От редактора рубрики

725

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Хломов К.Д. От редактора рубрики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2014_n1/67969 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

По сравнению с предыдущим поколением жизнь подростков сильно поменялась: дефицит информации и определенность жизненной траектории сменились избытком информации и высоким уровнем неопределенности. Социальные риски, которым подвержены подростки, также стали другими.

Полный текст

По сравнению с предыдущим поколением жизнь подростков сильно поменялась: дефицит информации и определенность жизненной траектории сменились избытком информации и высоким уровнем неопределенности. Социальные риски, которым подвержены подростки, также стали другими. Если раньше подростка в ситуации социальной дезадаптации  характеризовали, главным образом, агрессивные проявления (драки, вандализм, хулиганство) и злоупотребление алкоголем, то теперь такого подростка зачастую отличают чрезмерное пребывание в Интернет-пространстве и социальная изоляция. Помимо алкоголя и табака широко распространяются другие психоактивные вещества, угрожающие здоровью подростков. Подростки с высоким уровнем агрессивности или конформности объединяются в группировки, которые формируют образ врага и начинают последовательное преследование других – по национальному, религиозному или другому признаку.

Система психологического сопровождения подросткового возраста должна откликаться на изменения социального контекста и запроса.  Авторы публикуемых ниже статей описывают некоторые, наиболее перспективные, с нашей точки зрения, направления работы, развитие которых является реакцией на изменение социальной среды. Такими направлениями видятся: изучение и сопровождение социализации подростков в Интернете; профилактика правонарушений, экстремизма, наркомании и других социальных рисков; развитие системы пресечения и предупреждения школьной травли. Целей, связанных с модификацией отношений и предупреждением экстремистского, противоправного и  буллинг-поведения, во многом позволяет достичь развитие восстановительной культуры в образовательных учреждениях. Однако необходимо создавать, совершенствовать и другие технологии прикладной социально-психологической работы, отводя серьезное место оценке их эффективности – важной, но пока недостаточно распространенной практике отслеживания качества технологий воздействий.

В целом идея публикуемых в данной рубрике статей состоит в том, чтобы актуализировать у читателя представления о подростковом возрасте, соотнести их с окружающей реальностью и инициировать пересмотр и обновление концепции подросткового возраста на уровне теоретических исследований и психологической практики.

Тематический редактор,

Хломов К.Д.

кандидат психологических наук, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток», ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»

Информация об авторах

Хломов Кирилл Даниилович, кандидат психологических наук, доцент, начальник психологической службы, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований факультета психологии института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154, e-mail: khlomov-kd@universitas.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1736
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 725
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1