Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности 2668

Богданович Н.В.
кандидат психологических наук, Москва, Россия
e-mail: bogdanovichnv@mgppu.com

Делибалт В.В.
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», доцент , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: delibalt@yandex.ru

Дегтярев А.В.
старший преподаватель кафедры "Юридическая психология и право" факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: degtyarevav@mgppu.ru

Полный текст

Одна из существенных проблем современной практической психологии –  недостаточная проработанность моделей психологической службы, в рамках которых специалист имеет возможность самоопределиться и простроить реальную концепцию деятельности в конкретной организации. В широком смысле психологическая служба понимается как структурное подразделение учреждения, состоящее из специалистов-психологов, использующих специальные методы для оказания психологической помощи и решения комплексных задач в различных социальных институтах (образование, здравоохранение и др.). Наиболее разработанной моделью в настоящее время является служба практической психологии образования, основная цель которой – сопровождение учебной деятельности и обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию учащихся [2; 8]. Вместе с тем вопрос о модельных вариантах профессиональной деятельности практических психологов актуален в связи с развитием многопрофильных психологических служб, в работу которых включены психологи различных специализаций и отраслей [1].

Для обоснования и разработки модели профессиональной деятельности юридического психолога прежде всего следует определить понятие «клиент». Имеет смысл остановиться на определении А.А. Осиповой: клиент это «страдающее лицо» [9, с. 10]. Но человек может испытывать страдание и не осознавать это как проблему, имеющую разрешение, или не понимать, что эта проблема является предметом профессиональной деятельности психолога, который может помочь. Насколько важно наличие такого осознания, или, говоря профессиональным языком, запроса,  можно понять по тому, что очень многие психологи выделяют специальную технологию – формирование запроса.  С точки зрения методологии, эта технология заключается в переводе клиента в субъектную позицию.

В этом и заключается главное профессиональное отличие практического психолога от педагога: педагог занимается формированием (внешненаправляемым развитием), а практический психолог помагает клиенту в саморазвитии, пассивная роль клиента в этом процессе невозможна. Сразу хочется уточнить, что  понятие «психологическая помощь», не вызывающее сомнений у большинства психологов, все же довольно плохо осмыслено. В самом общем смысле «психологическая помощь» – это содействие клиенту в его развитии или, как писал А.Ф. Бондаренко, деятельность, которая «способствует восстановлению или выстраиванию некой изначально предполагаемой, а возможно в идеале и полагаемой, целостности индивидуального способа бытия, возвращая ему достоинство самоценности» [4, c.10]. «Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, <…> т.е. весь спектр эмоционально смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой» [4, с.12].  

Отметим, что клиентом юридического психолога является не просто «страдающее лицо» (прежде всего – субъективно), а человек, находящийся в жизненной ситуации, не только трудной, но и юридически значимой. Трудная жизненная ситуация характеризуется как объективно или субъективно создавшаяся ситуация, нарушающая социальное и психологическое благополучие, приводящая к осложнениям в функционировании в социуме, дисгармонирующая психическое развитие человека, причем ситуация, которую он не может преодолеть привычными средствами или самостоятельно.

Вопрос о разработке психологического содержания понятия «юридически значимая ситуация» не входит в задачи данной статьи, однако укажем рабочее определение, имеющее значение для обоснования модели профессиональной деятельности юридического психолога. В судебно-экспертном контексте под «юридически значимыми ситуациями»  понимаются юридически значимые периоды времени или ситуации, в которых разворачивается та или иная психическая деятельность подэкспертного лица, оцениваемая с позиции разных юридических критериев (при судебно-психологической экспертизе обвиняемого такой значимой ситуацией будет ситуация совершения инкриминируемого ему деяния, при экспертизе свидетелей – предкриминальная, криминальная и посткриминальная ситуации, стадии предварительного следствия, судебного разбирательства) [11]. С нашей точки зрения, важно также определить психологическое содержание данного юридического понятия: «юридически значимая ситуация» – это ситуация с участием несовершеннолетнего (и его ближайшего окружения), субъекты которой находятся в отношениях, обусловленных конфликтным взаимодействием в правовом контексте, что приводит к психологическим последствиям для ее участников [3].

Само понятие «юридически значимая ситуация» предполагает владение специальными познаниями, позволяющими оказывать психологическую помощь. Опыт и практика показывают, что зачастую клиенты, находящиеся в юридически значимой ситуации, занимают довольно пассивную и немотивированную позицию. Это обуславливает необходимость методологически описать деятельность специалиста данного профиля.

Еще одной проблемой, лежащей на пути создания модели психологической службы, является низкая осмысленность и слабая дифференциация видов и направлений деятельности практического психолога. Специфика деятельности юридического психолога заключается в ее направленности на оказание психологической помощи в юридически значимом контексте, а именно – до, во время и после юридически значимой ситуации. Соответственно, деятельность юридического психолога может быть разделена на следующие направления: профилактику, сопровождение в юридически значимой ситуации и реабилитацию.

Профилактика – направление деятельности психолога, целью которого является создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам. Данное направление состоит из системы мер (скоординированных, комплексных, разноуровневых), направленных, во-первых, на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска, во-вторых – на устранение выраженных факторов риска при условии рецидива, в-третьих – на  ресоциализацию. Сюда же  относятся меры по созданию условий, способствующих закреплению положительных эффектов. Профилактика как направление деятельности предполагает мониторинг и выделение группы риска, с которой и будет проводиться дальнейшая работа.

Например, в случае профилактики правонарушений среди несовершеннолетних проводится первичная диагностика, которая позволяет отследить факторы, способствующие совершению подростками противоправных действий, а также личностные детерминанты, которые   могут  влиять на готовность к совершению преступлений. С выделенными группами риска проводится коррекционно-развивающая работа с целью, с одной стороны, привести нарушенные процессы к норме, а с другой – развить те процессы, основываясь на которых человек сможет эффективно противостоять негативным факторам внешней среды. Юридический психолог при работе с несовершеннолетними особое внимание уделяет правовому просвещению, в рамках которого не только сообщает юридические знания, но и способствует формированию ответственного поведения.

Следующее направление деятельности юридического психолога –сопровождение в юридически значимых ситуациях. Сопровождение – это направление деятельности психолога, целью которого является создание адекватных и психологически благоприятных условий для участников какой-либо определенной деятельности.

Спецификой деятельности юридического психолога в данном направлении является сопровождение ребенка в юридически значимых ситуациях, например,  при рассмотрении  дел в КДНиЗП, в процессе следственных действий и  в суде. Здесь могут решаться такие проблемы, как определение степени воздействия на ребенка со стороны субъектов судебно-следственных мероприятий, принятие подростком ответственности за правонарушение и т.д. В настоящее время  довольно актуален вопрос о разработке технологий сопровождения несовершеннолетних в процессе допроса, очной ставки и иных процессуальных действий.

Заключительным направлением деятельности юридического психолога является реабилитация. В настоящее время понятие «реабилитация» чаще всего определяется как некоторый перечень мер или мероприятий, проводимых в конкретном учреждении (системе, территории), в результате воздействия которых должны произойти некоторые изменения с клиентом. Однако подобное определение выносит за рамки два важных аспекта – активность самого субъекта и процесс развития (изменения и восстановления) клиента.

Трудная жизненная ситуация или юридически значимая ситуация нарушают нормативную социальную ситуацию развития ребенка, которая по определению Л.С. Выготского, характеризует единственное и неповторимое, исторически заданное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и обществом [6]. Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, а также, с точки зрения А.Н. Леонтьева, его объективное место в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему, ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития [10]. Как отмечает Е.Г. Дозорцева, изменение социальной ситуации развития детей в связи с возникновением новых социальных явлений, которые могут служить факторами отклоняющегося поведения, ставит перед психологами новые проблемы и задачи в организации психологической помощи [7]. Восстановление нормативной социальной ситуации развития возможно путем создания замещающей ситуации [5, с. 25], которая обеспечивает условия восстановления утраченных или нарушенных социальных связей, восстановление психологического состояния, формирование мировоззрения и ценностно-смысловой сферы, влияющих на социальное поведение, возможность дальнейшей интеграции десоциализированного клиента в социокультурное пространство.

Таким образом, в нашем понимании реабилитация – это направление деятельности психолога в междисциплинарном контексте работы специалистов с клиентом и его социальным окружением, целью которого является создание замещающей социальной ситуации развития, отслеживание динамики изменений. Реабилитация обеспечивает клиента ресурсами (внутренними и внешними), позволяющими переносить (в том числе – сохранять и поддерживать) изменения в другие жизненные ситуации.

В практике оказания психологической помощи реабилитация имеет следующие важные особенности, которые позволяют по-новому увидеть роль психолога.

 Во-первых, комплексность. В ходе реабилитации необходимо создать единое реабилитационное пространство внутри организации, а это невозможно без единой концепции деятельности, научно-методической основы и профессиональной подготовки специалистов. Междисциплинарный контекст подразумевает интегративность и мультимодальность воздействий, так как  включает в себя социально-правовую, психологическую, психотерапевтическую, социально-педагогическую, воспитательную, медицинскую помощь, поддержку и сопровождение, трудовую реадаптацию, спортивно-оздоровительные мероприятия, обучение в полном смысле слова.

 Во-вторых,  необходимость не только воздействия, но и отслеживания изменений, которые эти воздействия вызывают. Работа психолога становится необходимой для работы всей команды специалистов. Кроме того, реабилитационное пространство не может быть замкнутым. Необходимо коллегиальное решение практических проблем: межведомственное взаимодействие как коллег (например, методическое взаимодействие психологов), так и специалистов разных профилей (как в рамках диспетчерской функции – передача клиента, так и в разработке совместных программ по реабилитации).

 В-третьих, довольно конкретная цель – восстановление (в отличие от профилактики, когда целью деятельности является отсутствие проблем, и не всегда понятно, является ли это результатом работы психолога).

 В-четвертых,  работа не только с  клиентом, но и с его окружением. Это делает работу более продуктивной.

Таким образом, данные направления образуют сферу деятельности юридического психолога (рис. 1), где на этапе профилактики охватывается вся совокупность клиентов (их семьи и социальное окружение), на этапе сопровождения психолог целенаправленно занимается теми клиентами, которые попали в юридически значимую ситуацию, на этапе реабилитации  создаются специальные условия с целью дальнейшей реинтеграции клиента в общество.  

 

Рис. 1. Сфера деятельности юридического психолога

 

Каждое из  направлений деятельности включает в свою структуру определенные этапы деятельности (рис. 2). Для того чтобы лучше понять содержание деятельности юридического психолога необходимо представить определения данных видов деятельности.

1.    Проведение психодиагностики. Психодиагностика – это деятельность психолога, в которой ставятся задачи выявления определенного психологического содержания с помощью специально разработанных психологических методов. Целью диагностики является получение информации, на которую можно будет опереться при дальнейшей работе с клиентом (получение результатов диагностики может быть началом психологического консультирования, беседа по данным диагностики дает возможность определить предпочтительные  направления развивающей работы, выделение мишеней воздействия является основой психологической коррекции). Можно выделить два основных типа проведения психодиагностики: экспресс диагностику, целью которой является определение группы риска, и углубленную первичную психодиагностику, цель которой –  анализ актуального состояния, определение сохранных и нарушенных сторон психической деятельности и личности,  мишеней воздействия для планирования дальнейшей траектории работы с клиентом.

2.    Подготовка и проведение консилиума (комиссии, совещания), т. е. такого собрания специалистов (возможно, с привлечением клиента, заказчика и других заинтересованных лиц), где происходит планирование комплексной работы с клиентом, составление адресной программы помощи.

3.    Планирование и осуществление решений консилиума. Они включают в себя следующие подэтапы:

·      психологическое консультирование. Этот вид деятельности направлен на расширение кругозора клиента по его запросу. Данный этап позволяет прояснять непосредственно потребности самого клиента, что он сам определяет в качестве проблемы. Кроме того здесь может оказываться психологическая помощь окружению клиента;

·      коррекционная и развивающая деятельность психолога. Психокоррекция – это вид деятельности психолога, направленной на исправление (преодоление) имеющихся отклонений в развитии, поведении и личности. Развивающая работа – деятельность психолога, направленная на изменение исходного состояния субъекта в направлении желаемого, обучение навыкам, развитие требуемых качеств, осуществляемое в рамках индивидуальной и групповой работы с клиентами. Эти виды деятельности, на наш взгляд, необходимо дифференцировать, так как они преследуют разные цели, а именно:  суть психокоррекции заключается в достижении клиентом заданной нормы (психической, возрастной и т.д.), а  суть развивающей работы – развитие тех свойств и процессов, которые не заданы нормой (например, лидерские качества), но которые способствуют улучшению жизни клиента;

·      психологическое просвещение. Этот вид деятельности психолога направлен на повышение психологической компетентности клиентов и их окружения. С помощью просвещения можно создать такие условия, благодаря которым достигнутые клиентом в ходе психокоррекционной и/или развивающей работы психологические изменения будут приняты и поддержаны его окружением.

4.    Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы (может заключаться в проведении повторной динамической и итоговой диагностики, направленной на отслеживание динамики изменений клиента, их устойчивости; консультации со специалистами по итогам проведения цикла работы и т.д.).

5.    Методическая работа психолога. Она определяется как деятельность, направленная на осмысление проведенного цикла с дальнейшим созданием технологий работы с данной целевой группой.

Рис. 2. Этапы профессиональной деятельности юридического психолога

 

Также существуют другие виды деятельности, которые могут быть включены в данную схему, исходя из специфики запросов к психологу:

медиация. Это (технически) организация диалога: а)  между противоборствующими сторонами,  б) (более широко) между разными людьми, обеспечивающими процессы взаимопонимания. Также это способ разрешения конфликтов силами самих сторон с помощью нейтральной третьей стороны. В настоящее время данная технология является востребованной не только при решении трудных жизненных ситуаций (внутрисемейные или школьные конфликты и др.), но и в юридически значимых ситуациях, когда на досудебном этапе есть возможность решить ситуацию  примирением сторон. Более того, примирительные процедуры фокусируют внимание не только на работе с правонарушителем (прежде всего на уровне осознания вины, принятия ответственности и возмещения ущерба), но и на проблемах и потребностях жертвы;

экспертиза. Это вид деятельности, имеющий целью получение с помощью специальных познаний и исследования предмета экспертизы новой информации, которая может быть использована для решения конкретной проблемы (судебная экспертиза – решение проблемы в судебном контексте, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних – решение специфических проблем, касающихся несовершеннолетних в юридическом контексте, гуманитарная экспертиза – решение вопросов в области гуманитарной практики);

психотерапия. Это вид деятельности, направленный на проработку глубинных процессов психической деятельности клиента;

психогигиена. Эта отрасль знаний на границе гигиены, психотерапии и психологии изучает и предлагает меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предпреждения психических заболеваний;

социально-диспетчерская деятельность. Она направлена на получение клиентами помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога.

При разработке психологической службы с участием юридического психолога необходимо учитывать, что существуют формы организации деятельности психолога, которые позволяют сделать работу более эффективной.

Например, мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза позволяет принимать решения и распределять ресурсы, основываясь на объективных данных. Он осуществляется обычно путем выделения индикаторов развития.

Или, например, проектирование как технология решения проблемы или задачи в рамках деятельности психолога. Имеется в виду конечный измеряемый результат и конкретный срок реализации (результат – продукт).

Итак, на наш взгляд, в работе психолога можно выделить: 1) виды деятельности (психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия, развивающая деятельность психолога, психогигиена, психологическое просвещение и т.д.); 2) направления деятельности (состоят из видов деятельности и имеют комплексный характер, т. е. для их реализации необходимо взаимодействие с другими специалистами – психологическая профилактика, психологическая реабилитация, психологическое сопровождение, медиация); 3) формы организации деятельности психолога (мониторинг, проектирование).

Разрабатывая концепцию и модель профессиональной деятельности юридического психолога в конкретной организации необходимо определить с помощью мониторинга среды, какие основные запросы существуют на работу психолога, с помощью проектирования разработать основные формы работы психологической службы. Данные материалы позволят уточнить основное направление деятельности психологической службы (профилактика, сопровождение или реабилитация), описать цикл деятельности и определить виды деятельности психолога.

Описанная выше модель может быть широко использована и модифицирована в различных организациях, где востребована профессиональная деятельность юридического психолога.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Алейникова И. Возможности многопрофильной психологической службы // Первое сентября. 2009. №21. Электронный ресурс: http://upr.1september.ru/articles/2009/21/04
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.
  3. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Психологические проблемы профилактики ксенофобии, экстремизма и национализма как юридически значимых ситуаций // Конференция «Профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде»: Сб. науч. тезисов. М., 2009.  Электронная версия:  http://www.ug.ru/archive/39013
  4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2001.
  5. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Посттравматическая регрессия у детей (на материале психологической работы в Беслане в 2004–2006 гг.) // Журнал неврологии и психиатрии. 2009. №12.
  6. Выготский Л.С. Проблема возраста// Л.С. Выготский. Собр.соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983. Электронная версия: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/ch6_3.html
  7. Дозорцева Е.Г. Актуальные проблемы ювенальной юридической психологии // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М., 2010. Электронная версия: https://psyjournals.ru/kochenovskie_chteniya_2010/issue/41355_full.shtml
  8. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб., 2009.
  9. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие. М., 2002.
  10. Психология развития: Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2006.
  11. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998. Электронная версия: http://lib.unidubna.ru/search/files/ps_safuanov_sud_psi_exp/~ps_safuanov_sud_psi_exp.htm
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика