Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические особенности профессиональной деятельности инспекторов дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения 1227

Борисова С.Е., кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права, криминологии и психологии, Орловский юридический институт МВД России, Россия, ya.borisowa-svet2012@yandex.ru
Полный текст

В настоящее время одной из проблем первостепенной важности для всего мирового сообщества является обеспечение безопасности дорожного движения, успех в ее решении во многом зависит от принимаемых мер по улучшению ситуации в этой области.

Реализация в нашей стране утвержденной Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» позволила добиться значимых позитивных результатов, однако несмотря на принимаемые государством меры ситуация на дорогах России все еще остается тревожной.

В связи с этим важнейшей сферой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации является контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Особая роль при этом отводится дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ДПС ГИБДД).

Выполнение основных функций ДПС ГИБДД невозможно без учета человеческого фактора и психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников.

Изучение психологии профессиональной деятельности сотрудников ДПС ГИБДД представляется весьма актуальным, так как способствует познанию и анализу психологических характеристик этой деятельности, содержащихся в задачах, предмете, объекте и субъекте труда, позволяет сформировать психологическую осведомленность о ее структуре и содержании. Подобная осведомленность важна, прежде всего, для самих сотрудников ДПС ГИБДД, так как повышает уровень их психологической готовности к выполнению служебных обязанностей, благоприятствует совершенствованию положительной мотивации к труду и других профессионально значимых качеств личности.

Мы остановимся на рассмотрении психологических характеристик профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД.

Одной из отличительных психологических особенностей этой деятельности является интенсивность и разнообразие межличностных коммуникаций. Инспектор ДПС ГИБДД общается с разными категориями участников дорожного движения, отличающихся друг от друга по возрасту, социальному положению, профессии, образовательному и культурному уровню, водительскому стажу и другим признакам, отражающимся в закономерностях межличностного познания. Согласно этим закономерностям в отдельных случаях (например, под влиянием известного в социальной психологии фактора превосходства) восприятие других людей может искажаться, что затрудняет взаимоотношения с ними.

Так, некоторые характеристики участников дорожного движения, с точки зрения опрошенных нами сотрудников ДПС ГИБДД, способствуют возникновению психологических барьеров в общении.

В проведенном нами исследовании применялась анкета, разработанная С.Е. Кораблевым  [1] и направленная на изучение психологических барьеров профессионального общения.

Были опрошены 73 сотрудника ДПС ГИБДД, повышавших в 2010 г. квалификацию на факультете дополнительного профессионального образования Орловского юридического института (далее – ОрЮИ) МВД России  и прибывших из разных субъектов Российской Федерации. Категории опрошенных: 37 сотрудников – инспекторы и старшие инспекторы отдельных батальонов ДПС ГИБДД, 15 сотрудников – командиры (заместители) полков и отдельных батальонов ДПС ГИБДД и 21 сотрудник – командиры (заместители) батальонов (рот) ДПС, входящих в состав полка и отдельных рот ГИБДД.

Опрошенные утверждают, что наиболее трудно преодолимыми для них являются психологические барьеры, связанные с высоким социальным статусом участника дорожного движения (69,77%), с превосходством собеседника по значимому для сотрудника признаку телосложения (41,51%), с высокой компетентностью собеседника в правовых вопросах (38,57%) и с превосходством участника дорожного движения по уровню интеллектуального развития (38,57%).

Психологические барьеры способны возникнуть и в связи с определенным эмоциональным состоянием или несовпадением смыслов высказываний общающихся. Так, в случае обращения участника дорожного движения к сотруднику ДПС ГИБДД, когда последний обязан оказать непосредственную помощь, причинами трудностей во взаимоотношениях могут стать состояние шока, непонятливость и недостаточная сообразительность участника дорожного движения или незнание самим сотрудником ответа на вопрос.

В дополнение к данным анкетирования  обратимся к результатам анализа видеоматериалов VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший сотрудник дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России». В качестве экспертов выступили 25 слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации ОрЮИ МВД России – командиры (заместители) батальонов (рот, взводов) ДПС, входящих в состав полка и отдельных рот ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, проходивших обучение с 3 по 17 октября 2011 г. Проведенный анализ показывает, что инспекторы ДПС ГИБДД недостаточно подготовлены с психологической точки зрения к участию в тактико-психологическом этапе конкурса. Это проявилось в диалогах со статистами – участниками дорожного движения – и указало на неуверенность инспекторов, переживаемую в условиях, когда данные диалоги фиксируются видеоаппаратурой и оцениваются компетентными специалистами (судейской группой).

В моделируемых во время тактико-психологического этапа конкурса ситуациях взаимоотношений с участником дорожного движения это проявилось в следующих поведенческих реакциях инспекторов-конкурсантов:

- в нескрываемом волнении в ходе общения с водителем (дрожит голос, наблюдается тремор рук, выражена чрезмерная жестикуляция);

- нервозности и раздражительности при обращении с алкотестером, что со стороны выглядит как неумелое его использование;

- допущении нелепых оговорок при формулировке законных требований (например, вместо требования о прекращении движения звучало требование о прекращении действия; вместо требования о пересаживании ребенка в детское удерживающее устройство звучала фраза о необходимости его пристегивания);

- чрезмерном увлечении дискуссией с водителем или, напротив, полном игнорировании его справедливых просьб (например, о предоставлении инспектором ДПС ГИБДД сертификата на видеорегистратор или алкотестер).

Поэтому возникает потребность в совершенствовании коммуникативных умений и навыков инспекторов ДПС ГИБДД, в разработке для них конкретных методических рекомендаций, предписывающих определенный, обоснованный с правовой, тактической и психологической сторон алгоритм поведения в наиболее сложных, проблемных ситуациях профессионального общения с участниками дорожного движения.

Другая особенность профессионального труда инспекторов ДПС ГИБДД – экстремальный характер деятельности, в том числе наличие ситуаций, связанных с риском и опасностью для жизни сотрудника, а также возможность причинения сотрудником вреда другим людям [7].

Отметим, что дорожное движение само по себе является источником повышенной опасности для его участников и инспекторов ДПС ГИБДД. При этом высочайшей стрессогенностью и экстремальностью обладают ситуации возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Экстремальный характер деятельности инспекторов ДПС ГИБДД может быть связан и с дефицитом времени для решения профессиональных задач, может объясняться неопределенностью и непредсказуемостью событий, вызывать эмоциональную напряженность. Сотрудники, выполняя служебные обязанности, могут погибнуть или получить ранение, а также, в соответствии со статьями 18–24 Федерального закона РФ «О полиции», имеют право применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие [6].

Стоит подчеркнуть, что ситуации, когда сотрудник полиции применяет оружие, зачастую могут повлечь за собой развитие событий, нежелательное для всех действующих лиц. Известны примеры, когда применение оружия инспектором дорожно-патрульной службы ГИБДД в целях самообороны и защиты напарника влекло за собой тяжелые последствия, связанные с физическим и моральным ущербом, психотравмирующим воздействием указанных ситуаций, переживанием опасений по поводу недостаточной правовой защищенности сотрудника ДПС ГИБДД [4].

 В связи с этим важны не только совершенствование правовой основы деятельности сотрудников полиции, но и усиление роли психологов подразделений Госавтоинспекции в морально-психологической подготовке личного состава. В частности, важно участие психолога в формировании психологической готовности инспектора ДПС ГИБДД к несению службы с оружием, в совершенствовании тактико-психологической составляющей его деятельности, в закреплении умений соблюдать меры личной профессиональной безопасности.

Анализ видеоматериалов тактико-психологического этапа VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший сотрудник дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» показал, что даже наиболее успешные инспекторы ДПС ГИБДД, вышедшие в финал, допускают ошибки при моделировании ситуаций взаимоотношений с участником дорожного движения (водителем).

В частности, в отдельных случаях, как отметили эксперты, инспекторы-конкурсанты допускают следующие ошибки: поворачиваются спиной к воображаемой проезжей части; поднимают документы, выпавшие из рук сидящего в транспортном средстве водителя, способного вольно или невольно нанести удар при резком открывании двери; частично проникают в салон автомобиля участника дорожного движения, заглядывая внутрь; допускают ситуации, при которых участник дорожного движения по своему усмотрению усаживается на заднее сиденье патрульного автомобиля при оформлении инспектором материала об административном правонарушении; не всегда выбирают безопасную дистанцию между собой и водителем.

Данные ошибки указывают на недостаточно прочные умения и навыки обеспечения личной профессиональной безопасности инспекторами ДПС ГИБДД, что проявляется не только в моделируемой игровой ситуации, но и в реальных обстоятельствах несения службы в условиях дорожного движения.

Одним из важнейших принципов деятельности полиции выступает ее открытый и публичный характер. В профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД он имеет свое отличительное содержание.

Так, рассматривая содержание труда инспектора ДПС ГИБДД и специфику его взаимоотношений с участниками дорожного движения, можно утверждать, что инспектор ДПС ГИБДД – это человек, наглядно и ежедневно формирующий своим поведением общественное мнение о профессиональном сообществе сотрудников Госавтоинспекции в целом.

Профессию инспектора ДПС ГИБДД в настоящее время можно смело называть публичной (наряду с профессиями известных артистов, политиков и представителей других сфер, чья деятельность находится постоянно на виду, в поле зрения микро- и макросоциума). Процесс выполнения функциональных обязанностей инспекторами ДПС ГИБДД во многом носит открытый характер, доступен визуальному наблюдению со стороны участников дорожного движения, привлекает их пристальное внимание, а иногда и нездоровый интерес и стремление выставить инспектора в неприглядном свете.

Анализ видеосюжетов, просмотр которых доступен пользователям Интернета с помощью сервиса YouTube, и комментариев к ним показывает, что многие участники дорожного движения  используют видеосъемку (в частности, на камеру мобильного телефона) в момент остановки их транспортного средства и последующего общения с инспектором ДПС ГИБДД. При этом водители, включая видеокамеру, неоднократно уточняют фамилию инспектора, требуют показать им в развернутом виде служебное удостоверение, отказываются выходить из транспортного средства, озвучивают действия инспектора для фиксации своих слов на видеозаписи. Отметим, что ничего противозаконного в этих действиях водителя не содержится, но с психологической точки зрения они могут косвенно свидетельствовать о недоверии участника дорожного движения к инспектору ДПС ГИБДД, о готовности таким образом защититься от его требований или даже противостоять им.

Исследованиями А. Мехрабяна и Р. Бердвистелла установлено, что полное сообщение усваивается человеком через мимику и жесты на 55%, через интонацию – на 38% и через слова – лишь на 7% [5]. 

То есть большую долю информации о собеседнике, а именно о его психологическом настрое, эмоциональном состоянии, намерениях, мы получаем благодаря невербальному поведению. Другими словами, важно не только то, о чем просит или спрашивает участник дорожного движения, но и то, как он это делает.

В видеосюжетах, выложенных самими водителями, заметен их отрицательный настрой, ироничная и  насмешливая интонация, стремление спровоцировать конфликт и эмоциональные реакции инспектора ДПС ГИБДД, желание представить его как глупого, беспомощного и некомпетентного. Не меньший отрицательный заряд несут в себе и комментарии пользователей услуг видеохостинга сервиса YouTube к данным сюжетам, содержащие зачастую грубые, нецензурные и оскорбительные выражения в адрес инспекторов ДПС ГИБДД.

Было бы несправедливым не сказать о том, что в ряде случаев поведение самих инспекторов способствует формированию подобного негативного отношения к ним и обусловливает их правовую и психологическую уязвимость. Так,  те же сюжеты, просматриваемые пользователями Интернета благодаря услугам сервиса YouTube, показывают, что многие участники дорожного движения прекрасно ориентируются в Правилах дорожного движения, положениях Кодекса РФ об административных правонарушениях и Административного регламента [3].  В ситуации взаимоотношений с инспекторами ДПС ГИБДД это сочетается со слабой правовой подготовкой отдельных инспекторов, отсутствием у них прочных навыков четко формулировать причину остановки транспортного средства, неумением выдерживать нейтральный тон диалога и неспособностью в пределах своих полномочий одержать верх в интеллектуальном состязании и психологическом противоборстве с водителем.

Кроме того, многие инспекторы ДПС ГИБДД теряются и испытывают психологический дискомфорт в ситуациях взаимоотношений с участниками дорожного движения, когда те начинают использовать видеосъемку. С одной стороны, это объясняется естественной защитной реакцией психики любого человека, с другой стороны, поскольку участникам дорожного движения не запрещается осуществлять видеозапись, а видеосъемка при этом нередко сопровождается провоцирующим конфликт поведением,  целесообразно говорить о необходимости психологической подготовки инспекторов ДПС ГИБДД к подобным ситуациям.

Вновь обратимся к обсуждению видеоматериалов VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший сотрудник дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России». Слушатели, выступившие в роли экспертов, отметили в качестве одной из наиболее типичных, распространенных и психологически напряженных ситуацию, моделирование которой предусматривало видеосъемку водителем хода общения с инспектором ДПС ГИБДД (рис.).

Рис. Моделирование задания тактико-психологического этапа VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства на звание «Лучший сотрудник дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России»

       Эксперты также подчеркнули прямую зависимость между волнением инспекторов-конкурсантов и наличием видеосъемки. Стрессогенное воздействие, по-видимому, имел и факт работы судейской группы, оценивающей действия инспектора ДПС ГИБДД – участника тактико-психологического этапа конкурса. 

В связи с этим целесообразно говорить об актуальности профессиональной психологической, в том числе коммуникативной, компетентности инспекторов ДПС ГИБДД, их психологической готовности к психотравмирующим, конфликтным и стрессовым ситуациям.

Уместно привести слова заместителя начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майора полиции Павла Ивановича Бугаева, подчеркнувшего значение конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников ДПС ГИБДД, которые по сравнению с другими полицейскими службами чаще всех общаются с гражданами, – от их профессионализма и умения оказать людям необходимую помощь напрямую зависит имидж всего МВД [2].

В целом представляется целесообразным дальнейшее совершенствование профессионализма инспекторов ДПС ГИБДД как достойных представителей  федеральной государственной службы в органах внутренних дел, а также обучение их приемам самопрезентации и формирования позитивного имиджа. 

Следующая особенность – недостаточная социальная оценка деятельности инспекторов ДПС ГИБДД, отрицательно сказывающаяся на эффективности выполняемых служебных функций, психологическом состоянии сотрудника и его семьи.

Так, качественному выполнению функциональных обязанностей может препятствовать недостаточное финансовое и техническое обеспечение, что затрудняет полноценное выполнение сотрудниками Госавтоинспекции оперативно-служебных задач. Учитывая специфику труда инспекторов ДПС ГИБДД, можно утверждать, что слабая в некоторых регионах РФ оснащенность их профессиональной деятельности техническими средствами нередко препятствует фиксации фактов правонарушений и обстоятельств происшествий на дороге. В свою очередь, это ставит под сомнение законность требований инспектора ДПС ГИБДД (в то время как законность – один из основных принципов деятельности полиции), а в ряде случаев затрудняет предъявление соответствующих доказательств во время судебных разбирательств.

И наоборот, усиление материальной базы и технического обеспечения деятельности инспекторов ДПС ГИБДД, более широкое использование достижений современных технологий и информационных систем создаст большие возможности для объективной фиксации поведения участника дорожного движения и документирования обстоятельств преступлений и административных правонарушений. Кроме того, это позволит избежать излишних, никому не нужных и бессмысленных споров на дороге, будет способствовать повышению социального статуса инспекторов ДПС ГИБДД  в глазах населения.

Недостаточная социальная оценка деятельности инспекторов ДПС ГИБДД  проявляется также в малом размере их заработной платы и недостаточном объеме социальных льгот, что не позволяет компенсировать сложные и экстремальные аспекты профессиональной деятельности, в определенном смысле ограничивает возможности восстановления сил и здоровья.

Кроме того, финансовые проблемы, которые испытывают инспекторы ДПС ГИБДД, унижают их профессиональное достоинство и вызывают неудовлетворенность трудом. А связанные с этим неуверенность в завтрашнем дне и беспокойство по поводу материального благополучия своей семьи способствуют развитию профессиональной деформации личности.

Одним из методов проведенного нами исследования явилось включенное наблюдение, оно осуществлялось в ходе стажировки в должности психолога отдельного батальона дорожно-патрульной службы № 1 ГИБДД УМВД России по Орловской области в июне 2011 г.

Включенное наблюдение в процессе совместного патрулирования с экипажами инспекторов ДПС ГИБДД показало, что в ситуациях ведения ими диалога с водителями в присутствии и при участии сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание старшего начальствующего состава, поведенческие реакции водителей, совершивших административное правонарушение, становились более уважительными, корректными и тактичными.

Этот факт позволяет сделать предположение о целесообразности повышения пределов присвоения специальных званий, предусмотренных по штатным должностям инспекторов (старших инспекторов) ДПС ГИБДД, что также будет способствовать повышению их социального и профессионального статуса.

Комплекс мер, способствующих повышению социальной оценки деятельности инспекторов ДПС ГИБДД, обусловит оптимизацию взаимоотношений в служебных коллективах и большую эффективность их профессиональной деятельности.

Подчеркнем, что меры, направленные на повышение значимости профессиональной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД, должны носить государственный и ведомственный масштаб и, кроме того, сочетаться с повышением требований к образовательному уровню, качеству профессиональной подготовки и личностным характеристикам самих инспекторов.

В целом, осуществленный анализ позволяет характеризовать профессиональную деятельность инспекторов ДПС ГИБДД как весьма сложную, эмоционально насыщенную и отличающуюся стрессогенными воздействиями. Данная деятельность, несомненно, предъявляет высокие требования к личности инспектора ДПС ГИБДД, его профессионально значимым качествам, уровню образованности и правовой культуры. Изучение особенностей деятельности сотрудников ДПС ГИБДД показывает целесообразность более глубокого рассмотрения ее психологических составляющих, подтверждает необходимость разработки научно обоснованной профессиограммы этой деятельности и совершенствования профессиональной подготовки сотрудников.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Кораблев С.Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки: Дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
  2. Официальный сайт ГИБДД МВД России: Лучшего инспектора ДПС выберут в Орловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gibdd.ru/news/846.  
  3. Приказ МВД РФ «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» № 185 от 02.03.2009.
  4. Пьяный за рулем // Первый канал. Документальный фильм. 19 мая 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru/documentary/fi=5958.  
  5. Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: Учеб. пособие. М., 2010.
  6. Федеральный закон «О полиции». М., 2011.
  7. Филиппченкова С.И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: Дис. … канд. психол. наук. Тверь, 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика