Непрерывное психолого-педагогическое образование — веление времени

761

Аннотация

В статье раскрываются актуальность создания системы непрерывного психолого-педагогического образования и основные предпосылки ее функционирования в современных условиях. Анализируются факторы, обеспечивающие преемственность и непрерывность подготовки психолого-педагогических кадров в формате Университетского округа на базе Московского городского психолого-педагогического университета. С учетом требований нормативно-правовых документов моделируется структурно-компонентный состав системы непрерывного психолого-педагогического образования. В модели представляются инвариантные компоненты системы, позволяющие проектировать все возможные маршруты получения психолого-педагогического образования, начиная с любой ступени (уровня) образования (подготовки). На основе результатов анализа, моделирования и системного проектирования излагается концепция Положения о непрерывном психолого-педагогическом образовании в Университетском образовательном округе Московского городского психолого-педагогического университета.

Общая информация

Ключевые слова: предпрофильные и профильные образовательные программы, ранняя профориентация и профессионализация, непрерывность и преемственность в образовании, системы непрерывного психолого-педагогического образования, концепция непрерывного психолого-педагогического образования

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Новиков В.Н. Непрерывное психолого-педагогическое образование — веление времени [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50756 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 

 

В исследованиях, посвященных теории и практике непрерывного образования, отмечается, что в отечественной науке одними из первых к идее непрерывности обучения обратились выдающиеся российские ученые и педагоги Н.И.Пирогов, К.Д. Ушинский, Д.И.Писарев [1]. Позже, на рубеже XIX и XX вв. их взгляды применительно к организации «внешкольного образования» последовательно развивали известные деятели народного просвещения В.П.Вахтеров и Е.Н.Медынский. Они активно выступали за организацию внешкольного образования, определяя его            в качестве непрерывного процесса, сопровождающего развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека [2; 5].

В начальный период строительства советской школы непрерывность образования обеспечивалась созданием образовательных учреждений различных форм и видов, в том числе для образования взрослого населения и повышения квалификации работающих. По мере ликвидации неграмотности взрослых интерес к непрерывному образованию постепенно ослабевал и в дальнейшем обращение к данной проблеме как теоретиков, так и практиков осуществлялось эпизодически и фрагментарно.

Заметному повышению внимания к непрерывности образования способствовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании». Он определял непрерывное образование как процесс реализации преемственных основных и дополнительных образовательных программ в целях обеспечения общего и профессионального развития личности в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями [3].

В современных условиях непрерывное образование приобретает статус одного из ведущих мировых трендов дальнейшего развития национальных и международных образовательных систем. О важности непрерывного образования для российского общества свидетельствует проведение 22 февраля 2011 г. специального заседания коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, посвященного обсуждению проекта концепции непрерывного образования до 2020 г. В частности, участниками коллегии отмечалось, что глобализационные процессы, обострение международной конкуренции, стремительные темпы развития технологий предъявляют постоянно растущие требования к качеству трудовых ресурсов. По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареют, при этом четыре пятых работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Требование непрерывного обновления знаний, умений и навыков становится необходимостью, определяющей новую парадигму образования: «не на всю жизнь, а через всю жизнь» [7].

На заседании коллегии непрерывное образование определено как процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью непрерывного образования является целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей.

Совершенствование непрерывности и преемственности образования в столичном регионе - одна из основных целей, определенных Приказом Департамента образования города Москвы №584 от 15.09.2004 г. «Об организации Университетского образовательного округа» на базе МГППУ. В Университетском округе отлажена система дополнительного образования. Ежегодно из его учреждений 70-80 педагогов и психологов обучаются на факультете повышения квалификации, 5-6 сотрудников поступают в аспирантуру МГППУ.

Анализ состояния и перспектив деятельности МГППУ и Университетского округа дает основание говорить о наличии значительных потенциальных возможностей для дальнейшего развития непрерывного образования в формате округа. В тоже время современные реалии обусловливают смещение акцентов в этой работе. Создание на базе МГППУ Учебно-методического объединения по направлению 050400     - Психолого­-педагогическое образование - открывает новые перспективы в работе по развитию непрерывного образования. Их оценка приводит к пониманию необходимости обновления многих концептуальных положений современной системы непрерывного образования, существующей в рамках Университетского округа. Учитывая новый статус МГППУ, целесообразно говорить о концепции непрерывного психолого-педагогического образования.

Высокий динамизм инновационных изменений, осуществляемых в сфере современного российского образования, также подтверждает актуальность поиска новых подходов к модернизации подготовки педагогических кадров, прежде всего для общеобразовательных учреждений. Представители школ Университетского округа единодушны в оценке необходимости специальной подготовки педагогов, воспитателей и психологов к работе по реализации новых госстандартов общего образования. В своей основе ее содержание  должны составлять психолого-педагогические знания и компетенции, овладение которыми позволит организовать обучение, воспитание и развитие детей и подростков с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей.

В пользу создания системы непрерывного психолого-педагогического образования в формате Университетского округа уместно привести следующие доводы:

-    в состав округа входят образовательные учреждения всех типов и видов (от детского сада до университета);

-   в Университетском округе сосредоточен значительный научно-педагогический потенциал;

-    округ представляет собой сетевую структуру, в которой отработаны эффективные схемы и механизмы взаимодействия;

-   Университетский округ имеет собственный сайт как системообразующий компонент для создания и развития информационно-образовательных ресурсов непрерывного психолого-педагогического образования;

-    в округе имеются общие органы управления и координации взаимодействия его участников: Совет Университетского округа и отдел по работе с Университетским округом.

В своей совокупности названные обстоятельства позволяют сделать вывод о правомерности создания системы непрерывного психолого-педагогического образования на базе Университетского образовательного округа МГППУ. В связи с этим представляется целесообразным обозначить некоторые позиции, положения и условия, которые можно рассматривать в качестве исходных концептуальных оснований проектирования системы непрерывного психолого-педагогического образования. Некоторые из них изложены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [6] и проекте нового закона «Об образовании» [8], в частности:

- необходимость увязывания программ обучения старшеклассников с дальнейшим выбором специальности;

-   отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы;

-    создание в России в ближайшие годы системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей;

-    развитие творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе;

-    предоставление старшеклассникам возможности обучения в заочных, очно­заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки;

-   развитие практики дополнительного образования, системы олимпиад и конкурсов школьников.

В перечисленных положениях заложена идея ранней профориентации детей и подростков. Данная идея хорошо зарекомендовала себя в процессе реализации образовательных программ в области искусства. Она направлена на раннее выявление одаренных детей и молодежи, профессиональное становление и развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физиологических факторах. Интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами позволяет обучающимся получать начальные знания и навыки о профессии, помогает сделать осознанный выбор направления подготовки с целью дальнейшего образования и продвижения в профессии.

Актуальность ранней профориентации и профессионализации очевидна для любой сферы деятельности, но для психолого-педагогической - это, пожалуй, одна из самых конструктивных и плодотворных идей. Ее значение трудно переоценить, особенно в современных условиях, когда значительно повышаются требования к педагогическим кадрам. Школе нужен новый учитель, способный качественно организовать реализацию новых госстандартов начального и основного общего образования, а в ближайшей перспективе и новых стандартов старшей школы и дошкольного образования. Подготовка такого учителя становится первостепенной задачей государственной важности. Ее решение позволит удовлетворить потребности личности, семьи и общества в деле подготовки молодого поколения российских граждан, способных заботиться о безопасности и развитии своей страны.

Осуществление идеи ранней профориентации и профессионализации, тем более психолого-педагогической, представляет собой сложную и многостороннюю проблему. Ее разрешение предполагает разработку дополнительных и предпрофильных (профильных) образовательных программ психолого-педагогической направленности, начиная с детского сада и заканчивая старшей школой включительно. Для этого необходимы специально создаваемые научно-педагогические подразделения, имеющие в своем составе высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля, досконально знающих школьную жизнь и обладающих богатым практическим опытом работы с детьми и подростками. С этой целью в будущей системе непрерывного психолого-педагогического образования планируется создание двух учебно-методических центров: по дошкольному образованию и начальному общему образованию. Центры логично интегрируются с созданным на базе МГППУ Учебно-методическим объединением вузов, образуя целостную сетевую структуру по направлению «Психолого-педагогическое образование». По существу, формируется единый центр, обладающий всеми ресурсами, необходимыми для комплексного решения всех проблем, связанных с обеспечением успешного функционирования системы непрерывного психолого-педагогического образования.

Анализ вышеперечисленных идей и положений в качестве концептуальных оснований показывает, что они имеют статус необходимых условий, поскольку закреплены в нормативно-правовых документах. Рассмотрим, какие условия являются достаточными для создания и функционирования системы непрерывного психолого-педагогического образования. Одно из таких условий - моделирование основных компонентов системы и взаимосвязей между ними. Продуктивность метода моделирования заключается в том, что модель одновременно выступает средством и познания, и преобразования, и освоения инновационной практики подготовки психолого-педагогических кадров. С учетом существующих и прогнозируемых уровней образования вариант  организационно­ педагогической модели системы непрерывного психолого-педагогического образования можно представить в следующем виде (рис.).

Рис.1. Модель системы непрерывного психолого-педагогического образования в Университетском образовательном округе МГППУ

Предлагаемая модель:

>   соответствует современному состоянию системы российского образования в части ее структуры, ступеней и уровней, существующих взаимосвязей;

>   отражает все возможные схемы и маршруты непрерывного образования в соответствии с принципом «образование через всю жизнь»;

>   учитывает наиболее актуальные изменения в системе образования, связанные с принятием в ближайшей перспективе нового закона «Об образовании»;

> позволяет проектировать оптимальные образовательные траектории педагогических работников с любого уровня образования и с учетом опыта практической деятельности. Иными словами, модель включает инвариантные компоненты будущей системы непрерывного психолого-педагогического образования, показывает их взаимосвязи и отношения и дает ясное представление об организационных схемах реализации одного из актуальных требований современного инновационного общества - образование через всю жизнь. Поэтому в качестве рабочего варианта предложенная модель вполне пригодна для формирования других концептуальных оснований непрерывного                                          психолого­-педагогического образования.

Исследование отношений между компонентами модели показывает, что наиболее слабыми являются взаимосвязи, влияющие на переход обучающихся с одного образовательного уровня на другой. В связи с этим предстоит решить задачу по определению перечня условий, обеспечивающих непрерывность процесса психолого-педагогического образования. Эти условия должны отражать его организационные, содержательные и технологические составляющие. Проанализируем их более подробно.

Важным условием непрерывного психолого-педагогического образования является наличие преемственных образовательных программ. Сложившаяся практика разработки госстандартов ориентирована на обеспечение преемственности образовательных программ, реализуемых внутри уровней образования, например, между ступенями общего образования и между ступенями высшего профессионального образования. Применительно к психолого-педагогическому образованию обеспечена преемственность образовательных программ среднего и высшего профессионально-педагогического образования (педагогические колледжи (лицеи) - педагогические вузы). С учетом этого необходимо обеспечить психолого-педагогическую преемственность образовательных программ дошкольного, общего и высшего образования. Основной способ решения данной задачи - это разработка специальных обазовательных программ психолого-педагогической направленности:

-    дополнительных - для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования;

-    дополнительных программ и программ предпрофильного обучения - для обеспечения преемственности между ступенями общего образования;

-    программ профильного обучения - для         обеспечения           преемственности          между

средним общим образованием, средним профессиональным и высшим профессиональным образованием.

Разработку перечисленных программ целесообразно осуществлять, исходя из содержания уже имеющихся основных образовательных программ начального и основного общего образования, а также с учетом программ дошкольного образования и старшей школы (в стадии разработки). Эффективность этой работы во многом будет определяться активностью и согласованностью действий всех участников Университетского округа, в котором представлены все типы и виды образовательных учреждений столицы.

Не менее важным условием непрерывного психолого-педагогического образования является качественное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. В соответствии с образовательными программами психолого-педагогической направленности необходимо разработать учебники, учебные пособия, методические рекомендации, альбомы схем и другие материалы. Сложность этой работы заключается в разработке оптимального перечня наименований учебно-методического обеспечения и в отборе содержания каждого из его компонентов, соответствующего возрастным особенностям и потребностям детей и подростков. Излишне говорить, что все учебно-методическое обеспечение должно быть доступно и в электронном виде для создания электронных образовательных ресурсов и компьютерных обучающих программ.

Следующим      условием,   тесно связанным с предыдущим, выступает разработка инновационного методического обеспечения непрерывного психолого-педагогического образования.                                Инноваций в сфере образования сегодня хватает. Однако их внедрение зачастую осуществляется без ориентации на конечные результаты, без осознания того, что ценность любого нововведения заключается в степени его влияния на повышение качества образовательного процесса. В этой работе нужен системный подход, предполагающий определение ряда обязательных процедур, которые бы составили целостный процесс психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности: от этапа разработки (отбора) новшеств до их внедрения в практику.

В качестве одного из организационных условий непрерывного образования, правомерно определить порядок формирования классов (групп) для реализации образовательных программ психолого-педагогической направленности: критерии отбора, количество обучающихся, время и место проведения занятий, статус и наименование классов (групп). Особого внимания заслуживает разработка критериев и механизмов отбора детей и подростков, предрасположенных к психолого-педагогической деятельности. В большей степени они разработаны для         профессионально-психологического отбора

кандидатов, поступающих в вуз, в меньшей - для выявления обучающихся начальной и основной школы, склонных к психолого-педагогической деятельности.

Применительно к системе непрерывного психолого-педагогического образования следует проверить эффективность схемы совмещения (по времени) психофизиологического профессионального отбора и ранней профориентации на педагогические профессии. Это сложная и многогранная задача, решение которой по силам команде квалифицированных специалистов. Необходимо разработать комплекс мероприятий, которые бы позволяли на всех уровнях образования, с одной стороны,           выявлять лиц, склонных к психолого­-педагогической деятельности, с другой - формировать и развивать у них мотивацию к овладению психолого-педагогическими знаниями и компетенциями. Понятно, что выполнение подобной задачи невозможно без  специальных многопрофильных исследований. Для их проведения и апробации полученных результатов у Университетского округа есть все возможности.

Непременным условием эффективности процесса реализации специальных образовательных программ психолого-педагогической направленности выступает его кадровое обеспечение. Университетский образовательный округ обладает мощным научно­педагогическим потенциалом. И тем не менее из всего педагогического сообщества для проведения занятий в классах (группах) психолого-педагогической направленности надо отобрать лучших из лучших. Наряду с высоким профессионализмом и авторитетом у обучающихся, педагоги должны воплощать в себе образцовые качества личности учителя и быть для молодежи примером, достойным подражания. В этой связи уместно привести слова из предисловия к двухтомному изданию Избранных психологических трудов нашего выдающегося отечественного педагога и психолога А.В.Запорожца. Его соратники по профессии Л.А. Венгер и В.П. Зинченко отмечают, что Александр Владимирович Запорожец был прекрасным педагогом, воспитавшим многие поколения психологов Московского государственного университета. Он умел привить молодежи любовь к делу, к своей науке и часто говорил о психологии: «Много есть наук полезней, но лучше нету ни одной». Все работавшие с Александром Владимировичем Запорожцем, просто знавшие его, навсегда сохранили в душе облик этого прекрасного и неповторимого в своем обаянии человека[4]. Рассмотренные идеи и условия составили исходные основания концепции системы непрерывного психолого-педагогического образования, положение о котором в настоящее время активно разрабатывается в Университетском округе МГППУ. Оно включает в себя совокупность теоретических и прикладных положений, определяющих механизмы, обеспечивающие преемственность и непрерывность образования при переходе обучающихся Университетского округа с одного образовательного уровня на другой. В положении планируется отразить перечень основных и дополнительных образовательных программ, способствующих реализации непрерывной психолого-педагогической составляющей на всех ступенях и уровнях подготовки педагога, учителя и воспитателя. Также в положении будут определены конкретные задачи всех субъектов, участвующих в организации процесса непрерывного психолого-педагогического образования и в его всестороннем обеспечении.

Завершение разработки Положения и его утверждение станет первым практическим шагом к созданию системы непрерывного психолого-педагогического образования, в которой заинтересованы все участники Университетского округа. Она позволит поднять на качественно новый уровень подготовку психолого-педагогических кадров, прежде всего для дошкольных и общеобразовательных учреждений. Университетский округ внесет свой весомый вклад в дело дальнейшего совершенствования психолого-педагогического образования. Для этого у него есть все необходимые ресурсы: и интеллектуальные, и организационные, и информационные.

Литература

  1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы):Монография.Ростов н/Д, 2001.
  2. Вахтеров   В.П. Внешкольное образование народа: Сельские библиотеки, книжные склады. Воскресные школы и повторительские классы. М., 1896. 
  3. Закон  Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 г. «Об  образовании». Электронная версия: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические  труды: В 2 т. Т. I. Вступительная статья. О творческом пути А.В. Запорожца. Электронная версия: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8116.php.
  5. Медынский   Е.Н. Внешкольное образование. Его значение, организация и техника: 4-е изд. М., 1918.
  6. Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г.  Электронная версия:   http://mon.gov.ru/dok/akt/6591.  
  7. О проекте концепции развития непрерывного образования. Материалы заседания коллегии Минобрнауки России 22 февраля 2011 года. Электронная версия: http://mon.gov.ru/str/kol/resh/2011/8282/. 
  8. Проект Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.3) // Российская газета: Федеральный выпуск №5680 (7) от 17.01.2012. Электронная версия: http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html.

Информация об авторах

Новиков В.Н., доктор педагогических наук, профессор. начальник отдела по работе с Университетским образовательным округом Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: v.n.novikov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1631
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 761
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1