Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов)

2193

Аннотация

Рассматриваются вопросы, связанные с саморазвитием, самообразованием, самоактуализацией, саморегуляцией в учебном процессе, а также мотивацией к профессиональному развитию в студенческом возрасте. Подчеркивается важность изучения уровня личностного развития студентов вуза в условиях педагогического процесса, реализуемого очно, и педагогического процесса, реализуемого посредством дистанционных образовательных технологий. Представлены результаты сравнительного анализа студентов, обучающихся очно, и студентов, обучающихся на основе дистанционных образовательных технологий. Для изучения личностных особенностей были использованы методики: «Самоактуализационный тест» (САТ), разработанный Л. Гозманом и М. Крозом, «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Марасановой, «Уровень субъективного контроля» (модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера). Выявлено, что студенты очного и дистанционного обучения превышают средние показатели по всем шкалам теста самоактуализации. При этом у студентов дистанционного обучения показатели самоактуализации по 12 шкалам выше, чем у студентов очного обучения. Кроме того, общий уровень субъективного контроля у студентов дистанционного обучения превышает аналогичный показатель у студентов очного обучения.

Общая информация

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, индивидуальные различия, самоактуализация, саморегуляция, локус контроля

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Айсмонтас Б.Б., Уддин М. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов-психологов) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65841 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Изменения, стремительно происходящие в современном мире, непосредственно связаны с вузовским образованием, цель которого – формирование личности с творческим потенциалом, ориентированной на высокие профессиональные достижения. Рынок труда предъявляет все более высокие требования к специалистам с высшим образованием и их конкурентоспособности. На подготовку такого специалиста нацелены новые стандарты высшего профессионального образования, базирующиеся на компетентностном подходе и предполагающие формирование у студентов ряда общекультурных и профессиональных компетенций. В этих условиях возникает необходимость формирования и развития качеств, которые помогут молодому человеку найти свое место, быть успешным в выбранной профессии, развиваться и совершенствоваться. Помимо когнитивных способностей, повышается значимость таких качеств, как ответственность, самостоятельность, организованность, возрастает роль мотивации. В новом стандарте особенно выделена способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Развитие потенциала личности выступает принципом современной парадигмы образовательной системы.

Литература

  1. Абрамов С.М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения (На примере негосударственного гуманитарного вуза): Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 250 c.
  2. Айсмонтас Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе // Психологическая наука и образование. 2004. № 4. С. 51–59.
  3. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.
  4. Балашова Ю.В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 180 с.
  5. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 383 с.
  6. Бондарькова А.М. Педагогическое управление профессиональным саморазвитием студентов технических вузов, обучающихся дистанционно: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 188 с.
  7. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 80–88.
  8. Горбунова О.В. Развитие субъектности у студентов в процессе дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2006. 219 с.
  9. Гуманитарные исследования в Интернете / Отв. ред. А.Е. Войскунский. М.: Можайск-терра, 2000. 432 с.
  10. Дубровская Ю.А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 159 с.
  11. Жданова Е.Г. Педагогические условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов образовательных учреждений СПО средствами дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2007. 199 с.
  12. Идиатулин B.C. Когнитивная технология обучения // Открытое образование. 2006. № 1. С. 12–19.
  13. Исаев А.В. Психология дистанционного обучения: эмоциональный фактор восприятия учебного материала // Среднее профессиональное образование. 2008. № 7. С. 51–54.
  14. Кравцов В.В. Особенности личностно-ориентированного обучения на основе дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании: Дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 2010. 206 с.
  15. Mapаховская Н.В. Психолого-педагогические средства преодоления познавательных барьеров в дистанционном обучении: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 127 с.
  16. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
  17. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища школа, 1987. 224 с.
  18. Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ). М.: Когито-центр, 2004. 44 с.
  19. Новикова Э.Б. Организация самостоятельной работы студентов на основе дистанционного обучения и метода проектов: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 184 с.
  20. Основы открытого образования / Андреев A.A., Каплан C.JI., Краснова Г.А., Лобачев C.JI., Лупанов К.Ю., Поляков A.A., Скамницкий A.A., Солдаткин В.И.; Отв. ред. В.И. Солдаткин: В 2 т. Т. 2. М.: НИИЦ РАО, 2002. 676 с.
  21. Охлопкова О.А. Формирование самоконтроля как личностного качества обучаемого в дистанционном образовании (На материале немецкого языка): Дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2002. 196 с.
  22. Починалина Л.Н. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы студентов вуза в условиях дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 163 с.
  23. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. 224 с.
  24. Тихонов Э.А. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002. 226 c.
  25. Фадеева Т.А. Реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. 161 c.
  26. Храмова М.В. Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 233 c.

Информация об авторах

Айсмонтас Бронюс Броневич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры психологии и педагогики факультета дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Член Межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному высшему образованию; член Межведомственной рабочей группы по развитию электронного образования в России., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3918-2975, e-mail: abronius@yandex.ru

Уддин Мд. Актхер, Аспирант, Московский городской психолого-педагогический университет, Россия, e-mail: aktherpu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3041
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2193
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7