Особенности временной компетентности студентов с различным статусом профессиональной идентичности

1336

Аннотация

Описывается исследование отдельных показателей временной компетентности студентов, в котором приняли участие 167 человек в возрасте от 18 до 23 лет. Для выявления особенностей временной компетентности использовались: «Опросник временной перспективы» (ZTPI), методика «Временные децентрации», методика «Биографическое шкалирование», «Самоактуализационный тест» (САТ). Статус профессиональной идентичности определялся с помощью опросника А.А. Озериной. Сравнение четырех групп студентов с различными статусами идентичности подтвердило гипотезу о существовании значимых различий в выраженности отдельных показателей временной компетентности (временной ориентации, способности к построению целостной временной трансспективы). В частности, показано, что молодые люди с достигнутым статусом профессиональной идентичности демонстрируют способность жить настоящим при целостном осознании своего жизненного пути, в то время как для испытуемых с диффузной идентичностью характерны преимущественная ориентация на один из временных модусов и дискретное восприятие времени. Проведенный факторный анализ показал различия в структуре взаимосвязей показателей временной компетентности у студентов с различными статусами идентичности.

Общая информация

Ключевые слова: временная компетентность, временная ориентация, трансспектива, профессиональная идентичность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060216

Для цитаты: Лебедева Е.В., Сурнина О.Е. Особенности временной компетентности студентов с различным статусом профессиональной идентичности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 188–197. DOI: 10.17759/psyedu.2014060216

Фрагмент статьи

В условиях значительного увеличения темпа жизни, информатизации общества и усложнения производственных технологий проблема профессиональной идентичности становится одной из наиболее обсуждаемых в современной психологической науке.  Возрастание объема информации привело к затруднениям самоопределения будущих специалистов, вынужденных оперативно и гибко корректировать траекторию личностного и профессионального развития с учетом изменяющейся профессиональной среды. В связи с этим в центре внимания исследователей оказались вопросы формирования профессиональной идентичности, выявления социально-психологических факторов и внутренних предпосылок ее становления.

Литература

  1. Болотова А.К. Психология организации времени: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. 254 с.
  2. Кинелёва О.В. Гендерные особенности временной компетентности студентов // Вестник Одесского национального университета. Психология. 2012. Т. 17. № 3. С. 54–62.
  3. Лебедева Е.В. Особенности восприятия времени людьми пожилого и старческого возраста: Дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. 185 с.
  4. Озерина А.А. Специфика профессиональной идентичности студентов-бакалавров // Вестник ВолГУ. 2011. Сер. 11. № 1. С. 100–104.
  5. Самоопределение учащейся молодежи в современных конфликтующих реальностях / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального ун-та им. Б.Н. Ельцина, 2012. 103 с.
  6. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101–109.
  7. Тренинг профессиональной идентичности/ Автор-сост. Л.Б. Шнейдер. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 208 с.
  8. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 415 с.
  9. Marcia J.E. Identity in adolescence // J. Adelson (Ed.). Handbook of Adolescent Psychology. N.Y.: Wiley, 1980. P. 213–231.

Информация об авторах

Лебедева Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Институт психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, Россия, e-mail: ekaweb@inbox.ru

Сурнина Ольга Ефимовна, доктор биологических наук, профессор кафедры теоретической и экспериментальной психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: Olga.surnina@volumnet.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2010
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1336
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7