Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая грамотность как психолого-педагогическое условие социализации старшеклассников 2897

Милёхин А.В., кандидат психологических наук, первый проректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, milehinav@mgppu.ru

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования психологической грамотности старшеклассников. Опираясь на собственный практический опыт преподавания учебного предмета «Психология» в школе, автор рассматривает психологическую грамотность как условие социализации старшеклассников. Представлен анализ особенностей протекания процесса социализации в старшем школьном возрасте, сформулированы основные принципы преподавания курса «Психология» в старших классах, изложены результаты эмпирического исследования влияния психологической грамотности на процесс социализации старшеклассников, в рамках которого определены психодиагностические показатели характеристик социализированной личности старшеклассника, обоснован подбор психодиагностического инструментария для измерения данных показателей, описана динамика развития показателей социализированной личности старшеклассника у участников исследования. Доказано, что психологическая грамотность является одним из условий социализации учащихся старших классов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«Психологическая грамотность рассматривается учеными  как совокупность элементарных психологических знаний и умений. Она представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается  освоение последней с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и об их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.  Общая психологическая грамотность – это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку [5]».

Литература
  1. Дубровина И.В. Проблемы социализации человека // Вопросы психологии. 2005. №3.
  2. Изучение психологии в школе: Материалы международной научно-практической конференции/Под ред. И.В.Дубровиной. М., СПб., 2011.
  3. Климов Е.А. О профессиональной культуре психолога и психологической грамотности социальной среды // Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,1998.
  4. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. М., 2002.
  5. Колмогорова Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. М., 2006.
  6. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. учеб. заведений. СПб., 2007.
  7. Преподавние психологии в школе, 3–11-й классы: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. И.В.Дубровиной. М.,Воронеж, 2007.
  8. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Общего Образования  (среднее (полное) общее образование)  от 15 апреля 2011 г. /Руководители разработки проекта: Л.П. Кезина, академик РАО; А.М. Кондаков, научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.
  9. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2004.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика