Психолого-педагогические аспекты в образовательных стратегиях

2002

Аннотация

В статье затрагиваются вопросы совершенствовании системы психолого-педагогического образования, в процессе которого вырабатываются навыки ценностного восприятия окружающей действительности. Выделена проблема мозаичного образования, дающего разрозненные и систематизированные знания, почерпнутые из случайных источников. Показан разрыв между системным знанием и ускоряющимся ростом информационных потоков. Решение задач по преодолению данного разрыва, по мнению автора, требует обеспечения адресности, этапности, непрерывности и целеустремленности процесса обучения. Создавая систему психолого-педагогического сопровождения, можно добиться существенных изменений в методологии психолого-педагогического образования и в конечном итоге – смещения акцентов с психологической подготовки на формирование целостной гуманистической культуры у российской молодежи и студентов.

Общая информация

Ключевые слова: стратегия образования, социальная идентичность, ценностные ориентации, воспитание, обучение

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Орлова И.В. Психолого-педагогические аспекты в образовательных стратегиях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n1/50770 (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

Образование как один из важнейших институтов общества призван передавать людям социально значимый опыт овладения и преобразования действительности. Именно поэтому его можно определить как процесс целенаправленного творения личности человека. Образование в любом обществе предполагает наличие некоторой желаемой модели или образца в процессе освоения ценностей культуры посредством передаваемого опыта людей. Естественно, у каждого народа (страны) есть свой, вытекающий из его строя жизни стратегический образец системы обучения и воспитания людей. Однако процессы модернизации в экономической, социально­политической и духовной сферах жизни людей нивелируют эти образцы, ведут к появлению неких общих ориентиров образовательной политики. При этом устоявшиеся национально-культурные ориентации образования не исчезают, они начинают сосуществовать с новыми стратегиями образовательной политики, что порождает серьезные проблемы в системе образования.

Поскольку образование неизбежно выступает фактором стратификации общества [4], в каждом обществе всегда действует механизм, ограничивающий или, по крайней мере, сдерживающий стратификационный фактор образования. Любое национально-культурное сообщество стремится не только на словах, но и в реальной практике к справедливости, отстаивая равенство возможностей для всех людей получить образование. Однако современные процессы развития образования способствуют формированию в массовом сознании установки на то, что образование является личным делом каждого. Такая повсеместно внедряемая установка делает систему образования в обществе индустрией образовательных коммерческих услуг. В этой связи многие государства, для того чтобы не потерять темп гонки в экономическом развитии, зачастую вынуждены уходить от государственной ответственности за образование, и, соответственно, исключать ответственность за доступность образования всем слоям населения. Вот почему в ближайшее время нас ждет не всеобщая равно доступная для всех людей система образования, а именно избирательная, конкурсная (конкурирующая) стратегия получения образования.

Важнейшим вопросом образовательной стратегии является вопрос о целях и содержании обучения, методах преподавания. Цели и содержание обучения обусловливаются, в основном, социальными и личными потребностями, а также, конечно, и возможностями общества удовлетворять потребность людей в получении образования на том или ином качественном уровне. Так, современная высшая российская школа (а постепенно и средняя школа) в устроении системы подготовки и обучения все более исходит из личных потребностей и желаний самих учащихся. Большинство учащихся ныне ориентируются не на фундаментальные знания в различных научных областях, а в основном - на быстрое приобретение необходимых умений и навыков практической жизни. Такое образование Г.Маркузе называет образованием нулевого цикла [2]. Подобное образование ограничивается прагматически оптимальным минимумом знаний, помогающим человеку укрепиться в своей узкой социально-профессиональной нише. Эти процессы детерминированы целым рядом психологических обстоятельств. Основная причина такой сугубо утилитарной ориентации учащихся при выборе своего пути к образованности лежит в особенностях восприятия индивидом современного этапа развития общества, в изменении ценностных ориентиров и социально-психологических потребностей [1].

Во-первых, системное (комплексное, или универсальное) образование требует больших затрат средств и времени, а в условиях ускоряющейся социальной (в основном горизонтальной) мобильности и при стремлении к удовлетворению быстро растущих потребностей оно не является значимой ценностью. Во-вторых, в условиях мощных быстро меняющихся информационных потоков, это знание очень быстро устаревает. Но поскольку без образования человеку невозможно обойтись, он вынужден психологически приспосабливаться к специфическим условиям. Так, основная масса индивидов формирует собственные знания из определенных структурных линий: главные знания, менее главные знания, второстепенные знания. Иначе говоря, это такая образованность, которая выстроена на нескольких основополагающих ключевых структурах знания, составляющих так называемую путеводную нить, чтобы разбираться в событиях, уметь сравнивать их и отыскивать место для них в своем уме.

Одновременно современный учащийся, находясь под интенсивным воздействием СМИ, овладевает и так называемой мозаичной культурой, а вместе с ней параллельно получает и мозаичное образование. Мозаичная культура или мозаичное образование - это сумма случайных знаний, почерпнутых из СМИ и других источников. Здесь процесс образования представляет собой поток разнородной информации, пассивно поглощаемой индивидом. Он идет от одного случайного знания к другому случайному знанию, и в нем нет готовых решений по всем вопросам. В результате, у индивида оседают лишь осколки знаний (идей, оценок), они как бы находятся на поверхности явлений, поскольку в основном спроецированы лишь внешними впечатлениями. Для получения такого образования человеку не надо прилагать особых умственных усилий, концентрировать пристальное внимание на предмете, уходя в глубь его, обращаясь в себя и на себя. Мозаичное образование - это некое интеллектуальное оснащение, которым располагает индивид в данный момент времени. В отличие от мозаичного образования систематическое образование - это довольно краткий по времени курс обучения (10-15 лет), в результате которого человек получает последовательно сцепленную, не фрагментированную совокупность знаний. Запас этих знаний, конечно, тоже имеет тенденцию улетучиваться или быстро устаревать, ибо современная информация удваивается в течение 5-7 лет. Вот почему индивид, оставаясь лишь на уровне полученного систематического образования (если он это знание не восполняет), через некоторое время уже не может ориентироваться в своей профессии, процессах жизни. Современный мир заставляет человека соответствовать ускоряющемуся развитию, постоянно заполнять свой интеллект различными фрагментарными знаниями, делая его образование мозаичным.

Сделать процесс обучения эффективным возможно в том случае, если он будет вестись адресно, этапно, непрерывно и целеустремленно. Решить задачи обеспечения адресности, этапности, непрерывности и целеустремленности процесса обучения можно, создав систему психолого-педагогического сопровождения.

Основным ее этапом, на наш взгляд, должно стать, прежде всего, - ознакомление со свойствами и качествами личности студентов, начинающих свое обучение. Получив путем социально-психологического обследования данные о личности студентов- первокурсников, не трудно будет адаптировать уже разработанные типовые программы общекультурной подготовки к конкретной студенческой среде.

Важный этап работы - организация системы тест-контроля на основе разработанных для каждого курса психограмм студента, закончившего обучение на определенном курсе, в которых должно быть зафиксировано то, какие свойства и качества личности мы должны сформировать именно на этом курсе. Сравнение фактических результатов тест-контроля с заданными психограммой параметрами позволит скорректировать программу работы с данным курсом, с данной конкретной группой студентов. Сравнение результатов исследования студентов старших курсов с профессиограммой выпускника вуза, специализирующегося в данной отрасли деятельности, позволит оценить, насколько наши студенты соответствуют требованиям, предъявляемым к готовому специалисту, и определить, что еще необходимо сделать для обеспечения наиболее полного соответствия.

Все выше перечисленное делает чрезвычайно актуальным совершенствование системы психолого-педагогического образования, в процессе которого вырабатываются навыки ценностного восприятия окружающей действительности.

Решение этих задач требует существенных изменений методологии системы психолого-педагогического образования, смещения акцентов с психологической подготовки на формирование целостной гуманистической культуры у российской молодежи и студентов.

Государственная образовательная политика Российской Федерации ориентирует педагогов на усиление социализирующей и воспитательной функций образования, развитие у современной российской молодежи идентификационных и адаптационных ресурсов. Психолого-педагогический аспект образования должен помочь учащимся стать гражданами своей страны, научиться жить в условиях демонстративного потребления.

Однако существующая практика формирования гуманистической культуры личности в образовательных учреждениях еще не в полной мере соответствует современным требованиям.

В 1990-х гг. государство занимало пассивную позицию по отношению к образованию. В первое десятилетие новой российской государственности цели образования, в сущности, не определялись руководством страны, а в государственной политике преобладало суждение, что оно не должно вмешиваться в процессы обучения и воспитания учащихся и тем более не должно указывать пути реализации этих целей в общей системе образования. В условиях идеологической неопределенности, при отсутствии государственного заказа на воспитание граждан система образования не имела ориентиров для развития. Тогда в самых разных аудиториях происходили общественно-педагогические дискуссии на эту тему. Порой высказывалось мнение, что вмешательство государства в вопросы образования вредно, что нельзя «научить любить Родину», и т.д.

К концу XX в. эта тенденция стала меняться, и в настоящее время государство заняло четкую идейную позицию, основанную на ценностях гражданско- патриотического воспитания молодежи России. Новым явлением по сравнению с советским периодом стали попытки сочетать ценности патриотического воспитания и рыночной экономики. Государственные требования к системе образования были сформулированы в рамках федеральных государственных образовательных стандартов [3].

Однако государственные образовательные стандарты, строго говоря, не определяют однозначно какую-либо одну теоретическую психолого-педагогическую концепцию обучения, что в целом соответствует провозглашенному Конституцией Российской Федерации принципу многообразия идеологий в государстве. Следовательно, решение вопроса о концептуальных основах обучения относится к компетенции научного исследования. Таким образом, исследования в области социальной психологии и педагогики становятся значимой социальной практикой, отражающей процессы конструирования идентичности и формирующей способы индивидуальной самореализации.

Литература

  1. Ильин В.А. Идентичность и общество: проблема взаимосвязи детской и институциональной витальностей с точки зрения психосоциальной концепции личности // Социальная политика и социология.  2009.  №1 (43).
  2. Маркузе Г. Одномерный человек: Пер. с англ. М.,1994.
  3. Медведева Н.В. Государственная система управления образованием в условиях реформ // Социальная политика и социология.  2009. №5 (47).
  4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Информация об авторах

Орлова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры психологии управления факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: iksi02@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1684
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 2002
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0