Ресурсы и дефициты психологической готовности к научно-исследовательской деятельности в прогнозе ее успешности у начинающих исследователей

1014

Аннотация

Обсуждаются результаты исследования особенностей психологической готовности к научной деятельности на практическом уровне у начинающих исследователей (студенты, магистры, аспиранты). Выделены пять вариантов практического уровня психологической готовности у начинающих ученых, каждый из которых представлен ресурсными для становления научно-исследовательской деятельности качествами и теми дефицитами, которые затрудняют ее успешность. В качестве ресурсов, требующих своей актуализации в образовательных условиях вуза, можно рассматривать: самоконтроль, обеспечивающий эмоциональную устойчивость; самоконтроль и настойчивость в самоорганизации научной деятельности; открытость и чувствительность к новому; готовность к сотрудничеству; лидерскую социальную активность. В варианте хорошего самоконтроля и настойчивости в научно-исследовательской деятельности дефицитом выступает креативность – любознательность, воображение, склонность к риску и ориентация на решение сложных задач.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая готовность , научно-исследовательская деятельность , успешность научной деятельности, практический компонент , начинающие исследователи

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060217

Для цитаты: Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В., Морева С.А. Ресурсы и дефициты психологической готовности к научно-исследовательской деятельности в прогнозе ее успешности у начинающих исследователей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 198–208. DOI: 10.17759/psyedu.2014060217

Фрагмент статьи

Профессиональная научная деятельность – один из путей профессионального развития и становления выпускников высшего учебного заведения. В последнее время среди молодежи вновь возрос интерес к науке и повысилась престижность принадлежности к научному сообществу, что связано с развитием общества в целом и политикой государства в направлении поддержки научных институтов: «стратегической целью государственной политики… является выход Российской Федерации к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами…» [14, c. 2]. Особенности современного научного знания – полидисциплинарность и системность исследований, придание важной роли экономическим и социально-политическим факторам в процессе выбора целей исследования, интеграция научных достижений на международном уровне – обусловливают высокие требования, предъявляемые сегодня к молодым научным сотрудникам.

Литература

  1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. 280 с.
  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М: ПЕР СЭ, 2006. 511 с.
  3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
  4. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия ТПУ. 2012. № 6. С. 117–121.
  5. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Изд-во ТГУ, 2005. 174 с.
  6. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. 114 с.
  7. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 2. С. 60–62.
  8. Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001. 392 с.
  9. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. № 26. С. 60–62.
  10.  Мошкова Г.Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование // Грани научного творчества / Под ред. А.С. Майданова. М.: ИФРАН, 1999. С. 79–113.
  11.  Николаев А.Н. Психологическая структура деятельности // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 5-й межвузовской научной конференции. СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. С. 90–92.
  12.  Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
  13.  Новые идеи в научной классификации / Ин-т философии и права УрО РАН; Отв. ред.: Ю.И. Мирошников, М. П. Покровский. Екатеринбург: УрО РАН, 2010. 632 с.
  14. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (проект документа) // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск». 12.08.2011. № 31-32. С. 2–4.
  15.  Психология науки/ Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. М.: Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 312 с.
  16.  Теплинских М.В. Успешность профессиональной деятельности специалиста социальной сферы // Ползуновский вестник. 2006. № 3. С. 252–257.
  17.  Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
  18.  Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издат. корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  19.  Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 226 с.
  20.  Юревич А.В. Психологические механизмы научного творчества // Грани научного творчества / Под ред. А.С. Майданова. М.: ИФРАН, 1999. С. 79–113.
  21.  Bokhan T.G., Bokhan N.A. Stress and stress resistance as ethnocultural-historic phenomena // World Cultural Psychatry Researcher Review. 2009. №. 4. P. 200–202.

Информация об авторах

Бохан Татьяна Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (НИ ТГУ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1454-3869, e-mail: btg960@sibmail.com

Алексеева Людмила Фоминична, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и дифференциальной психологии, Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия, e-mail: alekseeva_lf@mail.ru

Шабаловская Марина Владимировна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры общей и дифференциальной психологии, Сибирский государственный медицинский университет (ГБОУ ВПО СибГМУ Минздрава России), доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования, Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ), Томск, Россия, e-mail: m_sha79@mail.ru

Морева Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии факультета поведенческой медицины и менеджмента, Сибирского государственного медицинского университета, Россия, e-mail: sa.more@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2366
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1014
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2