Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной (1914–2014)

843

Аннотация

Представлен обзор юбилейных мероприятий Психологического института, посвященных 100-летию его Торжественного открытия, которые были подготовлены и проведены совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом. Приведена краткая историческая справка; воспроизведен событийный ряд двух дней конференции. Научные мероприятия, состоявшиеся в ее рамках, выявили широту спектра научно-психологических исследований, которые в настоящее время проводятся сотрудниками института, подтвердили их практическую значимость для совершенствования процесса психологического образования и продемонстрировали готовность Психологического института к творческому решению современных социокультурных проблем.

Общая информация

Ключевые слова: Психологический институт РАО, юбилейные мероприятия, пленарное заседание, круглый стол, мастер-классы, научно-просветительская программа

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060229

Для цитаты: Серова О.Е., Гусева Е.П. Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной (1914–2014) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 345–351. DOI: 10.17759/psyedu.2014060229

Полный текст

22-23 апреля 2014 г. состоялись юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию Торжественного открытия Психологического института.

Психологический институт им. Л.Г. Щукиной, создание которого навсегда останется связанным с именами двух славных сынов нашего отечества - выдающегося ученого и организатора науки Георгия Ивановича Челпанова и известного мецената Сергея Ивановича Щукина, был открыт при Московском Императорском университете и начал свою деятельность в 1912 г. Через два года он представлял собой сформировавшееся научное учреждение, способное на высоком профессиональном уровне решать фундаментальные и практические задачи психологии и психологического образования. 23 марта (5 апреля) 1914 г. состоялся официальный акт его Торжественного открытия.

Это событие вызвало широкий резонанс в мировом научном сообществе и, по оценкам прессы тех лет, стало настоящим «праздником русской науки». Торжественное открытие Психологического института объединило все слои образованного общества: профессора крупнейших столичных и провинциальных университетов, деятели министерств и округов, предприниматели и студенты поздравляли Москву и Россию с обретением «дворца психологической науки».

В адрес Института пришли десятки писем и телеграмм из университетов Европы, Америки, университетских городов России. Ученые, чье научное творчество составило славу мировой науки, - В. Вундт, В. Штерн, К. Марбэ, О. Кюльпе, К. Штумпф, И. Павлов, И. Сикорский, А. Нечаев, В. Чиж, А. Лазурский и другие - посчитали за честь прислать Г.И. Челпанову свои поздравления. В. Вагнер назвал открытие института событием «огромной важности в духовной жизни России». Для молодого поколения психологов - студентов Московского университета - институт мыслился цитаделью и национального, и «всечеловеческого» дела науки.

На церемонии открытия с программной речью выступил директор института Г.И. Челпанов. Говоря о задачах Психологического института, он раскрыл широкую перспективу будущего психологии как пути интеграции психологической науки и университетского образования.

Научная традиция, заложенная творческим гением Г.И. Челпанова, и сегодня составляет фундамент инновационных исследовательских программ современной психологии и стратегии развивающего личностно ориентированного обучения поколения будущих психологов.

Юбилейная Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной (1914-2014) была направлена на решение фундаментальной культурно-исторической задачи по сохранению и преумножению великого научного наследия создателей московской психологической школы, анализу и широкому освещению его роли в генезисе мировой психологической мысли. Конференция состоялась в рамках ежегодно проводимых институтом Челпановских чтений, новым этапом в 20-летней истории которых стало осуществление российско- украинского договора «Международные Челпановские чтения 2012-2014». Крупные международные форумы состоялись в 2012 г. в городе Мариуполе - на родине Георгия Ивановича и в 2013 г. в Киеве - городе, где так блестяще началось его профессиональное восхождение. В 2014 г. эстафету их проведения приняла Москва - город научной славы Г.И. Челпанова, где ученому удалось воплотить свою мечту и создать Психологический институт, научная деятельность которого продолжается уже более века.

«Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института (1914­2014)» были подготовлены ФГНУ «Психологический институт» РАО и Научным архивом ФГНУ ПИ РАО совместно с ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» при поддержке РГНФ и при содействии Федерации психологов образования России, Московского отделения Российского психологического общества, Московского государственного университета им. М.И. Ломоносова, ФГБНУ «Институт психологии», Института психологии им. Г. Костюка НАПН Украины, ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет», ГВУЗ «Переяслав-Хельницкий государственный педагогический университет им. Г. Сковороды», Восточно-Европейского института психологии.

Председателем программного и организационного комитетов по ее подготовке и проведению являлся ректор МГППУ, доктор психологических наук, профессор, академик РАО В.В.Рубцов.

Программа конференции включала широкое обсуждение актуальных историко­психологических и социокультурных проблем в рамках двух крупных направлений - «Психологическая школа Г.И.Челпанова и пути решения социокультурного запроса современного общества» (22 апреля) и «Традиция фундаментальных исследований и практика современной научно-образовательной среды: формат взаимодействия» (23 апреля). Реализация программы первого дня конференции состоялась в Психологическом институте, второго - в аудиториях МГППУ.

Пленарное заседание началось демонстрацией видеофильма «Событие огромной важности в духовной жизни России: к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной». Фильм показал живую преемственность поколений ученых Психологического института и вызвал горячий эмоциональный отклик всех собравшихся в Большой аудитории1.

Как и 100 лет назад, в адрес института звучали приветственные речи и поздравления. Самые добрые слова и пожелания высказали: директор Департамента науки и технологий МОН РФ В.С. Салихов, декан факультета психологии МГУ, д. псх. н., проф., акад. РАО, главный ученый секретарь Президиума РАО Ю.П. Зинченко, зам. директора по науке Института психологии, чл.-корр. РАН, д. псх. н., проф. А.В. Юревич, д. псх. н., проф., почетный акад. РАО Д.Б. Богоявленская, д. псх. н., проф. Л.Ф. Шеховцова, д. псх. н., проф. Л.И. Ларионова, д. псх. н., проф. И.П. Маноха, к. т. н., проф. Г.К. Дорожко. Были зачитаны приветственные адреса от министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова, президента Российской академии образования Л.А. Вербицкой, ректора С.-Петербургской православной духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия, ректора Московской православной духовной академии архиепископа Верейского Евгения, директора Берлинского института прикладных исследований в области общественных наук проф. Г. Вицлака (Германия), научного советника, проф. Х. Кюна (Германия), директора инклюзивной школы Пауля и Шарлотты Книзе Б. Данике (Германия), руководителя проектов развития школ федеральных земель Бремена и Бранденбурга Г. Хеннига (Германия), проф. Римского университета «Сапиенца» С. Ведджети (Италия), президента Федерации греческих обществ Украины, засл. деятеля культуры А.И. Проценко-Пичаджи (Украина) и др.

Специально для Торжественного заседания записала видеоприветствие искренний друг Психологического института Татьяна Майар-Парэн - внучка Г.И. Челпанова, которой не удалось вследствие нездоровья приехать из Парижа в Москву. В своем приветствии она поздравила всех сотрудников с юбилеем, поблагодарила за бережное отношение к памяти Г.И. Челпанова и пожелала Институту творческого долголетия.

На пленарном заседании в знак уважения и благодарности за добросовестный труд и преданность психологической науке и образованию почетных научных наград - «Медаль Г.И. Челпанова» I и II степени, «Серебряный » и «Золотой », «Личный Почетный знак» - удостоились ученые Психологического института, представители трех поколений его сотрудников, а также украинские коллеги - за сохранение культурной традиции челпановской школы. Награды вручил акад. РАО В.В. Рубцов.

Психологический институт приветствовал дипломантов юбилейного конкурса 2014 года «Научное наследие Г.И. Челпанова и психология будущего» - аспирантов МГППУ. К 100- летию Торжественного открытия Психологического института решением объединенной комиссии Психологического института и Московского психолого-педагогического университета по выдвижению на конкурс лучших научно-исследовательских проектов 2014 года среди молодых ученых Почетным дипломом за инновационный подход в решении интегративных научно-психологических задач современного образования были награждены 8 аспирантов МГППУ. Награды вручили заслуженные сотрудники ПИ РАО, выдающиеся отечественные психологи академики РАО Г.Г. Граник, И.В. Дубровина, Д.Б. Богоявленская.

От лица всех сотрудников института и от себя лично будущих светил психологии напутствовала известный российский психолог, зав. лаб. психологии учения, проф. Е.Д. Божович.

Последующая часть пленарного заседания была посвящена выступлениям с научными докладами, в разных аспектах раскрывающими его основную тему: «Интеграция науки и образования - путь развития Психологического института» (проф. В.В. Рубцов, Москва); «Научное наследие Г.И.Челпанова и современная психология» (С.Б. Малых - и. о. директора ПИ РАО, д. псх. н., проф., акад. РАО, Москва); «Главная дата в истории психологии» (А.Н. Ждан - проф. кафедры общей психологии МГУ, д. псх. н., чл-корр. РАО, Москва); «Методология и методы исследования в психологии личности на рубеже веков» (Т.Д. Марцинковская - зав. лаб. психологии подростка ПИ РАО, д. псх. н., проф., Москва); «Г.И.Челпанов и система “новой” науки психологии: анти-интроекты XXI века» (И.П. Маноха - ректор Восточно­Европейского университета, д. псх. н., проф., Киев); «Об актуальности проблемы “мозг и душа” в современной психологии» (Л.Ф. Шеховцова - д. псх. н., проф. С.-Петербургской православной духовной академии, С.-Петербург); «Роль и значение научно-методического Центра им. Г.И.Челпанова для популяризации на Украине научных идей великого ученого и педагога» (Г.К. Дорожко - зав. каф. интеллектуальной собственности и права ПГТУ, директор Центра им. Г.И.Челпанова, проф., Мариуполь). Доклад зав. лаб. психологии одаренности ПИ РАО, д. псх. н., проф. Е.И. Щеблановой «О современных подходах и многолетних традициях изучения проблемы одаренности в Психологическом институте» был заслушан во второй части первого дня конференции.

Прения по докладам продолжились и в перерыве за чаем и фруктами, которыми, по доброй традиции, унаследованной от организаторов Торжественного открытия 1914 года, участников конференции угощали в исторической Малой аудитории института.

Тематика круглых столов (работа которых началась во второй половине дня) была близка каждому из собравшихся на их заседания, поскольку посвящалась памяти юбиляров 2014 года - П.П. Блонского, А.А. Смирнова, М.В. Соколова, Л.В. Шеншева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной и Н.С. Лейтеса - ученых, личные и творческие встречи с которыми стали поворотными в научной биографии многих сотрудников, аспирантов и докторантов Психологического института. На обсуждение был выдвинут вопрос об актуальности звучания их научного наследия в наши дни - «Историческое прошлое или Научная перспектива современных исследований?» и «Проблема индивидуальных различий и одаренности: современный взгляд». Свою точку зрения на проблему высказал зав. отделом эпистемологии и логики ИФ РАН, д. ф. н, проф., чл.-корр. РАН, академик РАО В.А. Лекторский, подчеркнувший уникальную роль Психологического института в развитии мировой психологической мысли и высокий потенциал методологической значимости наследия его ученых в ситуации парадигмальных изменений в современной науке. Выступления Д.Б. Богоявленской, Н.Я. Большуновой (НГУ), Е.П. Гусевой, М.К. Кабардова, А.А. Мелика- Пашаева, Е.О. Смирновой, Е.И. Щеблановой и др., в которых личные воспоминания были переплетены с научным анализом исследовательской деятельности ученых-юбиляров и поиском перспективных линий при обращении к ее результатам в преломлении запросов современной психологии, не оставили никого равнодушными. А.Н. Ждан подняла проблему нравственной оценки профессиональной деятельности ученого. Выступление О.Н. Юдиной практически воскресило незаслуженно забытое имя отечественного психолога Л.В. Шеншева. Всеми участниками был отмечен высокий уровень тактического руководства обсуждением, который продемонстрировали модераторы дискуссий Т.Д. Марцинковская и Н.Л. Карпова.

Завершением насыщенного научными событиями первого дня конференции стал концерт фортепианной музыки в Большой аудитории. Лауреат международных конкурсов студентка Московской консерватории Анна Алексеева исполнила прелюдии Ф. Шопена и этюды-картины С.Рахманинова на знаменитом рояле, который выбрал для Психологического института академик АПН СССР Б.М. Теплов, обладатель абсолютного музыкального слуха и исследователь психологии музыкальных способностей.

Форма проведения второго дня конференции являлась нестандартной для юбилейных мероприятий, но для вечного труженика, каким всегда был и остается Психологический институт, она оказалась очень гармоничной. 23 апреля все научные лаборатории и группы института провели мастер-классы для студентов МГППУ и участников конференции. Присутствующие на мастер-классах получили возможность познакомиться с новейшими научно-психологическими исследованиями, что называется, «из первых рук» и поразмышлять над данными этих исследований непосредственно вместе с их авторами.

На обсуждение аудитории были представлены материалы следующих научных исследований: «Воспитание психологической грамотности и психологической культуры школьников» (к. псх. н. А.Д. Андреева, к. псх. н. Е.Е. Данилова); «Детерминанты развития и формирования целостной индивидуальности» (д. псх. н. М.К. Кабардов,

д. псх .н. А.К. Осницкий, д. псх. н. Т.Н. Разуваева); «Дифференциальный подход к осознанной саморегуляции: диагностика и результаты исследований» (д. псх. н. В.И. Моросанова, д. псх. н. Л.И. Ларионова, О.Г. Власова); «Индивидуальные образовательные траектории и индивидуальные стратегии обучения» (д. псх. н. И.С. Якиманская, к. псх. н. Е.П. Носова); «Критериальные модели оценки научного вклада ученых» (к. псх. н. Л.А. Карпенко, И.Р. Айрапетян, А.В. Гуревич); «Модель творческого междисциплинарного обучения и психолого-педагогическая система поддержки и развития одаренных детей» (д. псх. н. Е.И. Щебланова, д. псх. н. Н.Б. Шумакова, к. псх. н. Е.С. Белова); «Нормативный подход к диагностике: тесты умственного развития, опирающиеся на социально­психологический норматив» (д. псх. н. М.К. Акимова, к. псх. н. С.В. Ярошевская); «Основные направления работы группы психологии общения и реабилитации личности» (д. псх. н. Н.Л. Карпова, д. псх. н. Т.И. Пашукова, к. псх. Т.А. Попова, к. псх. н. М.М. Данина, А.А. Голзицкая); «Особенности поликультурной социализации школьников» (д. псх. н. Т.Д. Марцинковская, к. псх. н. Е.И. Изотова); «Позиция субъекта учения: психологические критерии и диагностический инструментарий изучения» (д. псх. н. Е.Д. Божович, О.Д. Черкасова); «Проблемы современных исследований теории и практики психологического консультирования и психотерапии» (д. псх. н. Ф.Е. Василюк, к. псх. н. Н.В. Кисельникова); «Психологические корреляты восприятия музыки различных культурных традиций» (д. п. н. А.В. Торопова, к. биол. н. И.Н. Симакова); «Психологические механизмы социализации и формирования идентичности подростков и молодежи» (д. псх. н. Т.Д. Марцинковская); «Психологические основы разработки школьных учебников: история создания и перспективные направления» (д. псх. н. Г.Г. Граник, к. филол. н. Н.А. Борисенко, С.В. Шишкова, К.В. Миронова); «Психологические реалии художественного развития детей» (д. псх. н. А.А. Мелик-Пашаев, к. псх. н. З.Н. Новлянская, к. псх. н. А.А. Адаскина); «Психология и педагогика раннего возраста» (д. псх. н. Е.О. Смирнова, к. псх. н. С.Ю. Мещерякова); «Психология личностно-профессионального развития и карьерного роста: модели, условия, средства»      (д. псх. н. Л.М. Митина,

к. псх. н. Л.В. Брендакова, М.И. Антокян); «Психология творческих способностей: методы выявления и сопровождения одаренных детей» (д. псх. н. Д.Б. Богоявленская); «Профессиональное мышление психологов: процесс решения практических задач» (д. псх. н. Н.И. Чуприкова, к. псх. н. Н.П. Локалова); «Развивающие ресурсы инноваций в системе современного школьного образования»  (к. псх. н. Н.И. Поливанова,

к. псх. н. М.А. Янишевская, к. псх. н. И.В. Ривина, к. псх. н. И.М. Улановская); «Семейные источники индивидуальных различий» (д. псх. н. М.С. Егорова); «Современная отечественная психогенетика и образование» (к. псх. н. Ф.И. Барский); «Современные социально-психологические исследования больших групп» (д. псх. н. И.Г. Дубов); «Экопсихология развития: взаимодействие и субъектность» (к. псх. н. Ш.Р. Хисамбеев).

В целях повышения уровня объективности анализа психологического материала некоторыми лабораториями для проведения мастер-классов были приглашены (в качестве со-ведущих и участников обсуждения) психологи из научных центров России, внедряющие инновационные предложения сотрудников института в собственную исследовательскую практику и обладающие независимыми результатами такого внедрения - д. псх. н. Н.Я. Большунова (Новосибирск), д. псх. н. В.Г. Грязева-Добшинская (Челябинск), д. псх. н. Л.М. Колпакова (Казань), д. псх. н. Л.И. Ларионова (Иркутск), к. псх. н. Т.В. Гармаева (Улан-Удэ), к. псх. н. Т.М. Землянухина (Борисоглебск), к. псх. н. О.А. Устинова (Кемерово).

Оценка потенциала перспектив применения данных научных исследований в педагогической практике была проведена представителями профильных кафедр факультетов психологии образования, социальной психологии, консультативной и клинической психологии и лаборатории диагностики одаренности МГППУ. В качестве оппонентов выступили специалисты университета: д-ра психол. наук - В.А. Гуружапов, С.В. Нартова-Бочавер, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Толстых, канд. психол. наук - С.С. Белова, Е.В. Воробьева, Т.А. Егоренко, С.В. Зайцев, С.В. Кожухарь, Д.В. Лубовский, Т.А. Мешкова, В.А. Орлов, А.К. Пащенко, О.Д. Пуговкина, С.П. Санина, О.В. Рубцова, И.Б. Умняшова, О.В. Рычкова, В.С. Юркевич, Е.А. Мухортова, А.П. Новгородцева, И.А. Самкова, С.С. Трофимов, М.А. Шерина.

Интенсивность обратной связи, интерес к прояснению теоретических и методологических вопросов, желание овладеть методическим и диагностическим ресурсом, предложенным учеными, явились индикаторами того, что традиция фундаментальных научных исследований и практика образовательной среды нашли необходимые параметры для продуктивного формата взаимодействия.

Во второй половине последнего дня конференции сотрудниками группы истории отечественной психологии «Научный архив» Е.П. Гусевой, О.Е. Серовой и В.И. Козловым была проведена научно-просветительская программа «Психологический институт: путешествие во времени», которая началась у Памятной доски 1914 года в холле института и закончилось у стендов музейной экспозиции «Г.И. Челпанов: документальные страницы творческой биографии». Наиболее активными участниками программы оказались историк психологии, к. псх. н. С.А. Богданчиков (Ярославль), доцент ГПУ им. А.Н.Герцена, к. псх. н. О.Н. Рудыхина (С.-Петербург), доцент Института права БашГУ, к. юрид.н. Е.И.Козырева (Уфа). Огромный интерес был проявлен участниками ко второму изданию монографии «Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования» (М., СП6.: Нестор-история, 2013), подготовленному сотрудниками группы. Присутствующие обменялись мнениями по актуальной проблеме состояния современных историко-психологических исследований и необходимости активизации работы по восстановлению и популяризации материалов истории формирования отечественных научно-психологических школ.

«Международные Челпановские чтения 2014: Московская конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института (1914-2014)» выявили широту спектра научно-психологических исследований, проводимых сотрудниками института, подтвердили их практическую значимость для совершенствования процесса психологического образования, продемонстрировали готовность Психологического института к творческому решению социокультурного запроса XXI века.

 

1 Фильм подготовлен к юбилею института ведущим научным сотрудником группы истории отечественной психологии «Научный архив», к. псх. н. О.Е.Серовой.

Информация об авторах

Серова Ольга Евгеньевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, научно-исследовательской группы «Научный архив», ФГБНУ «Психологический институт» Российской академии образования, Москва, Россия, e-mail: s_olga953@mail.ru

Гусева Елена Петровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Россия, e-mail: nauch_arhiv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1889
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 843
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0