Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9229Новости 1819Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 17 место — направление «Психология» 0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,000 — двухлетний импакт-фактор ![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование psyedu.ru Функции аргументации при решении противоречивых ситуаций социального взаимодействия разновозрастными школьниками 1789Морозова Т.В. АннотацияВ статье отражены результаты исследования функций аргументации в решении противоречивых ситуаций социального взаимодействия, в котором приняли участие младшие школьники (III – IV классы), учащиеся средней школы (V и VII классы) и старшей школы (X классы); всего 211 человек. Отправной точкой исследования являлся тезис о том, что напряжение, возникающее в противоречивой ситуации, не разрешается внешним образом, а требует от субъекта структурного анализа сложившегося положения вещей и принятия решения. Гипотезой исследования стало предположение о том, что аргумент, используемый субъектом в ситуации, может выполнять противоположные функции: реально изменять ситуацию либо формально устранять противоречие с целью снижения напряжения. Автор отмечает, что преодоление противоречия неизбежно связано с необходимостью прояснения правил взаимодействия между сторонами, а это в свою очередь представляет для субъекта определенные психологические риски (риск критики, неодобрения или наказания, риск потери вторичных выгод, которые дает неясная ситуация, и т. п.), затрудняющие продуктивное действие в противоречивой ситуации. Ключевые слова: функции аргументации, противоречивая ситуация , социальная ситуация развития, разновозрастные школьники Рубрика: Разное Тип: научная статья Фрагмент статьи
Согласно идее Л.С. Выготского, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [6, с. 355]. Осмысливая общий генетический закон культурного развития, Д.Б. Эльконин приходит к выводу о том, что «…человеческое сознание (психика) существует объективно вне нас… “душа” человеческая… не задана человеку изначально, а дана ему во внешней, чисто материальной форме» [6, с. 16]. Один из частных выводов из этих размышлений состоит в том, что характерные черты личности конкретного человека, которые мы можем зафиксировать в определенный момент времени, когда-то были внешними по отношению к этой личности; привычные паттерны самоотношения (отношения человека к самому себе) вначале реализовывались в отношении других людей к нему. Литература
Статьи по теме
История психологии, Социальная психология | Толстых Н.Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского История психологии, Психология личности | Рубцова О.В. Психология образования, Психология развития | Юдина Т.А. Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|