Изучение отношения к собственной инвалидности слепых и слабовидящих молодых людей с помощью методики «Синквейн»

1501

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы отношения людей с нарушениями зрения к ограниченным возможностям своего здоровья. Обосновывается необходимость поиска нового диагностического инструментария для выявления субъективного восприятия молодыми инвалидами по зрению своего ограничения, связанного с болезнью. Описываются методика «Синквейн» и ее использование в качестве психодиагностического инструментария. Приводятся результаты проведенного авторами исследования, в котором приняли участие 122 инвалида по зрению в возрасте от 18 до 40 лет (по два представителя из 63 регионов Российской Федерации); средний возраст испытуемых составил 28,2 года (29,3 года – для мужчин и 27,2 года – для женщин). На основе полученных результатов делается вывод о том, что «Синквейн» может быть использован в качестве проективной психодиагностической методики при работе с людьми, имеющими проблемы со зрением. Подчеркивается, что эта методика помогает выявить основные психологические проблемы, связанные с восприятием собственной инвалидности. Информация, содержащаяся в статье, будет полезна руководителям и специалистам организаций и учреждений, занимающихся реабилитацией инвалидов по зрению, а также всем тем, кто интересуется актуальными проблемами психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Общая информация

Ключевые слова: инвалидность, качество жизни, нарушения зрения, дети с ограниченными возможностями развития, психологическая реабилитации, синквейн, слепота

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060321

Для цитаты: Щербакова А.М., Баскакова Ю.В. Изучение отношения к собственной инвалидности слепых и слабовидящих молодых людей с помощью методики «Синквейн» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 208–226. DOI: 10.17759/psyedu.2014060321

Фрагмент статьи

Концепция качества жизни требует учета того, как человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) воспринимает свою жизненную ситуацию: имеет ли он возможность удовлетворить актуальные для него потребности, насколько полноценно его социальное функционирование. Такой подход привлекает внимание, прежде всего,
к личностному плану переживания ситуации болезни человеком с ОВЗ [1].

Литература

  1. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Дискуссионные вопросы концептуализации и методологии исследования качества жизни в медицине // Сибирский психологический журнал. 2007. Т. 26. С. 112–119.
  2. Щербакова А.М. Психологические аспекты инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2013. № 2. С. 67–74.
  3. Щербакова А.М., Гудилина О.Н. Сравнительная характеристика отношения к ограниченным возможностям своего здоровья лиц с врожденными и приобретенными нарушениями статодинамической функции // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 77–86.

Информация об авторах

Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102, e-mail: shcherbakova.a.m@yandex.ru

Баскакова Юлиана Викторовна, аспирант факультета клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: jvbaskakova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2534
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1501
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4