Профессиональные типы обучающихся экологическим специальностям

976

Аннотация

Проблема выявления факторов профессионального самоопределения, в частности в сфере экологического образования, на современном этапе является крайне актуальной. Целью нашего исследования было выделение и описание профессиональных типов обучающихся в сфере экологии и природных ресурсов. Общая гипотеза исследования была такова: характерологические особенности оказывают большее влияние на выбор типа профессии сферы экологии и природных ресурсов по сравнению со склонностями и интересами. Исследование влияния характерологических особенностей на профессиональный выбор проводилось на базе Московского государственного университета леса. В исследовании принимали участие студенты различных факультетов: гуманитарного, лесного, экономики и внешних связей, механической и химической технологии древесины, ландшафтной архитектуры. В общей сложности в нем приняло участие 488 человек. Анализ эмпирического исследования влияния личностных особенностей на профессиональный выбор указывает на связь интересов и профессиональных склонностей с акцентуированными чертами характера, сочетание их может рассматриваться как профессиональный тип личности, соответствующий типам профессий, выделяемых на основе различий в предмете труда. Результаты исследования позволили выделить пять профессиональных типов (биономический, технономический, социономический, сигнономический и артономический) обучающихся сферы экологии и природных ресурсов, представленных сочетанием определенных черт характера и интересов.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессионализация, акцентуация характера, профессионально важные качества, социализация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Крыжановская И.В. Профессиональные типы обучающихся экологическим специальностям [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53539 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

«Идея взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессиональной деятельности является фундаментальной в контексте теоретических исследований основ профессионального самоопределения. Относительное постоянство  черт характера, рассмотрение их как элементов экспрессивно-функционального уровня личности, тесно связанных и с ее природным биологическим фундаментом, является основанием для предположения, что интуитивно человек выбирает профессию, соответствующую потребностям заниматься тем или иным видом деятельности, чертам характера».

Полный текст

Проблема психологического анализа профессионального самоопределения как этапа социальной адаптации становится все более актуальной. Необходимость учета влияния множества объективных и субъективных факторов на профессиональный выбор, возрастных особенностей и кризисных проявлений юношеского возраста требует разработки целостной системы представлений о профессиональном самоопределении молодежи. К.А. Абульханова-Славская и  Т.Н. Березина [1], Е.И. Головаха [3], М.Р. Гинзбург [2], Т.А. Жалагина [5], Е.А. Климов [6], Н.С. Пряжников [11], Е.Ю. Пряжникова [11; 12], Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова [4] связывают процесс профессионального самоопределения не только с профессиональным выбором, но и с личностным самоопределением.

Идея взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессиональной деятельности является фундаментальной в контексте теоретических исследований основ профессионального самоопределения. Относительное постоянство  черт характера, рассмотрение их как элементов экспрессивно-функционального уровня личности, тесно связанных и с ее природным биологическим фундаментом, является основанием для предположения, что интуитивно человек выбирает профессию, соответствующую потребностям заниматься тем или иным видом деятельности, чертам характера.

Анализ связи профессионального и личностного самоопределения был обоснован в концепциях Е.И. Головаха, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой [13], П.К. Щедровицкого [14]. Так, Н.С. Пряжников показал, что профессиональное самоопределение неразрывно связано с самореализацией индивида и означает внутриличностный конфликт, разрешение которого зависит от самосознания личности [11].

Исходя из теоретического анализа профессионального становления, были выделены и изучены особенности личности студентов, влияющие на профессиональный выбор специальностей в сфере экологии и природных ресурсов: характерологические особенности, склонности и интересы. Для диагностики акцентуаций характера использовались методики Х. Шмишека и А.Е. Личко, для определения интересов и склонностей студентов – методика Е.А. Климова  «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) и «Карта интересов» А.Е. Голомштока.

На основе полученных эмпирических данных был проведен сравнительный анализ соотношения личностных факторов профессионального выбора (интересы, склонности и характерологические особенности), который содержит исследование структуры корреляционных и регрессионных связей между степенью выраженности исследуемых личностных свойств студентов.

Полученные показатели по исследуемым факторам, включающим 52 параметра, были подвергнуты корреляционному анализу, в результате которого выявлено множество статистически значимых (уровень значимости равен 0,05) коэффициентов корреляции по Пирсону. Результаты статистической обработки указали на взаимосвязь исследуемых параметров, что привело к необходимости выявления закономерностей взаимозависимости исследуемых факторов путем регрессионного анализа.

В результате анализа корреляций между интересами и склонностями к типам профессий по Е.А. Климову были выделены пять блоков,   названные соответственно: биономический, технономический, социономический, сигнономический, артономический. Группировка интересов осуществлялась в ходе анализа значения коэффициентов корреляций между типами профессиональной направленности и интересами, при этом  рассматривались только положительные статистически значимые коэффициенты корреляций.

Выделение этих блоков профессиональных интересов позволило более качественно провести статистическую обработку и количественный анализ полученных данных (табл.1).

Т а б л и ц а  1

Профессиональные интересы

 

Блоки интересов

Биономический

Технономический

Социономический

Сигнономический

Артономический

Биология

Геология

Лесное хозяйство

Сельское хозяйство

Транспорт

Физика

Строительство

Рабочие специальности

Легкая промышленность

Техника

Электротехника

Медицина

Журналистика

Педагогика

Сфера обслуживания

Общественная работа

Право

Астрономия

Математика

История

Искусство

Филология

«Человек–природа»

«Человек –техника»

«Человек –человек»

«Человек–знак»

«Человек–художественный образ»

Тип профессий

 

Сравнительный анализ результатов характерологических особенностей  показал, что типы акцентуаций по-разному распределяются в выборках студентов различных факультетов, влияют на особенности интересов, и в большей степени, чем интересы, определяют выбор профессии [7] (табл. 2, 3).


 

Т а б л и ц а   2

Влияние типов акцентуаций характера (К. Леонгард [9]) на выбор профессии у студентов различных факультетов

Типы акцентуаций

Лесной

факультет

Факультет механической и химической технологии древесины

Гуманитарный факультет

Факультет экономики и

внешних связей

Факультет

ландшафтной архитектуры

Гипертимный

 

- -

 

 

 

Застревающий

 

- -

 

++

+

Эмотивный

 

- -

+ +

-

+

Педантичный

 

- -

 

++

+

Тревожный

+

+ +

 

 

- -

Циклотимный

-

-

++

+

-

Демонстративный

 

- -

++

-

 

Неуравновешенный

-

+ +

 

- -

 

Дистимический

++

+

 

- -

 

Экзальтированный

 

- -

++

-

+

Примечание . ++  –  max значение среднего показателя; +  –  значение, близкое к max (статистически не отличается от max); - -  – min значение среднего показателя;  -          –  значение, близкое к min (статистически не отличается от min).

Т а б л и ц а   3

Преобладающие типы акцентуаций характера в выборках студентов различных факультетов (по А.Е. Личко [10])

 

Типы акцентуаций

Лесной

факультет

Факультет механической и химической технологии древесины

Гуманитарный факультет

Факультет экономики и

внешних связей

Факультет

ландшафтной архитектуры

Гипертимный

 

 

 

 

 

Циклоидный

 

 

 

 

 

Лабильный

- -

 

++

 

 

Астено-невротический

+ +

- -

-

-

 

Сенситивный

+ +

- -

-

+

 

Психоастенический

+ +

- -

 

+ +

+

Шизоидный

+ +

 

- -

 

 

Эпилептоидный

+

+

 

- -

+ +

Истероидный

- -

 

+ +

 

 

Неустойчивый

+ +

+

- -

+

 

Конформный

- -

 

+

 

-

Примечание. ++  –  max значение среднего показателя;  +           –  значение, близкое к max (статистически не отличается от max);  - -  –  min значение среднего показателя; -  –  значение, близкое к min (статистически не отличается от min); гипертимный и циклоидный типы акцентуаций не имеют статистически значимых различий среди студентов разных факультетов.

 

Кроме того, особенности характера могут оказывать отрицательное влияние при выборе определенных видов деятельности и формировании профессиональных интересов [8] (табл. 4).

Т а б л и ц а   4

Зависимость интересов от типов акцентуаций студентов

 

Блоки интересов

Положительная зависимость

Отрицательная зависимость

К.Леонгард

А.Е.Личко

К.Леонгард

А.Е.Личко

Биономический

Педантичный

Неустойчивый

Циклоидный

Истероидный

Лабильный

Технономический

Дистимичный

Шизоидный

Экзальтированный

Гипертимный

Застревающий

Сенситивный

Социономический

Эмотивный

Экзальтированный

Гипертимный

Истероидный

Лабильный

 Циклотимный

Циклоидный

Астено-невротический Эпилептоидный

Сигнономический

Застревающий

Эмотивный  Педантичный

Артономический

Экзальтированный

Демонстративный

Истероидный

 Лабильный

Гипертимный

Сенситивный

Дистимичный

Циклоидный

 

Таким образом, типы акцентуаций можно рассматривать в качестве глубинных факторов профессионального выбора, так как они влияют на развитие интересов, определяют выбор профессии и обусловливают формирование профессионально важных качеств (табл. 5).


 

Т а б л и ц а  5

Особенности влияния типов акцентуаций на профессиональное самоопределение

Тип профессий

Типы акцентуаций  по К.Леонгарду

Типы акцентуаций  по А.Е.Личко

Биономический

Педантичный

Тревожный

Дистимический

Циклотимный

Неуравновешенный

Астено-невротический

Сенситивный

Психоастенический

Шизоидный

Эпилептоидный

Неустойчивый

Лабильный

Конформный

Технономический

Дистимический

Тревожный

Неуравновешенный

Гипертимный

Застревающий

Экзальтированный

Шизоидный

Эпилептоидный

Неустойчивый

 Сенситивный

Социономический

Гипертимный

Эмотивный

Демонстративный Экзальтированный

Лабильный

Истероидный

Конформный

Астено-невротический

 Неустойчивый

Сигнономический

Застревающий

Педантичный

Циклотимный

Эмотивный

Сенситивный

Психоастенический

Неустойчивый

Артономический

Застревающий

Эмотивный

Педантичный

Демонстративный

Экзальтированный

Дистимичный

Гипертимный

Лабильный

Сенситивный

Психоастенический

Эпилиптоидный

Истероидный

Циклоидный

 

Примечание.  Прямой шрифт – положительное влияние, курсив – отрицательное влияние.

 

На основе результатов исследования были выделены профессиональные типы обучающихся в сфере экологии и природных ресурсов. Индивидуально характерологические особенности, способствующие формированию профессиональных компетенций, определялись, исходя из личностных качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности, которые  обоснованы в профессиограммах Е.С. Романовой.

Понятие «профессиональный тип обучающихся экологическим специальностям» характеризует группу людей, обладающих определенными индивидуально-личностными особенностями, которые, с одной стороны, обусловливают выбор профессии, а с другой  – будут способствовать формированию профессионально важных качеств, необходимых в будущей деятельности.

Биономический тип. Люди этого типа предпочитают выполнять работу с живыми процессами, требующую умения делать, создавать, корректировать условия существования растений, животных, микроорганизмов. Наряду с наблюдательностью и вниманием к жизни живых организмов в такой деятельности важны  терпеливость, серьезность, умение работать в одиночестве, аккуратность, чувствительность. Изменчивость настроения и демонстративная манера поведения препятствуют успешности в данном виде профессиональной деятельности. Исследовательские и реалистические интересы в соответствии с особенностями профессиональной деятельности направлены на биологию, геологию, лесное и сельское хозяйство.

Близкие типы: технономический, артономический.

 Противоположные типы: социальный, сигнономический.

Технономический тип. Представители этого типа отличаются такими чертами, как педантизм, ответственность, добросовестность, замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, инертность. При работе с техникой требуется дисциплинированность, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность. Такие черты, как потребность в общении, требовательность к окружающим, отсутствие формализма, тревожность, неуверенность, демонстративная манера поведения, яркая эмоциональная сфера, чувствительность, впечатлительность, являются препятствием к формированию важных качеств, соответствующих профессии. Интересы людей этого типа связаны с легкой промышленностью, рабочими специальностями, строительством, техникой, транспортом, физикой, электротехникой. Мир идей для них важнее, чем общение с людьми.

Близкие типы: биономический, сигнономический.

Противоположные типы: социономический, артономический.  

Социономический тип. Люди этого типа предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Они гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерны   яркая эмоциональность, чувствительность к оценкам окружающих, эмпатия, способность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, интуиция, эгоцентризм, искренность, демонстративность, способность к теплой привязанности, артистизм, лидерские качества. Отсутствие организаторских и коммуникативных способностей, неуверенность, нерешительность, ригидность препятствуют профессиональной деятельности. Интересы людей данного типа носят социальный и артистический характер и связаны с журналистикой, медициной, общественной работой, педагогикой, правом, сферой обслуживания.

Близкие типы: сигнономический, артономический.

 Противоположные типы: технономический, биономический. 

Сигнономический тип. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются сдержанностью, принципиальностью, серьезностью, требовательностью, педантичностью, отгороженностью от окружающего, склонны к работе, не связанной с широкими контактами. Такие черты, как рассеянность, невыдержанность, отсутствие умения налаживать контакты с людьми, не соответствуют характеру профессиональной деятельности. Интересы представителей данного типа  – астрономия и математика  – носят конвенциональный и социальный характер.

Близкие типы: социономический, технономический.

 Противоположные типы: артономический, биономический. 

Артономический тип. Люди этого типа, обладая яркой эмоциональностью, оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, отличаются необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации. Низкий уровень развития пространственно-образного воображения, ригидность мышления препятствуют творческой направленности профессиональной деятельности. Интересы представителей данного типа носят художественный и  социальный характер и связаны с историей, искусством, филологией.

Близкие типы: биономический, социономический.

Противоположные типы: сигнономический, технономический.

 

Проведенное нами исследование позволило показать универсальность используемых в работе типологий акцентуаций характера, выделить кластеры познавательных интересов  студентов, овладевающих профессиями экологического профиля, определить их связь с профессиональными склонностями. Предложена типология личностей, обучающихся экологическим специальностям различного профиля, на основе учета характерологических особенностей, склонностей и интересов.

Апробация результатов эмпирического исследования показала, что полученные данные могут быть использованы, наряду с методиками Е.А. Климова, для более детальной диагностики в целях профессионального отбора, а также при решении широкого спектра психолого-педагогических проблем.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.., 2001.
  2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
  3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев.,1988.
  4. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2010. № 2.
  5. Жалагина Т.А. Предпосылки изменения содержания мотивационной сферы специалистов в новых социально-экономических условиях// Вестник ТвГУ. 2008. № 11 (17).  
  6. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды.  М., 2003.
  7. Крыжановская И.В. Влияние акцентуаций характера на выбор профессий сферы экологии и природных ресурсов // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2010. № 2.
  8. Крыжановская И.В. Психологические особенности формирования профессиональных интересов студентов вузов экологической направленности // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. 2010. № 2.
  9. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 2001.
  10.  Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.
  11.  Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.,, 2005.
  12.  Пряжникова Е.Ю. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения // www.psyparents.ru 
  13.  Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на разных возрастных этапах. Кемерово, 1996.
  14.  Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

Информация об авторах

Крыжановская И.В., доцент кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета леса, e-mail: kririna3@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3367
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 976
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2