Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 17 место — направление «Психология» 0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Развитие изобразительного замысла в дошкольном возрасте 2418Запуниди А.А. АннотацияИсследование посвящено изучению связи замысла с условиями становления изобразительной деятельности и развитием речи у детей дошкольного возраста. Выборку испытуемых составили 50 детей в возрасте 5;4 – 6;1 лет (средний возраст 5;9 лет). Методический инструментарий был направлен на изучение особенностей изобразительной деятельности и условий ее становления. Мы предположили, что дети с разным уровнем изобразительного замысла будут иметь качественные отличия в речевом сопровождении и в развитии основных условий изобразительной деятельности (восприятие и наглядно-образное мышление, воображение, произвольность, обобщение). Анализ результатов позволил выделить четыре уровня развития изобразительного замысла, дополнив, таким образом, существующую трехступенчатую классификацию. Такие условия становления изобразительной деятельности, как наглядно-образное мышление и восприятие, воображение, обобщение, номинативная функция речи, – значимо различаются у детей с разным уровнем изобразительного замысла. Также выявились различия в речевой активности и направленности высказываний у детей с разным уровнем изобразительного замысла. Ключевые слова: изобразительная деятельность, изобразительный замысел, функции речи, уровень обобщения в рисунке, речевая активность Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
На начальных стадиях развития замысел фиксируется внутренне, проявляясь внешне через речевые высказывания (планирующие, поясняющие) [6]. Начало развития замысла связывают с переходом рисунков детей на изобразительную стадию [11; 12]. Внешним выражением достижения этой ступени считают изменение соотношения между изображением и словом: ребенок сначала словесно формулирует замысел, затем приступает к его выполнению [3; 12]. На начальных этапах овладения рисованием слово выражает не образ предмета, а «графический образ», т.е. представление о том, как предмет будет изображаться. В процессе узнавания каракуль и закрепления за ними определенных значений происходит накопление графических образов, которые и приводят к возникновению намеренного изображения. Первые графические образы возникают как результат внешней поисковой активности ребенка. Затем ориентировочная часть этой активности переходит во внутренний план и превращается в «примеривание в плане образов» [4]. Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. Психология личности, Психология развития | Ярощук И.В. Педагогическая психология | Константинова В.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|