Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи

3498

Аннотация

В статье рассматриваются проблема системного недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также причины возникновения данного дефекта и пути его преодоления. Описывается предложенная автором специальная методика, разработанная на основе концепций Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера, А.А. Леонтьева. Большое внимание уделяется обучению детей описательной речи как одному из важнейших этапов формирования связной речи. Для развития языковой способности используется знаково-символическая деятельность; предлагается определен¬ный алгоритм описания предметов, представленный в рисунках и схемах; приводятся и комментируются подробные примеры хода работы с детьми с общим недоразвитием речи. Предложенная методика формирует и совершенствует речевые навыки у детей благодаря развитию правильной речевой логики и способности классифицировать кате¬гориально упорядоченные образы различных объектов. Простота, лаконичность и ясность символов делают методику легко понимаемой, запоминаемой и используемой детьми.

Общая информация

Ключевые слова: системное недоразвитие речи, формирование связной речи, речевые высказывания, алгоритм описательной речи

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Иванова Н.Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50250 (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2007.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л.С.Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. М., 1982.
  3. Гальперин П.Я. 4 лекции по психологии. М., 2000.
  4. Глухов В.П. Формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . М., 2004.
  5. Гриншпун Б. М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988. № 3. 
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
  8. Смирнов А.А. Проблема психологии памяти. М., 1961.
  9. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи  // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. М., 1997.
  10. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Информация об авторах

Иванова Наталия Николаевна, доцент факультета дистанционного обучения Московского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: nanik-dubna@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2374
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 3498
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 9