Университетский образовательный округ как актуальный ресурс психолого-педагогического образования

598

Аннотация

В статье рассматриваются потенциальные возможности Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) как ведущего инновационного центра современного психолого-педагогического образования. С учетом первостепенных задач МГППУ, связанных с эффективным становлением нового направления подготовки («050400 – Психолого-педагогическое образование»), анализируется роль и место Университетского округа как одного из значимых компонентов в системе ресурсного обеспечения данного процесса. На основе современного состояния и достижений Университетского округа оцениваются его интеллектуальные, организационные, научные и методические ресурсы. Определяются конкретные задачи Университетского округа и приоритетные направления реализации имеющихся ресурсов для скорейшего становления и дальнейшего развития всех профилей психолого-педагогического образования, реализуемых в МГППУ.

Общая информация

Ключевые слова: профили психолого-педагогического образования, кредитно-модульная система, образовательные программы, мотивация, базовые учреждения практики, методическое обеспечение, подготовка педагогических кадров, экспериментальная работа

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Новиков В.Н. Университетский образовательный округ как актуальный ресурс психолого-педагогического образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50768 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

 

 

Университетский образовательный округ на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) работает восьмой год. За это время он превратился в мощный интеллектуальный ресурс, объединяющий научно­педагогический потенциал 56 образовательных и иных организаций и учреждений Москвы. История округа неразрывно связана с реализацией инновационных проектов и инициатив, предлагаемых Департаментом образования Москвы. Однако и сами участники Университетского округа неоднократно выступали с интересными идеями и предложениями, способствующими решению актуальных проблем образования, прежде всего столичного.

Наиболее значимых результатов участники Университетского округа достигли в работе с одаренными детьми, подростками с отклоняющимся поведением, детьми- сиротами и детьми с особыми образовательными потребностями. Данные направления являются традиционно приоритетными для МГППУ и Университетского образовательного округа.

Следует отметить и активную экспериментальную работу Университетского округа. По существу, он представляет собой большую экспериментальную площадку, на которой разрабатываются и внедряются инновационные образовательные методы, модели и     технологии. Многие ведущие ученые МГППУ являются научными

руководителями или активными участниками городских экспериментальных площадок, созданных на базе образовательных учреждений Университетского округа.

Традиция всегда быть на острие всего нового и передового стала визитной карточкой не только МГППУ, но и Университетского округа. И современный этап его деятельности не является исключением. Сложность, новизна и высокий динамизм изменений, происходящих сегодня в сфере современного образования, требуют нестандартных, прорывных подходов и инновационных схем взаимодействия в решении проблем научно-образовательной деятельности.

Одна из таких проблем - обострение противоречия между потребностью инновационного общества в подготовке инновационного человека и возможностью системы образования, прежде всего общего, подготовить такого человека. Обострение данного противоречия особенно проявилось с введением Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы [5]. Учителя испытывают значительные трудности в организации образовательного процесса, отвечающего требованиям нового стандарта. Им не хватает необходимых психолого­педагогических знаний.

Возникает вопрос: разве студенты педагогических вузов не изучают педагогику и психологию? Изучают. Но процесс изучения не имеет четкой ориентации на ребенка, его возрастные особенности, организацию взаимодействия с учетом возможностей детей и подростков. В результате, учитель затрудняется организовать обучение детей сообразно их возрасту, а психолог - разработать педагогически обоснованные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов его психологических исследований.

Проблема психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для российской школы не нова. Еще выдающийся русский педагог-психолог К.Д.Ушинский, говоря о своей «Педагогической антропологии», отмечал, что эта книга предназначается не психологам-специалистам, а педагогам, осознавшим необходимость изучения психологии для своего педагогического дела [4]. Классик отечественной и мировой психологии  Л.С.Выготский, размышляя о психологической природе учительского труда, пришел к убеждению, что «в будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии» [1, с. 257]. Эти и другие идеи выдающихся отечественных ученых и сегодня остаются ориентирами в педагогической деятельности.

Кардинальному решению задачи фундаментальной психолого-педагогической подготовки педагогических работников призваны способствовать открытие в МГППУ нового направления подготовки - «050400 - Психолого-педагогическое образование» и создание на базе Университета Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по данному направлению [2]. По существу, МГППУ приобретает статус ведущего инновационного центра современного психолого­педагогического образования (рис.).

Рис. МГППУ как ведущий центр современного психолого-педагогического образования

Высокий статус накладывает на МГППУ и особую ответственность за подготовку педагогических работников для учреждений общего образования. И задача эта государственной важности, потому что от уровня компетентности подготовленных
воспитателей, педагогов и психологов будет зависеть и эффективность школы в подготовке молодого поколения к самостоятельному жизненному выбору, труду на благо общества и к продолжению образования. В этом смысле и сегодня актуально утверждение известного английского философа и педагога XVII в. Джона Локка о том, что от правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Главное отличие образовательных программ по профилям психолого­педагогического образования заключается в их содержании, которое выстроено на основе      возрастного и деятельностного подходов. Структура программ

предусматривает блок профессиональных («универсальных») знаний и компетенций, объединяющий в единое направление все профили подготовки - «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «педагог дополнительного образования». Они являются общими для этих видов профессиональной деятельности и позволят выпускникам, вне зависимости от конкретных профессиональных задач, организовывать и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Вместе с тем программами предусмотрено овладение профильно-ориентированными психолого­педагогическими знаниями и компетенциями, необходимыми для решения конкретных узкоспециализированных задач.

Иными словами, в основных образовательных программах по всем профилям психолого-педагогического образования заложено такое содержание, овладение которым позволит педагогическим работникам дошкольных и общеобразовательных учреждений осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение и воспитание, ориентированные на развитие обучающихся, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциалов.

Открытие нового направления подготовки - это не только разработка нормативных документов и набор абитуриентов, это и  последовательная целенаправленная работа по созданию всех необходимых и достаточных условий, обеспечивающих эффективное становление                                                                 новых профилей психолого­-педагогического образования. Процесс этот займет не менее 5-7 лет и потребует активных согласованных действий как структурных подразделений Университета, так и образовательных учреждений Университетского округа. Всю совокупность задач по обеспечению условий становления нового образовательного направления, применительно к компетенции Университетского округа, правомерно объединить в несколько групп.

Первая группа включает в себя задачи преимущественно информационного характера. Они связаны с организацией широкого информирования образовательных учреждений Университетского округа о содержании и назначении каждого профиля психолого-педагогического образования. Цель этой работы - мотивирование потенциальных абитуриентов из числа старшеклассников и педагогических работников образовательных учреждений к поступлению в МГППУ для обучения по образовательным программам бакалавриата и магистратуры по профилям психолого­педагогического образования.

Основными средствами реализации указанной цели являются:

-    размещение информационных материалов на сайте Университетского образовательного округа МГППУ (http://unokrug.ru);

-    приглашение участников Университетского округа на профориентационные мероприятия, проводимые в МГППУ;

-    доведение информационных материалов до участников Университетского округа по электронной почте;

-    информирование участников Университетского округа в ходе проведения плановых мероприятий (заседания Совета Университетского округа, «круглые столы», методические занятия, семинары и т.д.).

Вторая группа задач связана с конкретной организаторской деятельностью по набору абитуриентов. В Университетском округе в целом отработаны процедуры отбора педагогических работников на курсы повышения квалификации. Задача заключается в их доработке и распространении на потенциальных кандидатов для обучения по программам бакалавриата и магистратуры по профилям психолого­педагогического образования. При этом необходимо учитывать профессиональные предпочтения старшеклассников и профессиональные потребности педагогических работников.

Особенностью этой работы является мотивирование педагогических работников общеобразовательных учреждений к обучению по магистерским программам психолого-педагогической направленности. Подобный подход позволит учителям овладеть профессиональными знаниями и компетенциями, необходимыми для организации образовательного процесса, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начальной и основной общеобразовательной школы [5; 6]. В идеале, всем учителям-предметникам было бы полезно получить фундаментальную психолого-педагогическую подготовку, которая даст им возможность квалифицированно решать задачи обучения, воспитания и развития личности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей.

Говоря о новых подходах к организации подготовки педагогических кадров, возможно, стоит вернуться к идее введения педагогической интернатуры. Года три назад она довольно активно обсуждалась педагогической общественностью. Однако с тех пор дальше разговоров дело не двинулось. Между тем данная идея заслуживает всестороннего исследования. Необходимы научно обоснованные прогнозы всех последствий, связанных с включением в систему психолого-педагогического образования педагогической интернатуры. Их разработка - задача вполне посильная для Университетского округа. Ее решение позволит выработать консолидированное мнение по вопросу введения педагогической интернатуры.

Не менее важной для эффективного становления психолого­педагогического образования является группа задач методической направленности. Их актуальность обусловлена особенностями основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, в основу которых положены кредитно-модульная система и компетентностный подход. В учебных планах существенно увеличена доля самостоятельной работы студентов. Это требует смещения акцентов в психолого­педагогическом образовании с аудиторных занятий на практику, исследовательскую работу непосредственно в образовательных учреждениях. В Университетском округе представлены все типы и виды образовательных учреждений столицы. Положительный опыт проведения практики студентов на их базе позволяет надеяться, что они станут прекрасными базами для проведения практик и по новым профилям подготовки бакалавров и магистров.

С учетом психолого-педагогического содержания новых профилей подготовки бакалавров и магистров и новых подходов к ее организации правомерно вести речь о научно-методическом обеспечении образовательного процесса. Важно иметь научно обоснованные рекомендации для всех его участников: и преподавателей, и студентов, и руководителей практик. Особого внимания в этой работе заслуживают разработка, апробация и внедрение как инновационных моделей подготовки студентов, так и современных психолого-педагогических технологий, которыми они должны овладеть для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

Реализация научной составляющей в разработке методического обеспечения подготовки бакалавров и магистров предполагает дальнейшее усиление интеграции образовательного процесса, научных исследований и инноваций в деятельности Университетского округа. В этой работе появляются новые возможности, связанные, например, с подготовкой бакалаврских выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций. В чем здесь взаимный интерес? Во-первых, в объединении усилий в проведении научных исследований, актуальных и для Университета, и для образовательного учреждения. Во-вторых, в повышении шансов на трудоустройство студентов по взаимному согласию сторон, достигнутому в ходе совместной практической деятельности студентов и педагогических работников учреждения.

Эффективность процесса становления нового направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» во многом будет определяться качеством обратной связи. Поскольку такие специалисты раньше целенаправленно не готовились, необходимы оперативные объективные сведения с мест об эффективности процесса подготовки по новым профилям. Для МГППУ важна любая информация, характеризующая деятельность выпускников и уровень их подготовки. Организуя контур обратной связи, участникам Университетского округа следует продумать и уточнить форму и периодичность отзывов на выпускников МГППУ. Их контент не должен быть избыточным, но он должен быть исчерпывающим для обоснованного принятия решений по коррекции организации, содержания и технологий подготовки студентов по профилям психолого-педагогического образования.

Наиболее адекватную оценку уровня подготовки выпускников по профилям психолого-педагогического образования МГППУ получит только через несколько лет по результатам их практической деятельности. Поэтому уже сегодня надо начинать адресную разработку системы диагностики оценки основных образовательных результатов для каждой ступени обучения в школе. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) позволяет измерить уровень владения обучающимся учебной информацией. Новая система должна обеспечить возможность определения, наряду с учебными достижениями, главных результатов в развитии и воспитании детей: способности самостоятельно учиться,                                                     социальной и личностной компетентности, гражданских качеств, усвоения общечеловеческих ценностей и др. (диагностика личностных и метапредметных результатов обучения).

Следующая задача, решение которой требует совместных усилий участников Университетского округа, связана с разработкой новых государственных стандартов дошкольного и среднего (полного) общего образования. Известно, какую неоднозначную оценку у педагогической общественности получил проект стандарта старшей школы. К нему есть немало претензий, причем вполне обоснованных. Более 20 лет у нас отсутствует стандарт дошкольного образования. Вялотекущий процесс его подготовки, вероятно, в ближайшее время перейдет в более активную фазу, в связи с планами придания дошкольному образованию самостоятельного статуса (проект нового закона «Об образовании») [3]. Университетскому округу, в котором представлены все типы и виды образовательных учреждений столицы, следует принять активное участие в подготовке предложений в проекты стандартов. Сейчас у нас есть уникальная возможность, используя  интеллектуальный потенциал Университетского округа, подготовить обоснованные конструктивные предложения по совершенствованию содержания стандартов. При этом необходимо исходить из принципа преемственности дошкольного, общего и высшего профессионального образования. Важно обеспечить единое образовательное пространство для всех уровней и ступеней образования.

Не менее важно, чтобы нормы, закладываемые в стандарты, наряду с условиями и результатами образования, определяли и требования к уровню подготовки и квалификации педагогических кадров. Содержание этих требований должно включать в себя перечень психолого-педагогических знаний и компетенций, позволяющих педагогам, воспитателям и психологам организовать образовательный процесс, адекватный возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков. Сбор, анализ и обобщение предложений для включения в проекты стандартов может взять на себя отдел по работе с Университетским округом.

И еще одна задача, которую давно следовало перевести в плоскость практического решения. Речь идет о дополнении системы подготовки педагогических кадров таким важным компонентом, как отбор абитуриентов, наиболее склонных и способных к психолого-педагогической деятельности. Возникает вопрос: как это сделать в условиях ЕГЭ? Один из вариантов - проведение профессиональных конкурсов и олимпиад, позволяющих зачислять в вузы их победителей и призеров без вступительных испытаний. Это приемлемое, но частичное решение, поскольку оно не позволяет обеспечить необходимую численность набора. Наверняка есть и другие варианты, следует активнее их прорабатывать, Главное, чтобы все они находились в правовом поле. Это работа сложная, многоаспектная, с некоторой степенью неопределенности, однако она стоит наших усилий и времени, потому что,                                                                                                                                                                        в конечном итоге, может привести к системным преобразованиям не только школьного, но и среднего, и высшего профессионального образования.

Таким образом, участники Университетского образовательного округа ясно представляют себе задачи, решение которых будет способствовать эффективному процессу становления новых профилей по направлению подготовки «050400 - Психолого-педагогическое образование». Ожидаемый результат их реализации - позиционирование Московского городского психолого-педагогического университета как ведущего инновационного научно-образовательного комплекса по психолого­педагогическому образованию. Университетский образовательный округ имеет все основания стать неотъемлемым компонентом этого комплекса. Он зарекомендовал себя как эффективная сетевая структура, обладающая значительным научно­педагогическим потенциалом и способная внести весомый вклад в становление и развитие психолого-педагогического образования.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
  2. Об учебно-методическом объединении высших учебных заведений РФ по психолого-педагогическому образованию. Приказ Министерства образования и науки РФ №1114 от 3 ноября 2010. Электронная версия: http://base.garant.ru/6747080/.
  3. Проект Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.3) // «Российская газета». Федеральный выпуск №5680 (7), 17.01.2012. Электронная версия: http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html.
  4. Ушинский К.Д.  Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5 /    Сост.   С.Ф. Егоров.  М., 1990.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Электронная версия: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Электронная версия: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

Информация об авторах

Новиков В.Н., доктор педагогических наук, профессор. начальник отдела по работе с Университетским образовательным округом Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: v.n.novikov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1478
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 598
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1