Системный анализ подходов к понятию «толерантность»

7644

Аннотация

Изучение любого явления предполагает уяснение его сущности – четкое определение содержания понятия, которое это явление обозначает. Для данного исследования таковым является «толерантность». Толерантность в современных условиях приобретает особую остроту, так как в обществе нарастает ожесточенность, зависть, нетерпимость друг к другу, агрессивность. В статье рассматриваются теоретические основы изучения, системного анализа подходов к понятию «толерантность». Существование различных точек зрения на определение «толерантности» обусловливает множественность переводов термина, многозначность толкования соответствующего научного понятия. Рассмотрены четыре модели толерантности. Содержание видов толерантности изучается многими исследователями данной проблемы. Исследования литературы показало, что толерантность детерминирует установление и формулировку функций. В психолого-педагогических исследованиях указывается практически единое количество компонентов толерантности: от трех до четырех. Толерантность характеризуется целостным комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный).

Общая информация

Ключевые слова: толерантность, модель толерантности, виды толерантности, компоненты толерантности, функции и критерии толерантности

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чебыкина О.А. Системный анализ подходов к понятию «толерантность» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n2/53615 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

«В современной науке внимание ученых и практиков привлекает проблема  толерантности. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Системный подход, взятый нами за методологическую основу, предполагает  изучение любого явления через уяснение его сущности, т. е. четкое определение содержания понятия, которое это явление обозначает [30]. В данной статье таковым является понятие «толерантность». На сегодняшний день в философии, психологии и социологии существуют различные точки зрения на определение толерантности.

В социально-философской, культурологической литературе анализ проблем толерантности содержится в работах М.М. Бахтина, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, Ж.П. Сартра, Э. Фромма, М.Бубера. Разные аспекты толерантности  освещены в публикациях К.С. Гаджиева, М.П. Мчедлова, Г.С. Померанца, В.А. Тишкова.

В меньшей степени проблема толерантности изучена в политологии и национально-этнических отношениях. Косвенно при решении иных исследовательских задач проблему толерантности затрагивают Ю. Бромлей, Л.Я. Гозман, В.П. Макаренко, Д.Фурман, Е.Б. Шестопал и другие. Попытки теоретического анализа самого понятия «толерантность» были предприняты О.Хоффе, И. Йовелом, P.P. Валитовой, В.А. Лекторским [11]».

Полный текст

В современной науке внимание ученых и практиков привлекает проблема  толерантности. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Системный подход, взятый нами за методологическую основу, предполагает  изучение любого явления через уяснение его сущности, т. е. четкое определение содержания понятия, которое это явление обозначает [30]. В данной статье таковым является понятие «толерантность». На сегодняшний день в философии, психологии и социологии существуют различные точки зрения на определение толерантности.

В социально-философской, культурологической литературе анализ проблем толерантности содержится в работах М.М. Бахтина, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, Ж.П. Сартра, Э. Фромма, М.Бубера. Разные аспекты толерантности  освещены в публикациях К.С. Гаджиева, М.П. Мчедлова, Г.С. Померанца, В.А. Тишкова.

В меньшей степени проблема толерантности изучена в политологии и национально-этнических отношениях. Косвенно при решении иных исследовательских задач проблему толерантности затрагивают Ю. Бромлей, Л.Я. Гозман, В.П. Макаренко, Д.Фурман, Е.Б. Шестопал и другие. Попытки теоретического анализа самого понятия «толерантность» были предприняты О.Хоффе, И. Йовелом, P.P. Валитовой, В.А. Лекторским [11].

Опора на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского требует начать с обращения к этимологическому анализу термина. Согласно Л.С. Выготскому,  единство мышления и речи является ключом к пониманию природы человеческого сознания. Это единство отражается в значении, где оно развивается. «Осознанное слово – микрокосмос человеческого сознания» [5, с. 361].

Слово «толерантность» происходит от лат. tolerantia – «терпеть»,

«выдерживать», «переносить». В разных языках данное понятие приобретает свои смысловые оттенки. Так, в английском (tolerance, toleration) языке оно означает готовность, способность без протеста воспринимать личность [28], вещь; во французском (tolerance) языке – это  уважение свободы другого, его образа мысли; в китайском – проявление великодушия в отношении других; в арабском – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность; в персидском – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению [13].

Множественность переводов обусловливает многозначность толкования данного   научного понятия в психологии. Понятие «толерантность» варьирует в зависимости от того, в каком контексте этот термин используется.

В общеупотребительном понимании «толерантность» определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе, способность терпеть [11].

Согласно «Толковому словарю русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова), «толерантность» – производное от французского tolerant – «терпимый» [11], «терпимость» – свойство, качество, способность что-либо или кого-либо терпеть только по милосердию, снисхожденью [12]. «Большой энциклопедический словарь» определяет «толерантность» как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [3].

В американском словаре «American Heritage Dictionary» «толерантность» толкуется как  способность к признанию, практическое признание и уважение убеждений и действий других людей [29].

В социальном контексте толерантность – это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков [7]. В «Социологическом энциклопедическом словаре» «толерантность» трактуется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям [13], как выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. Социологи определяют толерантность как культурную направленность, установку, отношение личности [9].

Психологический аспект изучения толерантности – рассмотрение   изучаемого качества как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию; свойство биологической, социальной системы принятия другой системы, ее элементов, неоказания им сопротивления [6].

В «Словаре практического психолога» С.Ю.Головин отмечает, что «толерантность» – это отсутствие, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [22].

В «Большом толковом психологическом словаре» дается двойственное понимание толерантности: защита убеждений, ценностей других и признание плюрализма; неестественное воздержание, смирение с поведением, убеждением и ценностями других [3].

Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, здесь оно рассматривается как личностное образование (О.А. Овсянникова, A.M. Байбаков, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, Е.Г. Виноградова, О.Б. Скрябина), включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку; знание себя, признание других; ответственность за свои поступки; чувство юмора; расположенность к другим; самообладание; терпение; способность к рефлексии; отсутствие тревожности; высокий уровень общительности; умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества; отсутствие стереотипов, предрассудков [12].

В исследованиях А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.П. Садохина, Г.В. Безюлевой, А.А. Глебова, М.Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный) [19]:

 когнитивный критерий – базовые стереотипы, широкая периферия;   знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;

  эмоциональный критерий – эмоциональная отзывчивость (по К.Роджерсу);

 действенно-практический критерий – стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [19].

Согласно модели Р.В. Габдреева, имеется семь уровней развития толерантности личности, на каждом из которых толерантность проявляется по- своему:

  1) уровень, характеризующий культуру осознанного отражения. Опирается на индивидуальные особенности человека, тип нервной системы;

2) уровень культуры переживания – развитость эмоционально-волевых навыков; умение выдерживать сильные эмоциональные нагрузки;

3) уровень культуры деятельности – проявляется в учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности, в общении; отражает уровень интеллектуального развития [11];

4) уровень культуры поведения – внешнее отражение внутренних личностных образований человека, к которым принято относить направленность, Я-концепцию, самооценку, уровень притязаний. Выделяют два типа поведения человека: толерантный и интолерантный. Толерантный путь выбирает человек свободный, доброжелательный, с позитивной Я-концепцией. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, потребностью в порядке, желанием сильной власти [27];

5) уровень, характеризующий культуру общения, – коммуникативные навыки личности;

6) уровень управления культурой активности. Основан на мотивационной сфере (переживания, деятельность, общение, поведение);

7) уровень социально-политической культуры – высший уровень

психологической активности (позиции, убеждения, идеалы личности) [11].

С точки зрения философии, толерантность – это мировоззренческая жизненная позиция «за», «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая в результате этнического, духовного опыта личности.

В системе этических знаний понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» – моральным качеством, характеризующим отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей,   формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения. Особо подчеркивается мысль, что толерантность – признак уверенности в себе, сознания надежности своих собственных позиций, признак открытого идейного течения [13].

В современной медицинской науке понятие «толерантность» активно функционирует в биологии (иммунологии, фармакологии и др.).  Р. Бернет, Р. Биллингем, Л. Брент, М. Гашек, П. Медавар понимают толерантность как способность организма без видимого для себя ущерба переносить потенциально неблагоприятные для него воздействия фактора внешней среды, как снижение чувствительности самого организма, клеток, тканей к воздействию вещества, что способствует сохранению гомеостаза [13].

Рассмотренные определения толерантности позволяют сделать вывод о множественности существующих подходов, которые детерминированы многоаспектностью самого явления. Мы полагаем, что объяснением неоднозначности понятия «толерантность» служат и исторические аспекты его возникновения и развития.

Изучение литературы позволило выделить четыре основные модели толерантности: религиозную, медицинскую, антропологическую и собственно психологическую. Первые три оказали заметное влияние на последнюю [13].

Изначально формируется понятие конфессиональной толерантности, т.е веротерпимости, суть которой заключается в установлении гуманных взаимоотношений между инаковерующими и инакомыслящими на принципах терпимости, лояльности, уважения к вере и взглядам других людей, народов. Под веротерпимостью понималось непричинение вреда окружающим людям по мотивам их принадлежности к другим вероисповеданиям. Она раскрывалась по принципу противопоставления, т.е. через примеры проявления интолерантности по отношению к инаковерующим [10]. Этот принцип сопоставления противоположностей при изучении данного феномена сохраняется в психологии и до настоящего времени.

С нашей точки зрения, подобный подход к толкованию толерантности можно рассматривать как ее религиозную модель.

Затем появляется медицинское понятие «толерантность». Термин  «толерантность» введен в 1953 г.  английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Толерантность может быть полной или касаться одной из форм иммунного ответа [13]. Эта – медицинская – модель проявится в дальнейшем в психологической в виде понимания толерантности как стойкости к отрицательным воздействиям социальной среды.

Пережитые человечеством события начала и середины XX в. (череда бесконечных войн, военных конфликтов) привели к появлению третьей, антропологической, модели толерантности. Международным сообществом 1995 год был объявлен Годом толерантности. В этом же году 16 ноября в Париже Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности». В ней представлены три основных значения понятия «толерантность»: 1) уважение, принятие, правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности; 2) не пассивное смирение, не отказ от своих убеждений, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод другого человека; 3) добродетель, которая делает возможным достижение мира, способствует замене культуры войны культурой мира [8]. Антропологическая модель толерантности провозглашает равенство всех людей, независимо от их внешних различий, обусловленных расой или

особенностями их физического развития.

Собственно психологическая модель толерантности формируется последней, вбирая в себя черты трех предыдущих.

По мнению И.Б. Гриншпуна, традиция использования термина «толерантность» в психологии ориентирует на два направления его понимания: как индивидуального свойства – способность к самосохранинию, и как обозначения способности к неагрессивному поведению – готовность к взаимодействию [26].

Спорный вопрос при определении понятия «толерантность» в психологии – его соотношение с дефиницией понятия «терпимость». В ответе на него высказываются две диаметрально противоположные точки зрения. Одна из них утверждает полную идентичность данных терминов [17]. Вторая отрицает подобный подход при описании, изучении феномена толерантности.

 По нашему мнению, для решения вышеизложенной проблемы необходимо использовать принцип синонимической замены. В словаре синонимов русского языка «терпимость» представлена в одном ряду со снисходительностью, мягкостью, нетребовательностью, невзыскательностью [4]. Однако толерантность, рассматриваемая в ранее приведенных моделях, по определению, не может быть таковой по ряду причин.

Во-первых, проявляя терпимость по отношению к кому-либо, чему-либо, субъект остается бездеятельным: подобное отношение не является поиском взаимодействия с другим, но оказывается, по выражению М.Б. Хомякова, «вынужденным допущением бытия другого».

Во-вторых, в субъективном опыте индивида имеют место достаточно выраженные страдания, а на психологическом и на физиологическом уровнях существует предел возможности выносить страдания: нельзя страдать и остаться при этом психически и физически здоровым и готовым благожелательно принять непонятного другого. У толерантности и терпимости разные вектора: опыт страдания приводит к  терпению, а опыт интереса при выраженном оптимистическом мироощущении – к  толерантности.

В-третьих, «терпимость» семантически сближается с глаголом «смириться» – «перестать упорствовать, покориться обстоятельствам», а «толерантность» имеет более сильные семантические связи с глаголом «примириться» – «терпимо отнестись к чему-либо; прекратить состояние ссоры, вражды с кем-либо». Толерантность не оперирует аксиологическими категориями «хорошо, «плохо», она основана на противопоставлении «свой–чужой»; это отношение к «другому», «иному», характеризующееся отсутствием враждебности. При всей семантической близости понятий «толерантность» и «терпимость» отождествлять их нельзя [13].

Таким образом, толерантность – это сложный, многоаспектный, многокомпонентный и неоднородный феномен, который невозможно описать только в одном измерении. Отсутствие единого общепринятого определения толерантности приводит к тому, что в теоретических подходах и в ее диагностике в настоящее время используется принцип сопоставления противоположностей: толерантность и интолерантность – негативное, враждебное отношение к особенностям той или иной культуры, которое  проявляется в различных формах – от обычной невежественности до умышленного уничтожения людей.

В настоящее время предпринимаются попытки упорядочить разнообразные виды и формы толерантности.

Выделением видов толерантности занимались многие исследователи данной проблемы (В.А. Лекторский, Н.Я. Маркова, И.В. Крутова, А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий).

Они предложили использовать следующую классификацию толерантности:

по проявлению толерантности как общественного сознания. В.А. Лекторский выделяет такие виды толерантности: толерантность как безразличие – безразличие к существованию различных взглядов; невозможность взаимопонимания – уважение к другому, которого я не могу понимать; снисхождение к слабости других; расширение собственного опыта, критический диалог – уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций [19];

по предмету, на который направлено действие толерантности. Согласно Н.Я. Макаровой, он может быть цивилизационным, межгосударственным, этническим, социальным и индивидуальным [14]. И.В. Крутова выделяет конфессиональную, политическую, социальную толерантность, толерантность к иным мнениям в сфере науки, толерантность, обусловленную культурной разностью человеческих сообществ, этническую толерантность [19].

Толерантность в международных отношениях – условие сотрудничества, мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической, религиозной принадлежности их населения.

Этническая толерантность – основное средство достижения гармонии

отношений в многонациональных обществах.

Социальная толерантность – ненасильственное, уважительное отношение между различными социальными группами, которая обусловлена разностью материального положения, социального статуса, принадлежностью к субкультуре человека, людей.

Конфессиональная толерантность – терпимость в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений, уважение к иной вере.

Политическая толерантность – готовность политических сил допускать существование инакомыслия в своих рядах; допускать деятельность оппозиции. [25];

по уровню, на котором проявляется толерантность. Выделяются: индивидуальная, межгрупповая, межличностная толерантность.

Индивидуальная толерантность является добродетелью, т. е. нормой поведения ответственной личности. Аутотолерантность – характеристика человека, который познает и признает свое Я, принимает себя таким, какой он есть, анализирует свои слова и поступки, делает выводы из своих ошибок (К. Роджерс, Дж. Бюдженталь). Способность выйти в рефлексивную позицию относительно собственных ценностей и установок (Ю.В. Кузнецова)  [16].

Межгрупповая толерантность проявляется и возникает в процессе восприятия одной группой другой.

Межличностная толерантность – отношения между отдельными индивидами, принятие, уважение индивидуальности другой личности без утраты чувства сохранности собственного Я [19]; готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми [24]; неотъемлемая характеристика профессионализма со сферой деятельности в рамках взаимодействия «человек–человек» [15].

Межэтническая толерантность – психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры (Е.П. Непочатых); терпимость к инакомыслящим (Ю.Г. Волков) [20].

Гендерная толерантность – интегративное личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и другого как представителя определенного пола, в умении устанавливать субъект-субъектные отношения [20].

Педагогическая толерантность – устойчивость педагога к воздействию фрустрирующих факторов; профессиональное качество учителя: уважение, эмпатия, умение прощать ошибки других людей; принятие индивидуальности партнера по взаимодействию [13].

Выделяя коммуникативную толерантность, В.В. Бойко ее подразделяет ее на несколько видов:

- ситуативную (терпимое отношение данной личности к данному конкретному человеку);

- типологическую (терпимое отношение человека к собирательным типам личностей или группам людей);

- профессиональную (терпимое отношение к собирательным типам людей);

- общую коммуникативную (терпимое отношение к людям в целом; к тенденциям, обусловленным жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека) [1];

по внутренней мотивированности и ценностному содержанию. А.В. Зимбули, В.А.Петрицкий выделяют такие виды толерантности: квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная терпимость, позитивная терпимость.

Под квазитолерантностью (от лат. kvasi – «как будто») понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающих как терпимость.

Под псевдотолерантностью (от греч. psevdos  – «ложные, притворные») – случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение.

Негативная толерантность определяет мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма.

Позитивную толерантность обусловливают мотивы внимания, понимания, симпатии [13];

по результатам толерантного (сдержанного) поведения. В.А.Петрицкий различает нравственно-деструктивную и нравственно-конструктивную толерантность – положительно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному или позитивному результату [27];

с позиции отношения к толерантности как к фактору устойчивости. Выделяются два вида толерантности – внешняя и внутренняя.

Внешняя толерантность (к другим) – убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию; характеризует культуру отношений в обществе.

Внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать [13].

Кроме того во внутреннюю толерантность входят психофизиологическая и фрустрационная толерантности:

психофизиологическая – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности;

фрустрационная – способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации; в основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и возможность предвидеть выход из ситуации [13].

Дальнейшее изучение исследований и литературы позволило установить и сформулировать функции толерантности. Функция (от лат. functio –«исполнение») – внешнее проявление свойств объекта в системе отношений, обеспечивающее ее сохранение, поддержание и развитие [18].

Так, в психолого-педагогических исследованиях были выделены следующие функции толерантности: ориентировочная, регуляторная или адаптационная; мирообеспечивающая, культуросохраняющая, фелицитологическая, креативная; коммуникативная, управления когнитивными процессами, развития и «энергизации» психического состояния субъекта; ценностная, гносеологическая, прогностическая и превентивная [21].

Е.Ю. Клепцова фиксирует внимание на следующих функциях:  синдикативной – выражается в сплочении групп; трансляционной – для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний; адаптивной – приспособление к неблагоприятным факторам среды; активной – возможность изменения чужого мнения, поведения, другого человека;   конгруэнтно-эмпатической, эпистемилогической, гедонистической [14].

По A.M. Байбакову, существуют функции: устойчивости, побуждающая, адаптационная, оценочно-прогностическая и интегрирующая [13].

Подходы к структуре толерантности также неоднозначны. В психолого-

педагогических исследованиях указывается практически единое количество ее компонентов: от трех [2] до четырех [14].

Н.К. Бахарева рассматривает такие компоненты: когнитивный (представления субъекта о себе, своем месте в мире среди других людей, понимание сути явлений, фактов субъективного бытия, законов жизни людей; креативность, ответственность, зрелость, гибкость мышления), эмоционально-оценочный (проявляется в отношении субъекта к себе, другим, группе, в которой он живет и работает; эмоциональная устойчивость), поведенческий (конкретные поступки, дипломатичность, альтруизм) [13].

М.А. Перепелицына выделяет в педагогической толерантности следующие компоненты: мотивационно-ценностный  (осознание ценности толерантности в процессе общественного обустройства, социализации личности), когнитивный (знание сущности; осознание многомерности окружающего мира; знание особенностей своей личности, знание особенностей организации педагогического процесса в поликультурном образовательном пространстве), эмоционально-волевой (эмоциональная саморегуляция; целеустремленность, инициативность в организации воспитания толерантности у школьников), коммуникативно-деятельностный (владение способами толерантного взаимодействия с различными представителями социума; самоорганизация и деловая активность, креативность в выборе методов и форм содержания и моделирования воспитательного процесса, способность познавать и принимать

интересы, особенности, возможности учащихся).

По мнению Е.Ю. Клепцовой, можно выделить мотивационно-ценностный (принятие, понимание философско-этических ценностей, ненасилия; мотивы помощи, сотрудничества, любви), когнитивный (развитость механизма принятия); эмоционально-волевой (терпение, эмпатия, любовь, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, преодоление раздражительности, самоконтроль, саморегуляция), конативный (поведенческий; ассертивное поведение – сотрудничество, способы общения, уступчивость, способы убеждения, разъяснение, согласование) компоненты [14].

В.А. Панин рассматривает мотивационный (гуманистические ценности и

установки, мотивация толерантного поведения, выбор сотрудничества как стратегии взаимодействия), инструментальный (способность быть толерантным, сформированность определенных психических свойств и качеств, работающих на толерантность), интерактивный (толерантные способы взаимодействия, образцы толерантных интеракций, необходимые индивиду для реализации личностных качеств терпимости и миролюбия) компоненты.

Ю.В. Кузнецова обращает внимание на мотивационно-ценностный (ценности уважения человека, прав, свобод, равноправия людей, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком), когнитивный (признание сложности, многомерности, многообразия мира, понимание и оценивание разными людьми), эмоционально-волевой (эмпатия, аффективная толерантность), конативный (способность к толерантному высказыванию, отстаивание собственной позиции, готовность к толерантному отношению, умение договариваться) компоненты [16].

О.А. Спицына называет мотивационно-ценностный (усвоение ценностной ориентации толерантного поведения и распространение; принятие ценностей), когнитивный (знание о способах толерантного реагирования, понимание, знание о способах реагирования и проявления сочувствия, поддержки, умение просить и принимать помощь), эмоционально-волевой (оценка, восприятие, проявление терпимого отношения к другим, креативность, самообладание, выдержка), поведенческий (реагирование, проявление сдержанности, конструктивная реакция на провоцирующие вопросы и конфликтные ситуации) компоненты  [24]. Е.Г.Левченко выделяет ядерные части структуры толерантности (эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, ассертивность, эмпатия) [13].

Итак, сравнение подходов показывает, что феноменология толерантности может быть описана по схеме аттитюда (предложена еще М. Смитом):  когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. При этом многие авторы отмечают необходимость введения четвертого компонента: мотивационно-ценностного. Они толерантность рассматривают как ценность, которая принимается субъектом и мотивирует взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Все компоненты находятся во взаимосвязи и  взаимозависимости.

 Проведенный нами в данной статье анализ позволяет сделать следующий вывод.

Концепт толерантности только формируется в науке. Он находится в процессе становления и поэтому не имеет точно очерченной структуры. В связи с этим целесообразно выделить три класса его толкований: «отношение», «интеграция», «свойство, качество».

Отсутствие однозначно принятого определения приводит к тому, что изучение идет в дихотомии «толерантность–интолерантность».

«Толерантность» не равнозначна терпимости, поскольку является категорией активной, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  2. Безлюева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М., 2003.
  3. Большой толковый психологический словарь / Сост. А. Ребер: В 2 т. Т. 2: Пер. с англ. М., 2000.
  4. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997.
  5. Выготский Л.С. О психологических системах // Л.С.Выготский. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  6. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. 2006. №1.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.4 /Под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. М., 1994.
  8. Декларация принципов толерантности // Толерантность – дорога к миру/ Сост. Б.Э. Риэрдон. М., 2001.
  9. Демократия: конфликтность и толерантность / Под. ред. В.С. Рахманинова. Воронеж, 2002.
  10. Золотухин В.М. Две концепции толерантности: Монография. Кемерово, 1998.
  11. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Автореф. дис. … канд. психол.  наук. Казань, 2005.
  12. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль.1990. № 4.
  13. Капустина Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: Монография. Шадринск, 2008.
  14. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004.
  15. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. № 2.
  16. Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2006.
  17. Левченко Е.Г. Психологические условия развития толерантного поведения учителя: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2006.
  18. Мириманова М.С. Толерантность как система воспитания // Развитие личности. 2002. №2.
  19. Можейкина Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск , 2006.
  20. Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности  учащихся городской школы: Дис. … канд. психол. наук. Курск, 2004.
  21. Петрицкий В.А. Толерантность – универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. СПб., 1993.
  22. Словарь практического психолога/ Под. ред. С.Ю. Головина. Минск, 1997.
  23. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.
  24. Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2006.
  25. Степанов П. Толерантный человек: Как его воспитать? // Народное образование. 2001. №6.
  26. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. статей. М., 2003.
  27. Allpot G. Pattern and Groutch of Personality. N.Y., 1963.
  28. Goleman D. Emotional Intelligence. L., 1997.
  29. Lasarus R.S. Positive denial: the case for not facing reality // Psychology Today, 1987.
  30. Roger D., Parinaud C. Tolerance Collection: Cultures Peace. UNESCO, 1995.

Информация об авторах

Чебыкина О.А., кандидат психологических наук, педагог- психолог высшей квалификационной категории, член Федерации психологов образования России, МБОУ, Шадринск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1140-7554, e-mail: Oolga-85@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 21973
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 49

Скачиваний

Всего: 7644
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 35