Проведение групповой нейропсихологической диагностики

2645

Аннотация

В статье показана возможность использования в работе психолога методов групповой нейропсихологической диагностики для обследования детей начальной школы. Эффективность предлагаемых, адаптированных для групповой диагностики, проб подтверждена шестилетним опытом апробации методики в обычных и инклюзивных классах. Целью групповой диагностики является скрининговое исследование для выявления детей, попадающих в группу риска трудностей обучения и нуждающихся в дальнейшем сопровождении психолога и педагога. Проведение нейропсихологических проб в группе позволяет достаточно точно оценить уровень развития таких важных для школьного обучения функций, как произвольное внимание, программирование и контроль деятельности, серийная организация движений, слухоречевая память, зрительный гнозис и зрительно-пространственные функции. Основное внимание в статье уделяется описанию тех методик, которые наиболее результативны в ситуации группы и показательны в выявлении сильных и слабых сторон функционального развития каждого ребенка. Описываемые методики дополнены примерами выполнения.

Общая информация

Ключевые слова: нейропсихология, диагностика ВПФ, групповая диагностика, младшие школьники

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Камардина И.О., Матвеева Е.Ю., Пылаева Н.М. Проведение групповой нейропсихологической диагностики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n4/48747 (дата обращения: 19.03.2024)

Литература

  1. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6–8 лет//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. №2.
  2. Ахутина Т.В., Камардина И.О. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения, основанная на идеях Л.С.Выготского и А.Р.Лурии: анализ эффективности// Культурно- историческая психология. 2008. №1.
  3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  4. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.1. М., 1982.
  5. Капустина Г.М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с ЗПР шестилетнего возраста// Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста. М., 1989.
  6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: 2-е изд. М., 2001.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга: 2-е изд. М., 1969.
  8. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учеб. пособие. Спб, 2008.
  9. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М., 2008.
  10. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учеб.-метод. пособие. Абакан, 1990.
  11. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста. М., 2007.
  12. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
  13. Hale J.B., Fiorello C.A. Handbook of School Neuropsychology: A Practicioner’s Guide. N. Y., 2004.
  14. Handbook of School Neuropsychology/ Eds.: R. D'Amato, E. Fletcher-Janzen, C.R. Reynolds. N. Y., 2005.

Информация об авторах

Камардина Ирина Олеговна, старший научный сотрудник лаборатории трудностей обучения и синдрома дефицита внимания и гиперактивности, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: kamardina@mail.ru

Матвеева Екатерина Юрьевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6334-4420, e-mail: Obukhova1@yandex.ru

Пылаева Наталья Максимовна, кандидат психологических наук, Заслуженный научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, Старший научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2214-506X, e-mail: pylaeva.nataliya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2004
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2645
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 16