Мотив самоактуализации в сексуальном поведении девушек-подростков

1342

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи процесса самоактуализации у подростков и особенностей их половой жизни. В исследовании приняли участие 148 девушек в возрасте от 15 до 17 лет. Из них группу сексуально активных подростков составили 88 девушек, а группу подростков, не живущих половой жизнью, но имеющих партнера, – 60 девушек. Было определено, что мотив самоактуализации у девушек, живущих половой жизнью, и у девушек, не живущих половой жизнью, проявляется по-разному. У сексуально активных девушек он выражен в том, что они разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности, больше ценят свои достоинства, однако более зависимы от мнения большинства. У девушек, не живущих половой жизнью, самоактуализация выражается в большей независимости взглядов и убеждений, гибкости и естественности поведения. Подробно проанализировано влияние конкретных характеристик самоактуализирующейся личности на особенности сексуального поведения девушек. Выделенные факторы позволяют наметить основные направления профилактической и коррекционной работы.

Общая информация

Ключевые слова: самоактуализация, мотивация, поведение, сексуальность, подростки

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Валова Ю.А. Мотив самоактуализации в сексуальном поведении девушек-подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57123 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 

Длительное время изучение проблематики сексуального поведения подростков было табуировано в психолого-педагогических и социологических исследованиях, однако социальная острота данной темы вновь стимулировала обращение к ней психологов, медиков, социологов, педагогов. Несмотря на явный интерес по-прежнему остро ощущается недостаток именно конкретных эмпирических данных, характеризующих особенности сексуального поведения подростков. Начало половой жизни является, безусловно, способом приобретения нового эмоционально насыщенного опыта, в результате которого формируются навыки принципиально иных взаимоотношений с противоположным полом, подростки осваивают новые для себя нормы и ценности, пытаясь наиболее полно проявить себя. Поэтому раннее начало половой жизни можно рассматривать как одну из форм самоактуализации.

К. Роджерс и А. Маслоу [8] считают, что потенциально стремление к самоактуализации есть у каждого человека, на каждом возрастном этапе развития. Ее можно увидеть, например, в овладении определенным навыком. Приобретаемые умения впоследствии осознаются как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое оценками друзей, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья в случае успеха или боли, разочарования - в случае неудачи [1]. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения актов самоактуализации относится к подростковому возрасту, так как поведение ребенка часто определяется бессознательными мотивами и регулируется эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. У подростка неизбежен переход от игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации [1]. Поэтому применительно к развитию подростка самоактуализацией можно считать его деятельность, направленную на овладение различного рода знаниями. Таким образом, и в раннем начале половой жизни подростка можно усматривать действие мотива самоактуализации: желание реализовать себя, проявить свои возможности, вступить в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть собой.

По мнению нейрофизиолога К. Гольдштейна, самоактуализация понимается как действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его удовлетворение [7]. Исследования сексуального поведения подростков выявили, что основными потребностями, которые удовлетворяются в результате сексуальной активности, являются получение знаний и нового опыта, самоутверждение, а также любовь и принятие [4; 3; 2]. Сексуальное влечение относится, безусловно, к физиологическим потребностям. Однако, когда речь идет о сексуальном поведении, важно учитывать, что оно определяется не только сексуальным влечением, но и рядом других потребностей, и первой в их ряду стоит потребность в любви и привязанности. Кроме того, потребность в любви имеет две стороны: человек хочет и любить, и быть любимым [5]. По-мнению А. Маслоу, «самоактуализация - это переживание всепоглощающее, яркое, самозабвенное, с полной концентрацией и абсолютной погруженностью в него» [6, с. 57]. Именно к таким ярким эмоционально насыщенным моментам можно отнести начало половой жизни. И если рассматривать вступление в сексуальные отношения как одну из форм проявления самоактуализации, то решение о ее начале должно приниматься по взаимному согласию и являться средством гармонизации взаимоотношений с другими субъектами. В дальнейшем этот поступок требует осмысления результатов и их последствий. Осознание, которое является актом самореализации, приводит к корректировке представлений о себе, о мире и изменению в «жизненном плане».

В большинстве работ по проблеме самоактуализации объектом исследования является взрослый человек. Практически полностью отсутствуют работы по изучению динамики и психологических особенностей процесса самоактуализации у подростков, а также феномена самоактуализации во взаимосвязи с сексуальным поведением. Именно поэтому исследования по данной теме представляют собой как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью нашего исследования было изучение особенностей протекания процесса самоактуализации подростков во взаимосвязи с их сексуальным поведением. В исследовании приняли участие 148 девушек в возрасте от 15 до 17 лет. Из них группу сексуально активных подростков составили 88 девушек. Группа подростков, не живущих половой жизнью, но имеющих партнера, состояла из 60 девушек. Все испытуемые были разделены на две подгруппы: сексуально активные девушки и девушки, не живущие половой жизнью, но имеющие в настоящее время друга.

Для изучения феномена самоактуализации и его взаимосвязи с сексуальным поведением использовались следующие методики:

■       «Самоактуализационный тест (САТ)» в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроз (1984). Самоактуализация рассматривается авторами как многомерная величина, включающая в себя ряд базовых и 12 дополнительных параметров - характеристик самоактуализирующейся личности. У самоактуализирующейся личности количественные показатели развития всех характеристик самоактуализации должны превышать средние значения по выборке, но не достигать максимально возможных;

■       авторская анкета, состоящая из трех блоков. Первый оценивал способы поведения, которые выбирают подростки для выражения своей симпатии, второй блок определял сексуальную активность юношей (возраст вступления в половую жизнь, эмоции и мотивы, сопровождающие ее); третий блок дал возможность оценить степень влияния родителей и друзей на специфику сексуального поведения.

С целью выявления статистически значимых различий был проведен сравнительный анализ с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок, для изучения взаимовлияния переменных - дисперсионный анализ и корреляционный анализ. Все данные достоверны на уровне значимости p < 0,05.

В результате сравнения групп девушек по методике «САТ» были обнаружены статистически значимые различия по шкалам: «Поддержка», «Гибкость поведения», «Ценностные ориентации», «Спонтанность» и «Самоуважение».

Девушки чаще начинают сексуальные отношения, ориентируясь на большинство. Девушки, живущие половой жизнью, способны больше ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Они более полно способны переживать жизнь, без так называемой подростковой застенчивости. Такие девушки живут в согласии с собой, со своей биологической природой, принимают социальную жизнь и физическую реальность, они достаточно легко принимают решения в ситуации выбора.

Девушки, обладающие относительной независимостью, те, кто руководствуются своими убеждениями, установками и принципами, не начинают рано жить половой жизнью. Такие девушки также значительно лучше умеют адаптироваться к среде, они не боятся вести себя естественно и раскованно, откровенно говорить о своих желаниях, поэтому, вероятно, они и могут отказать партнеру в близости, если она им нежеланна.

С помощью дисперсионного анализа удалось выявить статистически значимое влияние ранней половой жизни на способность устанавливать эмоционально близкие отношения, на открытость познанию и новому опыту, а также на самопринятие. Было установлено, что чем раньше девушка начинает жить половой жизнью, тем более она способна к эмоционально близким отношениям, более открыта новому опыту, больше принимает себя.

Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что девушки, живущие половой жизнью, являются более самоактуализированными. Поэтому для определения соотношения особенностей половой жизни девушек-подростков и показателей по методике «САТ» дополнительно были проанализированы те шкалы, по которым выявлены статистически значимые различия у сексуально активных девушек и тех, кто не живет половой жизнью.

Соотнося результаты диагностики испытуемых по этим шкалам со средними значениями, мы распределили участников исследования на две полярные группы: первая группа - с высокой степенью самоактуализации; вторая группа - с низкой. Таким образом, в рамках каждой из обозначенных выше шкал определились группы с разным количественным составом. Далее мы произвели анализ особенностей сексуального поведения внутри каждой группы с учетом шкалы «САТ».

Оценивая соотношение степени самоактуализации девушек по шкале «Самоуважение» и особенностей их сексуального поведения, мы не обнаружили статистически значимых различий. Однако корреляционный анализ показал прямую взаимосвязь между самоуважением и использованием сексуальных контактов для ощущения полноты жизни и в качестве средства борьбы с одиночеством.

Девушки с высокими показателями самоактуализации по шкале «Гибкость поведения» реже сами являются инициаторами близости, вероятно, для них начало половой жизни является способом приспособления к новой ситуации. Они позднее начинают половую жизнь, реже используют секс для снятия сексуального и эмоционального напряжения, реже вступают в половые контакты по привычке и для того, чтобы узнать что- то новое, по сравнению с девушками с низкой самоактуализацией по этой шкале. Вероятно, их отношение к сексу напрямую зависит от принятых ценностей, которые они реализуют в своем поведении.

Было обнаружено статистически значимое влияние способности адаптироваться к новой ситуации на возникновение длительных любовных отношений с мальчиками, на возраст вступления в половую жизнь, инициативу в первом половом контакте, частоту занятий сексом ради партнера и использование секса для снятия эмоционального напряжения, для сближения с партнером и по привычке. Корреляционный анализ показал, что чем выше у девушки гибкость поведения, тем реже у нее возникают длительные любовные отношения с мальчиками и чаще просто дружеские. Таким образом, девушка может реализовать свою потребность в общении с противоположным полом, не вступая при этом в половую жизнь. Чем выше адаптивность поведения у девушки, тем реже она сама является инициатором первой близости и реже вступает в сексуальные отношения ради партнера.

Девушки с высокими показателями самоактуализации по шкале «Поддержка» статистически чаще используют секс для ощущения полноты жизни по сравнению с девушками с низкой самоактуализацией по этой шкале. Было обнаружено статистически значимое влияние ориентации на большинство в суждениях и поведении на способность говорить о своих чувствах партнеру, на возраст начала половой жизни и на использование секса как средства ощущения полноты жизни. Корреляционный анализ показал, что чем более независима в своем поведении девушка, тем реже она говорит о своих чувствах партнеру. Чем более девушка подвержена влиянию большинства, тем раньше она начинает половую жизнь. Была также обнаружена обратная взаимосвязь между независимостью девушки в своих убеждениях, поведении и инициативой первой близости, вступлением в половые отношения ради партнера, а также использованием секса как средства познания и по привычке.

Девушки с высокими показателями самоактуализации по шкале «Спонтанность» статистически реже используют секс для ощущения полноты жизни и для борьбы с одиночеством по сравнению с девушками с низкой самоактуализацией по этой шкале. Корреляционный анализ показал обратную взаимосвязь между раскованностью девушки в поведении и демонстрации своих эмоций и использованием секса для сближения с партнером. Дисперсионный анализ обнаружил влияние спонтанности на возраст начала половой жизни, инициативу при первой близости, на использование секса как средства снятия эмоционального напряжения и для борьбы с одиночеством.

Девушки с высокими показателями самоактуализации по шкале «Ценностные ориентации» раньше начинают жить половой жизнью, а также реже используют секс для сближения с партнером, чем девушки с низкой самоактуализацией по этой шкале. С помощью корреляционного анализа было установлено, что чем сильнее девушки разделяют ценности самоактуализирующейся личности, тем реже они вступают в сексуальные отношения ради партнера и чаще используют секс для снятия напряжения и для получения нового опыта. Была обнаружена обратная взаимосвязь между стремлением к гармоничным отношениям и вступлением в сексуальные отношения ради партнера, а также использованием секса для увеличения своей значимости, для борьбы с одиночеством и по привычке. Это может быть связано с тем, что они предпочитают лишний раз не думать и не принимать тяжелые решения. С помощью дисперсионного анализа было обнаружено статистически значимое влияние стремления к здоровым отношениям с людьми на возраст вступления в половую жизнь, на вступление в сексуальные контакты ради партнера, а также на использование секса для снятия напряжения, для ощущения полноты жизни и как средства познания.

Таким образом, наше исследование, посвященное изучению сексуальной сферы подростков и их ориентации на самоактуализацию, показало конкретное соотношение характера самоактуализации личности и особенностей половой жизни подростков.

Мотив самоактуализации у сексуально активных девушек выражен в том, что они разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности, они больше ценят свои достоинства. Однако они более зависимы от мнения большинства.

Мотив самоактуализации у девушек, не живущих половой жизнью, выражается в большей независимости взглядов и убеждений, гибкости и естественности поведения по сравнению со сверстницами, живущими половой жизнью.

У более самоактуализированных девушек складываются дружеские отношения с противоположным полом. Они позже начинают жить половой жизнью по сравнению со своими низкоактуализированными сверстницами и редко сами бывают инициаторами первой близости. Однако в дальнейшем они используют секс для ощущения полноты жизни, а не только для того, чтобы доставить удовольствие партнеру.

У низкосамоактуализированных девушек в основном складываются кратковременные любовные отношения с юношами. Они более ориентированы на то, чтобы доставить партнеру удовольствие. Для этого они активно используют телесные прикосновения, говорят о своих чувствах и часто вступают в сексуальные контакты только ради партнера. Такие девочки раньше начинают жить половой жизнью, чем их высоактуализированные сверстницы, и часто сами являются инициаторами первого контакта. Также они используют секс для приобретения нового опыта, снятия сексуального и эмоционального напряжения.

Результаты исследования могут быть использованы психологами, социальными педагогами и учителями для проведения информационной работы с подростками в области интимных отношений, а также для профилактики ранних сексуальных контактов.

Литература

  1. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М., 2001.
  2. Гуркин Ю.А. Гинекология подростков (руководство для врачей). СПб.,1998.
  3. Ивченкова Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. № 3.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
  7. Психология личности: Словарь-справочник/Под ред. П.П. Горностай,  Т.М. Титаренко. Киев, 2001.
  8. Роджерс  К. Клиенто-центрированная терапия. Киев, 1997.

Информация об авторах

Валова Юлиана Алексеевна, кандидат психологических наук, Психолог, ООО «Мастерская позитивного развития «Эврика», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: yulspb@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1925
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1342
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2