Изучение психологических особенностей адаптации студентов-сирот начального этапа обучения и студентов – воспитанников семей

1317

Аннотация

Представлены материалы изучения психологических особенностей сирот юношеского возраста – состояния их психологической адаптированности к условиям обучения в вузе по сравнению с нормой (за которую приняты показатели студентов, проживающих в семье). Предполагалось, что уровень адаптированности у студентов-сирот значительно меньший, чем у остальных студентов, в силу особенностей их жизненных обстоятельств (материнской депривации, проживания в учреждениях интернатного типа, иногда плохой наследственности, нехватки навыков самостоятельности в бытовых вопросах, личностных проблем). Результаты обследования 49 студентов-сирот (26 девушек и 23 юношей) и 49 студентов-первокурсников, воспитывавшихся родителями (28 девушек и 21 юношей), подтвердили эту гипотезу и позволили говорить о том, что студенты-сироты нуждаются в специальной психологической помощи в процессе обучения в вузе для становления в личностном и профессиональном плане.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, сирота, депривация, студенческий возраст, самооценка, конфликтостойкость, барьеры в общении, мотивация к обучению, тревожность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060212

Для цитаты: Заморуева В.В. Изучение психологических особенностей адаптации студентов-сирот начального этапа обучения и студентов – воспитанников семей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 139–149. DOI: 10.17759/psyedu.2014060212

Фрагмент статьи

Долгое время адаптация понималась как приспособление (Ф.З. Меерсон). Такой подход характерен и для современных теоретических и прикладных исследований. Его правомерность подтверждает этимология. Термин «адаптация» происходит от позднеолатинского «adaptatio», что означает «приспособление» [9]. В этом контексте – результат (и процесс) взаимодействия живых существ и окружающей среды, который приводит к их оптимальному приспособлению к жизнедеятельности.

Литература

  1. Багачкина Н.А. Учет индивидуальных стилей обучения студентов как основа успешной адаптации при организации учебной деятельности // Вопросы биологии, экологии и методики обучения: Сб. науч. статей. Вып. 3. Саратов: Изд-во Сарат. педин-та, 2000. С. 108–110.
  2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92–99.
  3. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994.Т. 15. № 3. С. 131–135.
  4. Делеу М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к вузу Текст./ М.В. Делеу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев: ШТИИНЦА, 1990. С. 29–41.
  5. Зарембо Н.А. Оптимизация вузовской адаптации студентов из сельских районов Крайнего Севера [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 4. URL:http://psyedu.ru/journal/2012/4/3157.phtml (дата обращения: 17.12.2013).
  6. Казміренко В.П. Програма дослідження психолого-соціальних чинників адаптації молодої людини до навчання у ВНЗ та майбутньої професії // Практична психологія та соціальна робота. 2004. № 6. С.76–78.
  7. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 543 с.
  8. Левківська Г. П. Сорочинська В.Є., Штифурак В.С. Адаптація першокурсників в умовах вищого закладу освіти: навч. Посібник. К.: Либідь,  2001. 128 с.
  9. Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса/ Под ред. В.И. Медведева. Л.: Наука, 1984. С. 3–16.
  10. Ослон В.Н., Косьянова Е.В. Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки  [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48353.shtml (дата обращения: 17.12.2013).
  11. Ослон В.Н., Селенина Е.В., Шехорина А.В. Профессиональный стандарт специалиста по реабилитационной работе как механизм институционализации реабилитационной деятельности в России [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/Oslon_Selenina_Shehorina.phtml (дата обращения: 7.12.2013).
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб: Питер, 2005. 400 с.
  13. Реан А.А. Психологическая адаптация. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 479 с.
  14. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 129 с.
  15. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
  16. Хазратова Н.. Психологічна адаптація першокурсників : типові проблеми та шляхи їх вирішення // Психологічна адаптація студентів першого курсу до умов навчання у вищому навчальному закладі: Збірник наукових статей. Луцьк: Волин. держ. ун-т. РВВ «Вежа», 1999. 91 с.
  17. Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. №2. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml (дата обращения: 17.12.2013).

Информация об авторах

Заморуева В.В., аспирант, Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды (ХНПУ), практический психолог, государственное учебное заведение «Мелитопольский профессиональный лицей железнодорожного транспорта» (ГУЗ «МПЛЖТ»), Мелитополь, Украина, e-mail: zamoruevavera@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2594
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1317
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3