Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая грамотность как психолого-педагогическое условие социализации старшеклассников 2893

Милёхин А.В., кандидат психологических наук, первый проректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, milehinav@mgppu.ru
Полный текст

Проблема психологической грамотности занимает значительное место в исследованиях современных  отечественных психологов (Е.А. Климов, И.В. Дубровина, С.Л. Колмогорова и др.). Под психологической грамотностью понимается  осведомленность о фактах и закономерностях, характеризующих субъективный мир человека [3]. Психологическая грамотность –  это психологические знания и средства, позволяющие человеку сознательно, разумно относиться к себе и окружающим, знать, понимать и учитывать свои индивидуальные возможности и особенности [1; 6].

Психологическая грамотность естественным образом складывается в процессе онтогенетического развития еще в детском возрасте, благодаря социализации и энкультурации [9].

Психологическая грамотность рассматривается учеными  как совокупность элементарных психологических знаний и умений. Она представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается  освоение последней с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и об их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.  Общая психологическая грамотность – это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку [5].  

Образовательное учреждение является одним из важнейших агентов социализации в формировании психологической грамотности старшеклассников. Один из путей формирования психологической грамотности учащихся –   преподавание учебного курса «Психология».

Введение в современную общеобразовательную школу психологии в качестве учебного предмета является важным направлением совершенствования всей системы образования, одним из  психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС и способствует эффективной социализации школьников.

 Проблема преподавания психологии в школе не нова. На протяжении последних полутора веков она находилась в центре внимания ученых
(П.П. Блонский, А.П. Нечаев, К.Н.Корнилов, Г.И.Челпанов, Г.А. Фортунатов, Б.М.Теплов и др.)  и  рассматривалась ими как важное направление деятельности психологов в системе общего среднего образования. Ученые утверждали, что психология необходима как предмет общего образования, который формирует целостное мировоззрение ребенка, учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, с окружающими людьми, но и с самим собой [2; 7].

Сегодня в психолого-педагогической практике все острее ставится вопрос о том, как должны оцениваться  результаты освоения основной образовательной программы, в том числе – как  можно оценить уровень развития личностных результатов. Несмотря на актуальность проблемы формирования психологической грамотности населения и наличие множества курсов психологии для образовательных учреждений эффективность данных подходов изучена не во всех случаях. Не доказано, что повышение психологической грамотности у старшеклассников является  психолого-педагогическим условием, способствующим  процессу социализации современных старшеклассников в образовательных учреждениях, которые реализуют основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

В период  с  сентября 2007 г. по май 2011 г. нами было проведено эмпирическое исследование влияния школьного психологического образования на процесс социализации старшеклассников.

Организация и методы исследования.

 Целью исследования было изучение влияния психологической грамотности на процесс социализации старшеклассников.

В  исследовании ставились следующие задачи:

1) формирование контрольной и экспериментальной группы для проведения  констатирующего эксперимента;

2) определение психодиагностических показателей характеристик социализированной личности старшеклассника, подбор психодиагностического инструментария для измерения данных показателей;

3) проведение констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах по определению уровня развития показателей социализированной личности старшеклассника;

4) создание условий для проведения формирующего эксперимента;

5) проведение в экспериментальной группе формирующего эксперимента, направленного на развитие психологической грамотности учащихся X–XI классов;

6) проведение констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах по определению динамики развития показателей социализированной личности старшеклассника;

7) проведение констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах по определению уровня психологической грамотности старшеклассников.

Для проведения эмпирического исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы: классы, где преподавался предмет «Психология», и классы, где предмет «Психология» не преподавался. Эмпирическое  исследование проводилось в течение четырех лет на базе Центра образования №1927 и средней школы №2031.
В исследовании приняли участие 246 человек – учащиеся X–XI классов.  В экспериментальную группу вошли 117 человек  (старшеклассники, изучавшие предмет «Психология»), в контрольную группу – 129 человек (старшеклассники, не изучавшие предмет «Психология»).

          Для оценки эффективности проведенной работы по развитию уровня социализации личности старшеклассников, а также для оценки эффективности  работы по развитию личностных особенностей учащихся X–XI классов, участвующих в эксперименте, были использованы стандартизированные диагностические методики (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Диагностический инструментарий

Психодиагностические показатели характеристики социализированной личности старшеклассника

 

Диагностические методики

Социометрический статус

Метод

социометрических измерений

(социометрия)

Толерантные и интолерантные
установки личности

Опросник «Диагностика толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения»
(В.В. Бойко).

Конформность

Самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз)

Адекватность самооценки

Тест «Шкала самооценки» (Ч.Д. Спиберг, Ю.Л. Ханин)

 Тест «Шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет», форма «Б»  (А.М. Прихожан)

Авторская анкета «Представление субъектов образовательного процесса о феномене социализации»

Рефлексивность, критичность

Методика исследования самоотношения (С.Р.Пантелеев)

Самоотношение

Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев)

Самовосприятие

Самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз)

Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев)

Развитие ценностно- целевых установок

Самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз)

Методика «Ценностные ориентации»
(М. Рокич)

Опросник терминальных ценностей
(И.Г. Сенин)

Ценностный опросник (С. Шварц)

Временная перспектива

Самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз)

Интернальный локус контроля

«Методика диагностики уровня субъективного контроля» (Дж. Роттер, Т.Л. Крюкова,  Е.В. Куфтяк)

Тест смысложизненных ориентаций

(Д. Крамбо, Л. Махолик, Д.А. Леонтьев)

Межличностная чувствительность

Самоактуализационный тест

(Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз)

Эмоциональная  и волевая саморегуляция

Самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз)

Стремление к самоактуализации

Самоактуализационный тест (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз),

Личностный адаптивный потенциал

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин)

 

Для оценки уровня психологической грамотности старшеклассников использовался  диагностический инструментарий по изучению уровня  психологической грамотности старшеклассников, состоящий из двух частей: часть 1 – опросник «Психологическая грамотность» (модификация  теста  «Психологическая грамотность» Л.С. Колмогоровой [4]); часть 2 – психологическое эссе (модификация итоговой контрольной работы по психологии, разработанной  авторским коллективом под руководством И.В.Дубровиной) (см. Приложение).

Для проведения  формирующего эксперимента в Центре образования
№ 1927 было организовано  преподавание уроков психологии: в X классах курс  «Психология самоопределения» – 36 ч, в XI классах курс «Психология: наука, культура, жизнь» – 33 ч.

Основная тема уроков психологии в X классе – психология самоопределения – личностного, профессионального, жизненного.

 На уроках учащиеся подробно анализируют такие важнейшие характеристики личности, как чувства и эмоциональные переживания, являющиеся важной частью личностного самоопределения, психологической готовности к постоянному получению новых профессиональных знаний за счет самообразования как основы профессионального самоопределения. На уроках психологии в X классе большое внимание уделяется таким аспектам социального самоопределения, как формирование готовности к созданию собственной семьи и вопросы межличностных отношений. Завершает курс психологии для X класса раздел, в котором рассматриваются психологические причины нарушения процесса самоопределения, в том числе ситуации и механизмы возникновения различного рода зависимостей – наркомании, лудомании, интернет-зависимости и других. Главная цель этого раздела – научить старшеклассников распознавать подобные состояния зависимости, показать возможные пути и профилактические способы противостояния им.

Материал курса по психологии для XI класса направлен на расширение социальной и психологической компетентности молодых людей. Учащиеся знакомятся с основными областями применения психологических знаний, получают представление о различных аспектах психологической культуры
как части общей культуры и ее роли в повседневной жизни человека:

- знание человеком самого себя, своих психологических особенностей;

- уважение к личности другого человека, умение понимать и ценить психологические  качества других людей;

- способность взаимодействовать с окружающими людьми, строить с ними конструктивные отношения;

- способность позитивно решать возникающие на жизненном пути проблемы и трудности.

Отдельное внимание уделяется изучению психологических механизмов управления человеческим поведением в самых разных сферах (политической, информационной, экономической, бытовой и др.), в которые включены все люди, независимо от их социального статуса и профессиональных занятий [2; 7].

Специфику преподавания науки психологии как предмета школьной программы  исследует лаборатория научных основ детской практической психологии Психологического института Российской академии образования под научным руководством доктора психологических наук профессора И.В. Дубровиной.  Разработаны научно-методические аспекты преподавания психологии в школе, обоснована необходимость преподавания  основ научной психологии в современной школе, представлена программа учебного курса. Экспериментальное внедрение данного курса осуществляется в образовательных учреждениях  Москвы, Омска и других регионов России.

Основная цель преподавания психологии в школе – овладение школьника элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры. Цель преподавания психологии в школе совпадает с основной целью всей системы образования – культурным и социальным развитием ребенка, обеспечивающим ему полноценное вступление в самостоятельную жизнь [7]. В связи с этим мы считаем, что преподавание психологии как учебного предмета может выступать одним из психолого-педагогических условий социализации старшеклассников.

 Проведение эмпирического исследования.

  На этапе формирующего эксперимента в экспериментальной группе проводились учебные занятия по курсу «Психология», направленного на формирование в старших классах психологической грамотности, психологической готовности к самоопределению. Это оказывает влияние на развитие у учащихся самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии и других  характеристик социализированной личности.

Анализ особенностей протекания процесса социализации в старшем школьном возрасте, результаты проведенных исследований и собственный практический  опыт позволили нам сформулировать основные принципы преподавания курса «Психология» в старших классах:

- принцип информированности и доступности (трансляция психологических знаний с учетом  возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовки);

- принцип интериоризации знаний (переход объективной информации на субъективный уровень, развитие навыков применения  научных знаний в практической деятельности);

- принцип этической ответственности (ответственность за предоставленные знания, невмешательство во внутренний мир учащегося);

- принцип  рефлексивности (осознание учащимися способов самопознания и последующих личностных изменений);

- принцип личностного осмысления (интроспективное проецирование, придание абстрактным знаниям личностного смысла);

- принцип сотрудничества (активное субъект-субъектное взаимодействие участников учебного процесса).

Специально организованные занятия  в рамках курса «Психология» развивают у учащихся старших классов понимание сущности процесса социализации, самоопределения, обогащают их рефлексивным опытом, что обеспечивает переход объективной информации на субъективный уровень, способствующий более глубокому пониманию старшеклассником психологических особенностей развития собственной личности  и осознанию ответственности за свое поведение по отношению к себе и окружающим.

 Уроки психологии являются одним из психологических условий успешного протекания процесса социализации старшеклассников, формирования и развития их психологической грамотности, психолого-педагогической компетентности и психологического здоровья, так как раскрывают для старших школьников собственную индивидуальную психологическую сущность, повышают гибкость и эффективность в различных видах деятельности, развивают навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, осознание и регуляцию своих жизненных позиций, готовность к самопознанию, самоизменению, саморазвитию, самоактуализации, что соответствует установленным требованиям ФГОС [8]  к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Уроки психологии развивают активную осознанную позицию старших школьников и позволяют наладить самим учащимся конструктивные взаимоотношения со взрослыми участниками образовательного процесса, формируют психологическую готовность к самоопределению, осознанную ответственность за дальнейшее обучение и собственное развитие.

 Важнейшим элементом системы научных знаний являются понятия, факты, законы науки, теории, идеи, знания о способах деятельности.

Формирование учебных умений и навыков ори­ентировано на личность учащегося. Принципиальное значение для усвоения психологических знаний имеет вовлечение старшеклассника в этот процесс как активного участника, обучение его конкретным способам выполнения учебно-познавательной и творческой де­ятельности. Психологические знания невозможно передать в готовом виде: они усваиваются через включение в ту или иную деятельность. При усвоении суще­ственно новых знаний необходимые познавательные действия не могут быть сформированы до работы учащихся с этим материалом. Важен не объем знаний, а выбор ма­териала и метод, с помощью которого будут приобретаться зна­ния. 

Результатами обучения в курсе являются психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответ­ствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельно­сти, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к психологической реальности и дей­ствительности в целом.

В исследованиях С.Л. Колмагоровой  [4; 5]  было выявлено, что в условиях целенаправленного формирования психологической грамотности у старшеклассников не только повышается уровень психологических знаний и умений, но и возникают качественные изменения в мотивационно-потребностной сфере и самосознании: повышается непротиворечивость и гармоничность системы ценностей, адекватность самооценки, интерес к познанию человека и стремление к самопознанию, уровень самоактуализации. Под влиянием психологического образования возникают значительные изменения в Я-концепции, ценностно-смысловой сфере, происходит осмысленное включение психологических знаний и умений в повседневную деятельность и поведение.

В процессе изучения курса «Психология» происходит формирование представлений о способах самопознания и самоопределения, механизмах личностного роста, развитие ценностно-целевых установок и мировоззрения личности, что позволяет ученику осмыслить и реалистично оценить процесс собственной социализации. Знания, получаемые на уроках психологии, способствуют формированию временной перспективы, развитию локуса  контроля и рефлексивности. Специально организованное взаимодействие, основанное  на принципе сотрудничества, развивает толерантные установки личности, снижает уровень конформности  и межличностную чувствительность старшеклассников, повышает их социометрический статус. В соответствии с принципом личностного осмысления происходит развитие адекватной реалистичной самооценки, позитивного самоотношения и самовосприятия, личностного адаптивного потенциала учащихся.

В процессе формирования представлений о процессе самоопределения у старшеклассников происходит развитие понимания себя и других, умения управлять собой и отвечать за свои поступки, умения взаимодействовать с окружающими и противостоять манипуляциям, что ведет к развитию характеристик социализированной личности и способствует социализации личности.

На этапе контрольного эксперимента  изучались  сформированность психологической грамотности и динамика личностных характеристик учащихся X–XI классов, изучающих (экспериментальная группа, далее – ЭГ) и не изучающих  (контрольная группа, далее – КГ) учебный предмет «Психология». Для оценки эффективности проведенной работы по формированию психологической грамотности  и развитию личностных характеристик учащихся X–XI классов, участвующих в эксперименте, были повторно использованы методы диагностики для контрольной и экспериментальной групп. Полученные в ходе психологической диагностики данные были подвергнуты статистическому анализу с использованием методов математической статистики. Результаты сопоставлялись с помощью  φ* – углового преобразования Фишера (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Динамика личностного развития учащихся X–XI классов

(процент учащихся с нормативными показателями)

Психодиагностические показатели характеристики социализированной личности старшеклассника

КГ 

(129 чел)

ЭГ

 (117 чел)

Значимость различий

Социометрический статус

26,35

43,58

φ*эмп = 2,851**

Толерантные и интолерантные установки личности

31,78

49,57

φ*эмп = 2,854**

Конформность

47,28

38,46

φ*эмп = 1,399*

Адекватность самооценки

20,15

53,84

φ*эмп = 5,613**

Рефлексивность, критичность

22,48

59,82

φ*эмп = 6,115**

Самоотношение

30,23

45,29

φ*эмп = 2,446**

Самовосприятие

23,25

42,73

φ*эмп = 3,278**

Развитие ценностно-целевых установок

29,45

58,97

φ*эмп = 4,730**

Временная перспектива

30,23

35,04

φ*эмп = 0,804*

Интернальный локус контроля

13,17

39,31

φ*эмп = 4,797 **

Межличностная чувствительность

27,13

69,23

φ*эмп = 6,813**

Эмоциональная и волевая саморегуляция

35,65

65,81

φ*эмп = 4,799**

Стремление к самоактуализации

31

69,23

φ*эмп = 1,067*

Личностный адаптивный потенциал

32,55

39,31

φ*эмп = 1,104*

Примечание:  * – различия значимы на уровне  р ≤ 0,05; ** – различия значимы на уровне  р ≤ 0,01

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что существует  «прирост» в личностном развитии всех участников эксперимента. При этом следует отметить, что у членов ЭГ показатели динамики личностного развития выше, чем у их сверстников из контрольной группы. Наиболее значимые изменения в личностном развитии связаны: с межличностной чувствительностью (φ*эмп =6,813, р ≤ 0,01); рефлексивностью, критичностью (φ*эмп = 6,115, р ≤ 0,01); адекватностью самооценки (φ*эмп = 5,613, р ≤ 0,01); эмоциональной саморегуляцией (φ*эмп = 4,799, р ≤ 0,01); локусом контроля (φ*эмп = 4,797, р ≤ 0,01); смысложизненными   ориентациями, развитием ценностно-целевых установок (φ*эмп = 4,730, р ≤ 0,01).

Также мы предположили, что рассогласованность в ценностных приоритетах относительно значимости развития личностных характеристик современного старшеклассника может оказать влияние на формирование личностных особенностей старшеклассников, в частности на их самооценку. Для проверки этой гипотезы был проведен сравнительный анализ самооценки реального и желаемого уровней развития личностных характеристик современных старшеклассников ЭГ и КГ (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Самооценка уровня развития личностных характеристик современных старшеклассников

(среднее значение, max=10)

 

№ п/п

Личностные характеристики

Старшеклассники
(207 чел.)

КГ
(129 чел.)

ЭГ
(117 чел.)

«Реально»

«Желаемо»

«Реально»

«Желаемо»

1.

Умение взаимодействовать с группой

7,09

9,14

6,64

8,49

2.

Умение противостоять манипуляциям

7,15

9,27

6,71

9,00

3.

Понимание себя, своих способностей

7,11

9,32

7,01

8,86

4.

Духовно-нравственное развитие

7,35

9,03

6,93

8,48

5.

Сформированное  мировоззрение

7,25

9,22

6,87

8,63

6.

Умение планировать  свою жизнь, карьеру

6,24

9,12

6,09

8,68

7.

Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки

7,47

9,51

7,74

9,10

8.

Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки

7,49

9,38

7,65

8,85

9.

Умение управлять собой

6,65

9,25

7,09

8,95

10.

Способность к развитию  своей индивидуальности

7,69

9,10

7,06

8,88

11.

Способность к обучению на протяжении жизни

7,16

8,95

6,85

8,76

12.

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

7,68

9,14

7,86

9,06

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что старшеклассники из КГ  оценивают свое актуальное развитие по 8-ми из 12-ти предложенных личностных характеристик выше, чем члены ЭГ.

Старшеклассники, изучающие предмет «Психология» (ЭГ),  выше своих сверстников оценивают актуальное развитие следующих личностных характеристик: «Способность адаптироваться к изменяющимся условиям», «Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки», «Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки», «Умение управлять собой».

Т а б л и ц а 4

Разница между показателями самооценки реального и идеального уровней развития личностных характеристик современных старшеклассников (баллы)

 

№ п/п

Личностные характеристики

Разница между «Реально» и «Желаемо»

КГ  (129 чел.)

ЭГ (117 чел.)

1.

Умение взаимодействовать с группой

2,05

1,85

2.

Умение противостоять манипуляциям

2,12

2,29

3.

Понимание себя, своих способностей

2,21

1,85

4.

Духовно-нравственное развитие

1,68

1,55

5.

Сформированное  мировоззрение

1,97

1,76

6.

Умение планировать  свою жизнь, карьеру

2,88

2,59

7.

Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки

2,04

1,36

8.

Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки

1,89

1,2

9.

Умение управлять собой

2,6

1,86

10.

Способность к развитию  своей индивидуальности

1,41

1,82

11.

Способность к обучению на протяжении жизни

1,79

1,91

12.

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

1,46

1,2

 

Среднее значение

2

1,77

 

Нами также была поставлена задача сравнить итоги стихийного и целенаправленного формирования психологической грамотности в старшем школьном возрасте в контрольной и экспериментальной группах. Для оценки уровня психологической грамотности старшеклассников использовался  диагностический инструментарий по изучению уровня  психологической грамотности старшеклассников (см. Приложение).

Результаты, полученные по указанной методике, позволили нам выяснить содержание и сферу применения психоло­гических знаний старшеклассниками экспери­ментальной и контрольной групп, а также диапазон и качество их примене­ния.

В результате диагностики психологических знаний (часть 1) было получено в ЭГ 92% правильных ответов и в КГ – 64,8%. Достоверность различий по общему среднему результату между КГ и ЭГ подтверждена при помощи углового преобразования Фишера (φ*эмп =2,463, р ≤ 0,01). На достаточно высоком уровне находятся общие представления о человеке как личности, понимание индивидуальных особенностей развития психической деятельности в процессе возрастного развития (93% правильных ответов в ЭГ и 72% в КГ).

Анализируя ответы учащихся на часть 2 исследования (психологическое эссе), мы заметили следующие различия:

- учащиеся ЭГ выделяют сущностные характеристики человека, основные признаки и функции психических процессов (память, мышление, внимание и воображение), имеют представления о различных психических состояниях;

- учащиеся, изучавшие психологию как учебный предмет, имеют более четкое представление о процессах жизненного самоопределения, о факторах, позитивно влияющих на формирование личности и оказывающих разрушающее действие на процесс самоопределения человека;

- в ответах старшеклассников ЭГ чаще используется психологическая терминология (в 69% предложений в отличие от 26% у КГ), употребление этих терминов является уместным и грамотным;

- для подавляющего большинства юношей и девушек из КГ  психология – малознакомая область знаний, учащиеся  практически не читают литературу по психологии, только 27% старшеклассников имели какой-либо опыт, связанный с изучением психологии, общением с психологами (участие в психологическом тренинге, опыт консультации с психологом);

 

- в обеих группах наблюдается достаточно выраженный интерес к психологическим знаниям, знаниям  о себе, о способах саморазвития и эффективного самоопределения, но в ЭГ мотивация к самопознанию и повышению психологической грамотности значительно выше (97% в ЭГ и 58% в КГ).

Количественный и качественный анализ результатов исследования  позволяет сделать вывод о том, что в отличие от стихийного процесса формирования психологической грамотности  систематическое психологическое образование приводит к наиболее выраженными изменениям старшеклассников, связанным с их поведением, общением, отношениями, ценностно-смысловой сферой.

 Анализ результатов исследования позволил выделить психологическое условие успешного протекания процесса социализации старшеклассников – повышение психологической грамотности. Специально организованные занятия  в рамках учебного  курса «Психология» развивают у учащихся старших классов понимание смысла процессов социализации, самоопределения, обогащают их рефлексивным опытом, что обеспечивает переход объективной информации на субъективный уровень, способствует более глубокому пониманию старшеклассником психологических особенностей развития собственной личности  и осознанию ответственности за свое поведение перед собой  и окружающими. В процессе изучения курса «Психология» происходит формирование представлений о способах самопознания и самоопределения, механизмах личностного роста, развитие ценностно-целевых установок и мировоззрения личности, что позволяет ученику осмыслить и реалистично оценить процесс собственной социализации. Знания, получаемые на уроках психологии, способствуют формированию временной перспективы, развитию локуса  контроля и рефлексивности. Специально организованное взаимодействие, основанное  на принципе сотрудничества, снижает уровень конформности,  развивает толерантные установки личности и межличностную чувствительность старшеклассников, повышает их социометрический статус.

В соответствии с принципом личностного осмысления происходит развитие адекватной реалистичной самооценки, позитивного самоотношения и самовосприятия, личностного адаптивного потенциала учащихся. В процессе формирования представлений о процессе самоопределения у старшеклассников  развиваются понимание себя и других, умения управлять собой и отвечать за свои поступки, умения взаимодействовать с окружающими и противостоять манипуляциям, что ведет к развитию характеристик социализированной личности и способствует социализации личности.

 

Выводы.

1.                    У всех участников экспериментального исследования произошли изменения в личностном развитии.  При этом следует отметить, что более высокие показатели динамики личностного развития продемонстрировали члены экспериментальной группы по сравнению со своими сверстниками из контрольной группы.

2.                    Наиболее значимые изменения в личностном развитии связаны: с межличностной чувствительностью; рефлексивностью, критичностью; адекватностью самооценки; эмоциональной саморегуляцией; локусом контроля; смысложизненными   ориентациями, развитием ценностно-целевых установок.

3.                    Старшеклассники, изучающие предмет «Психология»,  выше своих сверстников, не изучающих этот предмет, оценивают актуальное развитие следующих личностных характеристик: «Способность адаптироваться к изменяющимся условиям», «Умение отвечать за свои действия, обязательства, поступки», «Умение понимать других людей, их мысли, чувства, поступки», «Умение управлять собой».

4.                    Старшеклассники, изучавшие предмет «Психология», в отличие от их  сверстников, не изучавших психологию,  имеют более высокий уровень психологической грамотности, выражающийся в выделении сущностных характеристик человека как личности, в понимании основных признаков и функций психических процессов; эти учащиеся имеют более четкое представление о процессах жизненного самоопределения, о факторах, позитивно влияющих на формирование личности и оказывающих разрушающее действие на процесс самоопределения человека.

5.                    У большинства  старшеклассников  наблюдается достаточно выраженный интерес к психологическим знаниям, знаниям  о себе, о способах саморазвития и эффективного самоопределения; изучение предмета «Психология» повышает уровень осознанной мотивация к самопознанию и повышению психологической грамотности в старшем школьном возрасте.

6.                    Уроки психологии являются  условием формирования и развития психологической грамотности учащихся как одного из психолого-педагогических условий протекания процесса социализации старшеклассников, так как раскрывают для старших школьников собственную индивидуальную психологическую сущность, повышают гибкость и эффективность в различных видах деятельности, развивают навыки конструктивного взаимодействия с окружающими, осознание и регуляцию своих жизненных позиций, готовность к самопознанию, самоизменению, саморазвитию, самоактуализации.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Дубровина И.В. Проблемы социализации человека // Вопросы психологии. 2005. №3.
  2. Изучение психологии в школе: Материалы международной научно-практической конференции/Под ред. И.В.Дубровиной. М., СПб., 2011.
  3. Климов Е.А. О профессиональной культуре психолога и психологической грамотности социальной среды // Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,1998.
  4. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. М., 2002.
  5. Колмогорова Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. М., 2006.
  6. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. учеб. заведений. СПб., 2007.
  7. Преподавние психологии в школе, 3–11-й классы: Учеб.-метод. пособие/ Под ред. И.В.Дубровиной. М.,Воронеж, 2007.
  8. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Общего Образования  (среднее (полное) общее образование)  от 15 апреля 2011 г. /Руководители разработки проекта: Л.П. Кезина, академик РАО; А.М. Кондаков, научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.
  9. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2004.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика