Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Системный анализ подходов к понятию «толерантность» 5936

Чебыкина О.А., аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института, педагог- психолог лицея №1, Oolga-85@ya.ru
Полный текст

В современной науке внимание ученых и практиков привлекает проблема  толерантности. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Системный подход, взятый нами за методологическую основу, предполагает  изучение любого явления через уяснение его сущности, т. е. четкое определение содержания понятия, которое это явление обозначает [30]. В данной статье таковым является понятие «толерантность». На сегодняшний день в философии, психологии и социологии существуют различные точки зрения на определение толерантности.

В социально-философской, культурологической литературе анализ проблем толерантности содержится в работах М.М. Бахтина, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, Ж.П. Сартра, Э. Фромма, М.Бубера. Разные аспекты толерантности  освещены в публикациях К.С. Гаджиева, М.П. Мчедлова, Г.С. Померанца, В.А. Тишкова.

В меньшей степени проблема толерантности изучена в политологии и национально-этнических отношениях. Косвенно при решении иных исследовательских задач проблему толерантности затрагивают Ю. Бромлей, Л.Я. Гозман, В.П. Макаренко, Д.Фурман, Е.Б. Шестопал и другие. Попытки теоретического анализа самого понятия «толерантность» были предприняты О.Хоффе, И. Йовелом, P.P. Валитовой, В.А. Лекторским [11].

Опора на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского требует начать с обращения к этимологическому анализу термина. Согласно Л.С. Выготскому,  единство мышления и речи является ключом к пониманию природы человеческого сознания. Это единство отражается в значении, где оно развивается. «Осознанное слово – микрокосмос человеческого сознания» [5, с. 361].

Слово «толерантность» происходит от лат. tolerantia – «терпеть»,

«выдерживать», «переносить». В разных языках данное понятие приобретает свои смысловые оттенки. Так, в английском (tolerance, toleration) языке оно означает готовность, способность без протеста воспринимать личность [28], вещь; во французском (tolerance) языке – это  уважение свободы другого, его образа мысли; в китайском – проявление великодушия в отношении других; в арабском – прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность; в персидском – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению [13].

Множественность переводов обусловливает многозначность толкования данного   научного понятия в психологии. Понятие «толерантность» варьирует в зависимости от того, в каком контексте этот термин используется.

В общеупотребительном понимании «толерантность» определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе, способность терпеть [11].

Согласно «Толковому словарю русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова), «толерантность» – производное от французского tolerant – «терпимый» [11], «терпимость» – свойство, качество, способность что-либо или кого-либо терпеть только по милосердию, снисхожденью [12]. «Большой энциклопедический словарь» определяет «толерантность» как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [3].

В американском словаре «American Heritage Dictionary» «толерантность» толкуется как  способность к признанию, практическое признание и уважение убеждений и действий других людей [29].

В социальном контексте толерантность – это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков [7]. В «Социологическом энциклопедическом словаре» «толерантность» трактуется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям [13], как выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. Социологи определяют толерантность как культурную направленность, установку, отношение личности [9].

Психологический аспект изучения толерантности – рассмотрение   изучаемого качества как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию; свойство биологической, социальной системы принятия другой системы, ее элементов, неоказания им сопротивления [6].

В «Словаре практического психолога» С.Ю.Головин отмечает, что «толерантность» – это отсутствие, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [22].

В «Большом толковом психологическом словаре» дается двойственное понимание толерантности: защита убеждений, ценностей других и признание плюрализма; неестественное воздержание, смирение с поведением, убеждением и ценностями других [3].

Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, здесь оно рассматривается как личностное образование (О.А. Овсянникова, A.M. Байбаков, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, Е.Г. Виноградова, О.Б. Скрябина), включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку; знание себя, признание других; ответственность за свои поступки; чувство юмора; расположенность к другим; самообладание; терпение; способность к рефлексии; отсутствие тревожности; высокий уровень общительности; умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества; отсутствие стереотипов, предрассудков [12].

В исследованиях А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.П. Садохина, Г.В. Безюлевой, А.А. Глебова, М.Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный) [19]:

 когнитивный критерий – базовые стереотипы, широкая периферия;   знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;

  эмоциональный критерий – эмоциональная отзывчивость (по К.Роджерсу);

 действенно-практический критерий – стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [19].

Согласно модели Р.В. Габдреева, имеется семь уровней развития толерантности личности, на каждом из которых толерантность проявляется по- своему:

  1) уровень, характеризующий культуру осознанного отражения. Опирается на индивидуальные особенности человека, тип нервной системы;

2) уровень культуры переживания – развитость эмоционально-волевых навыков; умение выдерживать сильные эмоциональные нагрузки;

3) уровень культуры деятельности – проявляется в учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности, в общении; отражает уровень интеллектуального развития [11];

4) уровень культуры поведения – внешнее отражение внутренних личностных образований человека, к которым принято относить направленность, Я-концепцию, самооценку, уровень притязаний. Выделяют два типа поведения человека: толерантный и интолерантный. Толерантный путь выбирает человек свободный, доброжелательный, с позитивной Я-концепцией. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, потребностью в порядке, желанием сильной власти [27];

5) уровень, характеризующий культуру общения, – коммуникативные навыки личности;

6) уровень управления культурой активности. Основан на мотивационной сфере (переживания, деятельность, общение, поведение);

7) уровень социально-политической культуры – высший уровень

психологической активности (позиции, убеждения, идеалы личности) [11].

С точки зрения философии, толерантность – это мировоззренческая жизненная позиция «за», «против» принципов, норм, убеждений, вырабатываемая в результате этнического, духовного опыта личности.

В системе этических знаний понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» – моральным качеством, характеризующим отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей,   формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения. Особо подчеркивается мысль, что толерантность – признак уверенности в себе, сознания надежности своих собственных позиций, признак открытого идейного течения [13].

В современной медицинской науке понятие «толерантность» активно функционирует в биологии (иммунологии, фармакологии и др.).  Р. Бернет, Р. Биллингем, Л. Брент, М. Гашек, П. Медавар понимают толерантность как способность организма без видимого для себя ущерба переносить потенциально неблагоприятные для него воздействия фактора внешней среды, как снижение чувствительности самого организма, клеток, тканей к воздействию вещества, что способствует сохранению гомеостаза [13].

Рассмотренные определения толерантности позволяют сделать вывод о множественности существующих подходов, которые детерминированы многоаспектностью самого явления. Мы полагаем, что объяснением неоднозначности понятия «толерантность» служат и исторические аспекты его возникновения и развития.

Изучение литературы позволило выделить четыре основные модели толерантности: религиозную, медицинскую, антропологическую и собственно психологическую. Первые три оказали заметное влияние на последнюю [13].

Изначально формируется понятие конфессиональной толерантности, т.е веротерпимости, суть которой заключается в установлении гуманных взаимоотношений между инаковерующими и инакомыслящими на принципах терпимости, лояльности, уважения к вере и взглядам других людей, народов. Под веротерпимостью понималось непричинение вреда окружающим людям по мотивам их принадлежности к другим вероисповеданиям. Она раскрывалась по принципу противопоставления, т.е. через примеры проявления интолерантности по отношению к инаковерующим [10]. Этот принцип сопоставления противоположностей при изучении данного феномена сохраняется в психологии и до настоящего времени.

С нашей точки зрения, подобный подход к толкованию толерантности можно рассматривать как ее религиозную модель.

Затем появляется медицинское понятие «толерантность». Термин  «толерантность» введен в 1953 г.  английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Толерантность может быть полной или касаться одной из форм иммунного ответа [13]. Эта – медицинская – модель проявится в дальнейшем в психологической в виде понимания толерантности как стойкости к отрицательным воздействиям социальной среды.

Пережитые человечеством события начала и середины XX в. (череда бесконечных войн, военных конфликтов) привели к появлению третьей, антропологической, модели толерантности. Международным сообществом 1995 год был объявлен Годом толерантности. В этом же году 16 ноября в Париже Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности». В ней представлены три основных значения понятия «толерантность»: 1) уважение, принятие, правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности; 2) не пассивное смирение, не отказ от своих убеждений, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод другого человека; 3) добродетель, которая делает возможным достижение мира, способствует замене культуры войны культурой мира [8]. Антропологическая модель толерантности провозглашает равенство всех людей, независимо от их внешних различий, обусловленных расой или

особенностями их физического развития.

Собственно психологическая модель толерантности формируется последней, вбирая в себя черты трех предыдущих.

По мнению И.Б. Гриншпуна, традиция использования термина «толерантность» в психологии ориентирует на два направления его понимания: как индивидуального свойства – способность к самосохранинию, и как обозначения способности к неагрессивному поведению – готовность к взаимодействию [26].

Спорный вопрос при определении понятия «толерантность» в психологии – его соотношение с дефиницией понятия «терпимость». В ответе на него высказываются две диаметрально противоположные точки зрения. Одна из них утверждает полную идентичность данных терминов [17]. Вторая отрицает подобный подход при описании, изучении феномена толерантности.

 По нашему мнению, для решения вышеизложенной проблемы необходимо использовать принцип синонимической замены. В словаре синонимов русского языка «терпимость» представлена в одном ряду со снисходительностью, мягкостью, нетребовательностью, невзыскательностью [4]. Однако толерантность, рассматриваемая в ранее приведенных моделях, по определению, не может быть таковой по ряду причин.

Во-первых, проявляя терпимость по отношению к кому-либо, чему-либо, субъект остается бездеятельным: подобное отношение не является поиском взаимодействия с другим, но оказывается, по выражению М.Б. Хомякова, «вынужденным допущением бытия другого».

Во-вторых, в субъективном опыте индивида имеют место достаточно выраженные страдания, а на психологическом и на физиологическом уровнях существует предел возможности выносить страдания: нельзя страдать и остаться при этом психически и физически здоровым и готовым благожелательно принять непонятного другого. У толерантности и терпимости разные вектора: опыт страдания приводит к  терпению, а опыт интереса при выраженном оптимистическом мироощущении – к  толерантности.

В-третьих, «терпимость» семантически сближается с глаголом «смириться» – «перестать упорствовать, покориться обстоятельствам», а «толерантность» имеет более сильные семантические связи с глаголом «примириться» – «терпимо отнестись к чему-либо; прекратить состояние ссоры, вражды с кем-либо». Толерантность не оперирует аксиологическими категориями «хорошо, «плохо», она основана на противопоставлении «свой–чужой»; это отношение к «другому», «иному», характеризующееся отсутствием враждебности. При всей семантической близости понятий «толерантность» и «терпимость» отождествлять их нельзя [13].

Таким образом, толерантность – это сложный, многоаспектный, многокомпонентный и неоднородный феномен, который невозможно описать только в одном измерении. Отсутствие единого общепринятого определения толерантности приводит к тому, что в теоретических подходах и в ее диагностике в настоящее время используется принцип сопоставления противоположностей: толерантность и интолерантность – негативное, враждебное отношение к особенностям той или иной культуры, которое  проявляется в различных формах – от обычной невежественности до умышленного уничтожения людей.

В настоящее время предпринимаются попытки упорядочить разнообразные виды и формы толерантности.

Выделением видов толерантности занимались многие исследователи данной проблемы (В.А. Лекторский, Н.Я. Маркова, И.В. Крутова, А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий).

Они предложили использовать следующую классификацию толерантности:

по проявлению толерантности как общественного сознания. В.А. Лекторский выделяет такие виды толерантности: толерантность как безразличие – безразличие к существованию различных взглядов; невозможность взаимопонимания – уважение к другому, которого я не могу понимать; снисхождение к слабости других; расширение собственного опыта, критический диалог – уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций [19];

по предмету, на который направлено действие толерантности. Согласно Н.Я. Макаровой, он может быть цивилизационным, межгосударственным, этническим, социальным и индивидуальным [14]. И.В. Крутова выделяет конфессиональную, политическую, социальную толерантность, толерантность к иным мнениям в сфере науки, толерантность, обусловленную культурной разностью человеческих сообществ, этническую толерантность [19].

Толерантность в международных отношениях – условие сотрудничества, мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической, религиозной принадлежности их населения.

Этническая толерантность – основное средство достижения гармонии

отношений в многонациональных обществах.

Социальная толерантность – ненасильственное, уважительное отношение между различными социальными группами, которая обусловлена разностью материального положения, социального статуса, принадлежностью к субкультуре человека, людей.

Конфессиональная толерантность – терпимость в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений, уважение к иной вере.

Политическая толерантность – готовность политических сил допускать существование инакомыслия в своих рядах; допускать деятельность оппозиции. [25];

по уровню, на котором проявляется толерантность. Выделяются: индивидуальная, межгрупповая, межличностная толерантность.

Индивидуальная толерантность является добродетелью, т. е. нормой поведения ответственной личности. Аутотолерантность – характеристика человека, который познает и признает свое Я, принимает себя таким, какой он есть, анализирует свои слова и поступки, делает выводы из своих ошибок (К. Роджерс, Дж. Бюдженталь). Способность выйти в рефлексивную позицию относительно собственных ценностей и установок (Ю.В. Кузнецова)  [16].

Межгрупповая толерантность проявляется и возникает в процессе восприятия одной группой другой.

Межличностная толерантность – отношения между отдельными индивидами, принятие, уважение индивидуальности другой личности без утраты чувства сохранности собственного Я [19]; готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми [24]; неотъемлемая характеристика профессионализма со сферой деятельности в рамках взаимодействия «человек–человек» [15].

Межэтническая толерантность – психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры (Е.П. Непочатых); терпимость к инакомыслящим (Ю.Г. Волков) [20].

Гендерная толерантность – интегративное личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и другого как представителя определенного пола, в умении устанавливать субъект-субъектные отношения [20].

Педагогическая толерантность – устойчивость педагога к воздействию фрустрирующих факторов; профессиональное качество учителя: уважение, эмпатия, умение прощать ошибки других людей; принятие индивидуальности партнера по взаимодействию [13].

Выделяя коммуникативную толерантность, В.В. Бойко ее подразделяет ее на несколько видов:

- ситуативную (терпимое отношение данной личности к данному конкретному человеку);

- типологическую (терпимое отношение человека к собирательным типам личностей или группам людей);

- профессиональную (терпимое отношение к собирательным типам людей);

- общую коммуникативную (терпимое отношение к людям в целом; к тенденциям, обусловленным жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека) [1];

по внутренней мотивированности и ценностному содержанию. А.В. Зимбули, В.А.Петрицкий выделяют такие виды толерантности: квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная терпимость, позитивная терпимость.

Под квазитолерантностью (от лат. kvasi – «как будто») понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающих как терпимость.

Под псевдотолерантностью (от греч. psevdos  – «ложные, притворные») – случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение.

Негативная толерантность определяет мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма.

Позитивную толерантность обусловливают мотивы внимания, понимания, симпатии [13];

по результатам толерантного (сдержанного) поведения. В.А.Петрицкий различает нравственно-деструктивную и нравственно-конструктивную толерантность – положительно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному или позитивному результату [27];

с позиции отношения к толерантности как к фактору устойчивости. Выделяются два вида толерантности – внешняя и внутренняя.

Внешняя толерантность (к другим) – убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию; характеризует культуру отношений в обществе.

Внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать [13].

Кроме того во внутреннюю толерантность входят психофизиологическая и фрустрационная толерантности:

психофизиологическая – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности;

фрустрационная – способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации; в основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и возможность предвидеть выход из ситуации [13].

Дальнейшее изучение исследований и литературы позволило установить и сформулировать функции толерантности. Функция (от лат. functio –«исполнение») – внешнее проявление свойств объекта в системе отношений, обеспечивающее ее сохранение, поддержание и развитие [18].

Так, в психолого-педагогических исследованиях были выделены следующие функции толерантности: ориентировочная, регуляторная или адаптационная; мирообеспечивающая, культуросохраняющая, фелицитологическая, креативная; коммуникативная, управления когнитивными процессами, развития и «энергизации» психического состояния субъекта; ценностная, гносеологическая, прогностическая и превентивная [21].

Е.Ю. Клепцова фиксирует внимание на следующих функциях:  синдикативной – выражается в сплочении групп; трансляционной – для выполнения совместной деятельности, обучения, передачи знаний; адаптивной – приспособление к неблагоприятным факторам среды; активной – возможность изменения чужого мнения, поведения, другого человека;   конгруэнтно-эмпатической, эпистемилогической, гедонистической [14].

По A.M. Байбакову, существуют функции: устойчивости, побуждающая, адаптационная, оценочно-прогностическая и интегрирующая [13].

Подходы к структуре толерантности также неоднозначны. В психолого-

педагогических исследованиях указывается практически единое количество ее компонентов: от трех [2] до четырех [14].

Н.К. Бахарева рассматривает такие компоненты: когнитивный (представления субъекта о себе, своем месте в мире среди других людей, понимание сути явлений, фактов субъективного бытия, законов жизни людей; креативность, ответственность, зрелость, гибкость мышления), эмоционально-оценочный (проявляется в отношении субъекта к себе, другим, группе, в которой он живет и работает; эмоциональная устойчивость), поведенческий (конкретные поступки, дипломатичность, альтруизм) [13].

М.А. Перепелицына выделяет в педагогической толерантности следующие компоненты: мотивационно-ценностный  (осознание ценности толерантности в процессе общественного обустройства, социализации личности), когнитивный (знание сущности; осознание многомерности окружающего мира; знание особенностей своей личности, знание особенностей организации педагогического процесса в поликультурном образовательном пространстве), эмоционально-волевой (эмоциональная саморегуляция; целеустремленность, инициативность в организации воспитания толерантности у школьников), коммуникативно-деятельностный (владение способами толерантного взаимодействия с различными представителями социума; самоорганизация и деловая активность, креативность в выборе методов и форм содержания и моделирования воспитательного процесса, способность познавать и принимать

интересы, особенности, возможности учащихся).

По мнению Е.Ю. Клепцовой, можно выделить мотивационно-ценностный (принятие, понимание философско-этических ценностей, ненасилия; мотивы помощи, сотрудничества, любви), когнитивный (развитость механизма принятия); эмоционально-волевой (терпение, эмпатия, любовь, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, преодоление раздражительности, самоконтроль, саморегуляция), конативный (поведенческий; ассертивное поведение – сотрудничество, способы общения, уступчивость, способы убеждения, разъяснение, согласование) компоненты [14].

В.А. Панин рассматривает мотивационный (гуманистические ценности и

установки, мотивация толерантного поведения, выбор сотрудничества как стратегии взаимодействия), инструментальный (способность быть толерантным, сформированность определенных психических свойств и качеств, работающих на толерантность), интерактивный (толерантные способы взаимодействия, образцы толерантных интеракций, необходимые индивиду для реализации личностных качеств терпимости и миролюбия) компоненты.

Ю.В. Кузнецова обращает внимание на мотивационно-ценностный (ценности уважения человека, прав, свобод, равноправия людей, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком), когнитивный (признание сложности, многомерности, многообразия мира, понимание и оценивание разными людьми), эмоционально-волевой (эмпатия, аффективная толерантность), конативный (способность к толерантному высказыванию, отстаивание собственной позиции, готовность к толерантному отношению, умение договариваться) компоненты [16].

О.А. Спицына называет мотивационно-ценностный (усвоение ценностной ориентации толерантного поведения и распространение; принятие ценностей), когнитивный (знание о способах толерантного реагирования, понимание, знание о способах реагирования и проявления сочувствия, поддержки, умение просить и принимать помощь), эмоционально-волевой (оценка, восприятие, проявление терпимого отношения к другим, креативность, самообладание, выдержка), поведенческий (реагирование, проявление сдержанности, конструктивная реакция на провоцирующие вопросы и конфликтные ситуации) компоненты  [24]. Е.Г.Левченко выделяет ядерные части структуры толерантности (эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, ассертивность, эмпатия) [13].

Итак, сравнение подходов показывает, что феноменология толерантности может быть описана по схеме аттитюда (предложена еще М. Смитом):  когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. При этом многие авторы отмечают необходимость введения четвертого компонента: мотивационно-ценностного. Они толерантность рассматривают как ценность, которая принимается субъектом и мотивирует взаимодействие с окружающим миром и самим собой. Все компоненты находятся во взаимосвязи и  взаимозависимости.

 Проведенный нами в данной статье анализ позволяет сделать следующий вывод.

Концепт толерантности только формируется в науке. Он находится в процессе становления и поэтому не имеет точно очерченной структуры. В связи с этим целесообразно выделить три класса его толкований: «отношение», «интеграция», «свойство, качество».

Отсутствие однозначно принятого определения приводит к тому, что изучение идет в дихотомии «толерантность–интолерантность».

«Толерантность» не равнозначна терпимости, поскольку является категорией активной, она предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
  2. Безлюева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М., 2003.
  3. Большой толковый психологический словарь / Сост. А. Ребер: В 2 т. Т. 2: Пер. с англ. М., 2000.
  4. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997.
  5. Выготский Л.С. О психологических системах // Л.С.Выготский. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  6. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. 2006. №1.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.4 /Под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. М., 1994.
  8. Декларация принципов толерантности // Толерантность – дорога к миру/ Сост. Б.Э. Риэрдон. М., 2001.
  9. Демократия: конфликтность и толерантность / Под. ред. В.С. Рахманинова. Воронеж, 2002.
  10. Золотухин В.М. Две концепции толерантности: Монография. Кемерово, 1998.
  11. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Автореф. дис. … канд. психол.  наук. Казань, 2005.
  12. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль.1990. № 4.
  13. Капустина Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: Монография. Шадринск, 2008.
  14. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004.
  15. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. № 2.
  16. Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2006.
  17. Левченко Е.Г. Психологические условия развития толерантного поведения учителя: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Красноярск, 2006.
  18. Мириманова М.С. Толерантность как система воспитания // Развитие личности. 2002. №2.
  19. Можейкина Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск , 2006.
  20. Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности  учащихся городской школы: Дис. … канд. психол. наук. Курск, 2004.
  21. Петрицкий В.А. Толерантность – универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. СПб., 1993.
  22. Словарь практического психолога/ Под. ред. С.Ю. Головина. Минск, 1997.
  23. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.
  24. Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2006.
  25. Степанов П. Толерантный человек: Как его воспитать? // Народное образование. 2001. №6.
  26. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. статей. М., 2003.
  27. Allpot G. Pattern and Groutch of Personality. N.Y., 1963.
  28. Goleman D. Emotional Intelligence. L., 1997.
  29. Lasarus R.S. Positive denial: the case for not facing reality // Psychology Today, 1987.
  30. Roger D., Parinaud C. Tolerance Collection: Cultures Peace. UNESCO, 1995.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика