Различные подходы к социально-психологическому сопровождению подростков, находящихся в конфликте с законом: российский и зарубежный опыт

1303

Аннотация

Статья посвящена вопросам социально-психологического сопровождения и ресоциализации подростков, находящихся в конфликте с законом. Эффективные условия социально-психологического сопровождения и ресоциализации подростков в ситуации правонарушения, по мнению авторов, напрямую связаны с механизмами реагирования государства и общества на правонарушения несовершеннолетних. Поэтому в данной статье основное внимания уделяется анализу различных способов реагирования на правонарушения несовершеннолетних в российской и зарубежных государственных системах. Отдельная часть статьи посвящена практике восстановительного правосудия, которая реализуется на границе юридической, социальной, педагогической и психологической областей и является важным компонентом социально-психологического сопровождения подростка в ситуации правонарушения и ценным ресурсом для системы помощи и создания условий для ресоциализации подростка-правонарушителя.

Общая информация

Ключевые слова: социальная ситуация подростка, правонарушения подростков, социально-психологическое сопровождение подростка, ресоциализация подростка, программы восстановительного правосудия

Рубрика издания: Юридическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060306

Для цитаты: Великоцкая А.М., Иванова А.В. Различные подходы к социально-психологическому сопровождению подростков, находящихся в конфликте с законом: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 51–60. DOI: 10.17759/psyedu.2014060306

Полный текст

По данным МВД, в России за последние годы наблюдается тенденция к увеличению процента подростков, совершивших правонарушение повторно. Если в 2005 г. удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления повторно, составлял 16,1 %, то к 2012 г. этот показатель увеличился до 21,8 %. Эти данные указывают на снижение эффективности программ сопровождения для подростков-правонарушителей, так как именно такие программы должны быть направлены, в том числе, на профилактику повторных правонарушений несовершеннолетних.

Модели и способы реагирования государства на правонарушения несовершеннолетиях обозначаются термином «ювенальная юстиция». В разных странах модели ювенальной юстиции могут быть встроены как в систему уголовного правосудия (учет возрастных особенностей, распространение альтернативных форм наказания, развитие восстановительного правосудия и т. д.), так и в систему социальной помощи (осуществление социальной и психологической работы с подростками, находящимися в конфликте с законом, как элемент общей системы социальной защиты или как отдельное направление оказания помощи) [15].

В России на сегодняшний день ювенальная юстиция представлена в виде разрозненных проектов, которые реализуются в разных регионах и в отдельных компонентах, встроенных в работу различных ведомств, таких, например, как полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и т. д.

Мы рассмотрим три уровня реагирования государства и общества на правонарушения несовершеннолетних:

1)                    система профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

2)                    система реагирования на правонарушение несовершеннолетних;

3)                    система исполнения наказания в отношении подростков.

Система профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

«Профилактика преступлений» - широкий термин, охватывающий ряд мероприятий, - от образования до высокотехнологичных мер безопасности, нацеленных на снижение преступности. Следует различать первичную и вторичную профилактику. Первичная индивидуальная профилактика включает в себя работу с отдельными людьми, которые могут совершить преступления или стать их жертвами; эта работа в основном имеет образовательный характер. Вторичная индивидуальная профилактика включает в себя снижение риска и предотвращение делинквентного поведения у преступников (например, работу по наблюдению за условно освобожденными и малолетними правонарушителями) [2]. В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, для осуществления направленного предупредительного воздействия [6].

В Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» приведен перечень лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа [14]:

■  совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

■   совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

■   совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

■   обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным Кодексом Российской Федерации;

■   употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Как мы видим, в Федеральном законе, регламентирующем систему профилактики, речь идет скорее о вторичной профилактике, т. е. о снижении уже существующих социальных рисков, и в нем не заложена идея о том, что профилактика правонарушений может быть полезна подросткам - вне зависимости от того, был ли у них опыт попадания в противоправные ситуации или нет. Особое место в системе специального предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших правонарушения.

Задачи, которые ставятся перед специалистами этих ведомств, в основном заключаются в следующем [10]:

■   ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями противоправного поведения несовершеннолетних;

■   непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

■   воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний.

Основная суть перечисленных здесь задач профилактики сводится к воздействию: воздействию на причины и на самого подростка. Но как производить такое воздействие, остается неясным. Может быть, поэтому специалисты государственных ведомств, в задачу которых входит профилактическая работа с несовершеннолетними, ориентированы на решение узких задач, связанных с информированием о том, почему совершать правонарушения нельзя, и о том, какие последствия наступают после правонарушения.

Система реагирования на правонарушения несовершеннолетних

В России в ситуации, когда подросток совершил правонарушение, а потерпевшая сторона подала заявление в полицию, на подростка заводится уголовное дело. При этом уголовное дело ведут следователи, которые расследуют дела в отношении взрослых и, как правило, не имеют специальной подготовки для работы с несовершеннолетними. В Уголовном Кодексе сказано, что если подросток не достиг возраста 16 лет, то на допросе обязательно присутствие педагога-психолога. Эта норма говорит о том, что для подростков существует особая форма организации следственных действий. Однако эту форму нельзя назвать формой работы или оказания помощи подростку, так как педагог подключается только к допросу и дальше не поддерживает контакта с подростком.

К ситуации правонарушения также могут подключиться специалисты органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, центров социально-психологической помощи. Но чаще всего у этих специалистов возникают трудности в междисциплинарном взаимодействии, и в фокусе их внимания - не системная работа с актуальной социальной ситуацией развития подростка, не налаживание взаимодействия с подростком и его семьей, а скорее установление контроля за ситуацией подростка. Опыт взаимодействия с репрессивной системой и контролирующая позиция специалистов вызывают у подростка и его семьи ощущение потери контроля над своей жизнью и вынуждают защищаться. Поэтому часто вместо того, чтобы занять активную позицию по отношению к ситуации и взять на себя ответственность за совершенное деяние, подросток старается избежать ответственности, а семья его в этом поддерживает.

На стадии досудебного расследования ювенальная юстиция нередко действует обособленно от сложившейся практики уголовного правосудия. Особенность ювенальной юстиции на этой стадии состоит в определении роли полиции. Полиция во многих странах ограничена в своих действиях и должна передать информацию о подростке и деянии в офис прокурора (Германия) или ювенальному судье (Франция). Полиция может иметь специальное подразделение по работе с несовершеннолетними (Нидерланды, Австрия, Бельгия), которое тесно связано со следующей стадией ювенальной юстиции - с судебным расследованием, а также с территориальными социальными сервисами. Функции работы с подростками на стадии досудебного расследования могут быть делегированы офицерам пробации (в Великобритании - в отдельных случаях). Наличие или отсутствие специального подразделения органов внутренних дел определяет эффективность следующей стадии ювенальной юстиции, связанной с процессом принятия решения [15].

Система исполнения наказания в отношении несовершеннолетних

Стадия исполнения наказания в зарубежных странах предполагает наиболее существенные различия между уголовным правосудием и ювенальной юстицией как относительно лишения свободы, так и относительно исполнения альтернативных мер наказания. Существуют специальные исправительные учреждения для несовершеннолетних (основным направлением становится обучение - навыкам организации жизни, труду и т. д.); в отношении отбывающих наказание в виде лишения свободы действуют иные правила взаимодействия с семьей и родственниками; к несовершеннолетним чаще и быстрее применяется практика предоставления квазисвободы (когда на день или на ночь подросток уходит из тюрьмы, а в учреждении ночует или, наоборот, проводит день) [15].

Позиция нашего государства в принятии решения в отношении правонарушений несовершеннолетних стала меняться сравнительно недавно от применения жестких мер к более мягким. Как представлено в табл. 1, к 2012 г. увеличился процент дел, прекращенных за примирением сторон, однако лишь 6 % дел прекращено с применением мер воспитательного воздействия, а это является специфической мерой для несовершеннолетних.

Таблица 1

Соотношение карательных и некарательных мер в российской системе исполнения наказаний1

Показатели

2003 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Число несовершеннолетних, чьи дела рассмотрены судами по существу

123696

73605

64309

57182

Из них:

осуждено (%)

78

64

60,7

57,8

прекращено за примирением, применением воспитательных мер (%)

20,5

34

37,7

40,5

В том числе меры воспитательного воздействия (доля от всех дел, чьи дела рассмотрены, %)

2,6

5,4

5,9

6

 

Как показано в табл. 2, чаще всего «смягчение законодательства» выражается в том, что суд в отношении несовершеннолетнего вместо реального лишения свободы выносит решение об условном наказании. Поэтому большинство подростков-правонарушителей становятся подопечными специалистов Федеральной службы исполнения наказаний.

Таблица 2

Меры наказания, применяемые к несовершеннолетним в российской системе исполнения
наказаний2

Показатели

2007 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Осуждено всего (лиц)

84009

47210

39017

33059

Доля от общей численности несовершеннолетних осужденных (%):

лишение свободы

21

18

16

16

условное лишение свободы

54

49

47,2

40,5

обязательные работы

8,8

14,6

16,8

19,9

ограничение свободы

-

1

1,7

3

исправительные работы

1,7

1,2

1,1

1,6

Штраф

9

10

11

11,7

Условное осуждение к другим мерам

2,4

1,6

1,3

1,8

Освобождение от наказания при вынесении обвинительного приговора

2,8

3,7

3,5

3,7

В том числе с направлением в учреждения закрытого типа (доля осужденных, %)

0,5

0,9

1,1

1

 

В функции специалистов Федеральной службы исполнения наказаний входит отслеживание и контроль за изменениями в ситуации подростка, а не проведение работы с подростком. Психологи службы исполнения наказаний, которые есть не во всех районных подразделениях, больше ориентированы на проведение диагностики ситуации подростка и личности подростка, а не на работу с подростком на изменение его ситуации.

Когда социальная ситуация подростка благоприятная (не разрушены связи с семьей, друзьями, подросток мотивирован на продолжение учебы или поиск работы), при поддержке друзей и значимых близких он может справиться со сложной ситуацией, и процесс ресоциализации происходит естественным образом. Если же в семье и социальном окружении подростка недостаточно ресурсов для изменения ситуации и нет никакой поддержки от специалистов, то это может способствовать ситуации альтернативной адаптации подростка. Ситуация альтернативной адаптации - это такая ситуация развития подростка, в которой он начинает соответствовать предписанной социумом роли и подкрепляет свой новый статус усугублением девиантного поведения [5]. Подросток получает доступ к ресурсам за счет построения новых отношений и использования тех средств, которые были обнаружены им в ситуации правонарушения. В этих способах и отношениях есть определенные возможности для реализации потребностей подростка, однако совершение правонарушения может укрепить связи с криминальной компанией и привести к повторному правонарушению.

Практика восстановительного правосудия как важный компонент процесса
ресоциализации подростка-правонарушителя

В России действуют различные проекты, в рамках которых разрабатывается практика восстановительного правосудия, направленная на организацию программ по заглаживанию вреда с подростками, совершившими правонарушение и пострадавшими в ситуации правонарушения. Но деятельность таких проектов ограничена теми пробелами в организации системы работы с подростками-правонарушителями, которые мы обозначили ранее.

Идеи восстановительного правосудия и первые в стране опыты по практической реализации медиации по уголовным делам относятся к концу 1990-х гг., такая работа началась в проектах Общественного центра «Судебно-правовая реформа». Работа по практическому освоению проведения программ восстановительного правосудия, теоретико-методологическому осмыслению и методическому обеспечению включения медиации в российский уголовный процесс привела в 1998 г. к организации первой в России экспериментальной площадки по отработке элементов восстановительной юстиции в деятельности российского правосудия при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних [3]. Экспериментальная площадка на базе Черемушкинского районного суда г. Москвы стала прототипом для формирования российской модели восстановительной ювенальной юстиции [4]     - использования программ восстановительного правосудия в реагировании на преступления несовершеннолетних, элементы которой реализуются сегодня в ряде регионов [1].

Ядром подхода становится иное понимание преступления: преступление есть в первую очередь насилие, обида, нанесенные другому человеку. Соответственно радикально переформулируется цель правосудия: не наказание, а восстановление - разрешение конфликтной ситуации между людьми (а не процессуальными фигурами), примирение, исцеление и возмещение ущерба [3]. Восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций [12].

Целью восстановительного реагирования на ситуации правонарушений и конфликтов с участием несовершеннолетних является запуск такого процесса, который направлен на интеграцию детей и семей в общество и вовлечение в разработку и реализацию решения по поводу правонарушения и семейных ситуаций людей, которых эта ситуация непосредственно касается [8].

Таким образом, в технологию проведения программ восстановительного правосудия заложена идея восстановления ресурса социального окружения для подростка- правонарушителя, поэтому программа обладает большим потенциалом для системы помощи подростку и создания условий для ресоциализации.

В некоторых случаях программа восстановительного правосудия изначально направлена на восстановление системы социальной поддержки. Такой программой является Семейная конференция. На настоящий момент разработаны две основные модели Семейных конференций: Семейная конференция по принятию решения и Семейная конференция как программа восстановительного правосудия. Семейную конференцию как программу восстановительного правосудия можно назвать расширенной медиацией с включением семей правонарушителя и потерпевшего.

В силу различных правовых традиций и национальных систем права можно обнаружить разные организационные модели, обеспечивающие взаимодействие программ восстановительного правосудия с уголовной юстицией: в одних странах действуют независимые службы примирения, в других они включены в службы пробации, в третьих - являются частью исправительных служб, в четвертых медиацией занимаются социальные службы муниципалитетов и т. д. Существуют разные способы законодательного оформления медиации: в законах о ювенальной юстиции (Австрия, Германия, Финляндия, Польша, некоторые штаты США), в УПК (Австрия, Франция, Бельгия, Финляндия, Польша), в УК (Германия, Финляндия, Польша), в специальном законе о медиации (Норвегия, Финляндия, Молдова), в законе о службе пробации (Чехия, Латвия) [3].

В Новой Зеландии Семейная конференция как программа восстановительного правосудия является частью процесса правосудия и применяется для решения вопросов заглаживания вреда потерпевшей стороне, если преступление совершил несовершеннолетний. На такой конференции могут быть разработаны рекомендации для рассмотрения в суде вопроса о том, как следует действовать в отношении несовершеннолетнего в данной ситуации [9].

Существующая в России система ресоциализации осужденных подростков увеличивает арсенал социально-педагогических и психологических техник при разработке программ     социально-психологического                                                                     сопровождения несовершеннолетних

правонарушителей, однако в государственной системе профилактики и реагирования на правонарушения несовершеннолетних имеются явные противоречия [10; 11; 13]:

■   между осознанием объективной потребности в модернизации государственной системы и сохраняющимся консерватизмом отдельных ведомств;

■   между формирующейся новой идеологией работы с несовершеннолетними правонарушителями и методологической неразработанностью государственно­общественной поддержки таких подростков.

Большинство исследователей данной проблематики [7; 10; 11; 13] сходятся в том, что ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей будет протекать эффективно, если будут:

■   разработаны и внедрены модель и критерии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей;

■   улучшено качество межведомственного взаимодействия компетентных специалистов (органов, учреждений), задействованных в работе с несовершеннолетними правонарушителями;

■   оказываться методическая помощь специалистам, осуществляющим работу с несовершеннолетними правонарушителями.

Процесс ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей опирается на определенные принципы и осуществляется при наличии определенных факторов, поэтому исследование механизмов, заложенных в этом процессе, и различных способов влияния на этот процесс крайне важны для разработки эффективных программ сопровождения и подростков-правонарушителей.

 

 1 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации http://www.cdep.ru/index.php?id=79

2 Судебный               департамент        при Верховном Суде Российской Федерации

http://www.cdep.ru/index.php?id=79

Литература

  1. Восстановительная ювенальная юстиция. Модели работы в регионах / Науч. ред. и сост. Р.Р. Максудов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2008. 244 с.
  2. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  3. Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (медиация в ответ на преступление): Монография. М.: Проспект, 2014. 264 с.
  4. Карнозова Л.М. Включение программ восстановительной ювенальной юстиции в работу суда: Метод. пособие. М.: ООО «Информполиграф», 2009. С. 64–67.
  5. Кондрашкин А.В., Кириллова Т.О. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57076.shtml (дата обращения: 01.05.2014).
  6. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. 912 с.
  7. Леус Э.В., Соловьев А.Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54179.shtml (дата обращения: 30.04.2014).
  8. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология. Методические рекомендации. М.: Институт права и публичной политики, 2009. 72 с.
  9. Макэлри Ф. Новозеландская модель семейных конференций // Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. Вып. 2. Кн. 1/ Под ред. М.Г. Флямера. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2000. С. 40–71.
  10.  Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. 72 с.
  11.  Садовникова М.Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах // Сибирский юридический вестник. 2009. № 2 (45). С. 73–78.
  12. Стандарты восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 7. М.: Общественный центр «Судебно-правовая реформа», 2010. С. 139–145.
  13. Сухова Е.И. Ресоциализация подростков в условиях социального пространства (исторический аспект) [Электронный ресурс] // Вестник НГГУ. 2009. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/resotsializatsiya-podrostkov-v-usloviyah-sotsialnogo-prostranstva-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 30.04.2014).
  14.  Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ с изм. от 02.04.2014 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс
  15.  Шмидт В.Р. Интеграция подростков в конфликте с законом: зарубежный опыт. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2007. 120 с.

Информация об авторах

Великоцкая Анастасия Михайловна, социальный педагог, ГКУ«Центр содействия семейному воспитанию «Соколенок», Москва, Россия, e-mail: avelikotskaya78@gmail.com

Иванова Александра Владимировна, педагог-психолог, центр «Перекресток», Москва, Россия, e-mail: Scotland.iv@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2427
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1303
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6