Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 2. С. 150–161
doi:10.17759/psyedu.2014060213
ISSN: 2587-6139 (online)
Рефлексия множественности возможных решений поставленной задачи как показатель метапредметного результата обучения младших школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, методики диагностики метапредменых компетенций выпускников начальной школы, развивающие образовательные ситуации, обучающий эксперимент
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060213
Для цитаты: Шиленкова Л.Н. Рефлексия множественности возможных решений поставленной задачи как показатель метапредметного результата обучения младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 150–161. DOI: 10.17759/psyedu.2014060213
Фрагмент статьи
В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов общего начального образования возникла необходимость разработать психолого-педагогические основы проектирования методик диагностики метапредметных образовательных результатов [8; 11; 15]. Под метапредметными образовательными результатами понимаются такие универсальные способы деятельности, которые позволяют решать задачи в различных предметных и межпредметных плоскостях [15]. В качестве основы метапредметных компетенций можно рассматривать действия анализа, планирования и рефлексии, которые специально формируются в развивающем обучении [1; 5; 6; 7], а метапредметные компетенции, таким образом, выступают выражением теоретического подхода к решению задач [8]. Проектирование методик диагностики метапредметных компетенций возможно на предметном материале, в частности по математике [3; 4; 10; 14].
Литература
- Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 79–85.
- Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2771.phtml (дата обращения: 28.12.2013).
- Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. C. 40–45.
- Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение анализировать условие задачи как метапредметный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 5. C. 53–60. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Guruzhapov_Shilenkova.phtml (дата обращения: 28.12.2013).
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 288 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
- Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: Пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
- Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ. 2010. C. 68–91.
- Масленникова Л.Н. Опыт проектирования методик диагностики метапредметных компетенций младших школьников // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 14–20.
- Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / Ред. П.Г. Нежнов, Б.И. Хасан. М.: Университетская книга, 2007. 112 с.
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. I класс: Учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2011. 127 с.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
- Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. C. 29–33.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.
- Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring. A new area of cognitive-development inquiry // American Psychologist. 1979. Vol. 34. P. 906–911.
- Kesici S., Erdogan A., Özteke H.I. Are the dimensions of metacognitive awareness differing in prediction of mathematics and geometry achievement? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 15. P. 2658–2662.
- Panaoura A., Philippou G. The developmental change of young pupils’ metacognitive ability in mathematics in relation to their cognitive abilities // Cognitive Development. 2007. Vol. 22. Issue 2, June. P. 149–164.
- Schneider W., Artelt C. Metacognition and mathematics education // ZDM Mathematics Education. 2010. Vol. 42. P. 2 – 149.
- Stel M. van der, Veenman M.V.J. Development of metacognitive skillfulness: A longitudinal study // Learning and Individual Differences. 2010. Vol. 20. Issue 3, June. P. 220–224.
- Veenman M.V.J., Spaans M.A. Relation between intellectual and metacognitive skills: Age and task differences // Learning and Individual Differences. 2005. Vol. 15. Issue 2. P. 159–176.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2211
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 906
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3