харьков, 2007.
  5. Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
  6. Заика В.И. Очерки по теории художественной речи. В. Новгород, 2006.
  7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
  8. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифферен­циация обучения. М., 1995.
  9. Ким Л.Г. Субъектность текста как фактор вариативности его интерпретации // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 4 (66).
  10. Липкина А.И. Воспроизведение и забывание конкретно-образного и отвлеченного учебного материала // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1958.
  11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  12. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.
  13. Миллер Дж.А. Магическое число семь плюс или минус два // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1998.
  14. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
  15. Новый словарь иностранных слов: 2500 слов и словосочетаний / Е.Н.Захаренко и др. М., 2003.
  16. Осинина Т.Н. Способы реконструкции оригинала при воспроизведении // Альманах современной науки и образования. 2009. № 10: В 2-х ч. Ч. 2.
  17. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений: 8-е изд., стереотип. М., 2005.
  18. Радзиховская В.К. Принципы обеспечения концептуальной целостности учебного курса по психолингвистике // Человек. Язык. Искусство: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2001.
  19. Размыслов П.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании эмоционально-образного и абстрактного материала // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1958.    
  20. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
  21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
  22. Тихомиров О.К. Философские проблемы «искусственного интеллекта» // Вопросы философии. 1975. №1.
  23. Фарапонова Э.А. Возрастные различия в запоминании наглядно­го и словесного материала // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1958.
  24. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф.Губский и др. М., 2009.
  25. Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1973. Вып. 4.
  26. Черемошкина Л.В. Психология памяти. М., 2009.
  27. Черемошкина Л.В. Способности в структуре интеллекта // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. / Под ред. А.Л. Журавлева, М. А. Холодной, Д.В. Ушакова, Т.В. Галкина. М., 2010.  
  28. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М., 1990.
  29. Bartlett F.Ch. Remembering: a Study in Experimental and Social Psychology. N.Y., 1932.
Статьи по теме

Специальная психология  |  Трефферт Д., Кристинсен Д.

Феноменальный мозг

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика