Новый подход к исследованию овладения русским языком детьми дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием

798

Аннотация

Рассматриваются возможности использования стандартизованного метода психологической оценки развития русского языка у детей дошкольного возраста. Приводится обоснование актуальности своевременной дифференциации детей с языковыми и речевыми трудностями в условиях современной образовательной практики. Представлены результаты сравнительного анализа показателей языкового и речевого развития в двух обследованных группах детей в возрасте 5–6 лет: нормально развивающихся (92 человека) и с языковыми и речевыми нарушениями (59 человек). Описываются диагностические возможности данного инструмента исследования в отношении клинической выборки детей с нарушениями языка и речи. Выявлены различия в показателях выполнения методики оценки развития русского языка между двумя выделенными группами детей. Полученные данные могут быть использованы в решении задач дифференцированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с недостатками языкового и речевого развития.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольное детство, язык, речь, нарушения языкового и речевого развития , стандартизация , современная образовательная практика

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060323

Для цитаты: Лебедева Т.В. Новый подход к исследованию овладения русским языком детьми дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 243–254. DOI: 10.17759/psyedu.2014060323

Фрагмент статьи

В настоящее время в нашей стране отмечается устойчивый рост числа детей с недостатками речеязыкового развития. Часто в основе трудностей обучения лежат нарушения языка и речи ребенка. Имеются данные, что у более 55 % детей, поступающих в первые классы массовых школ, остается незавершенным дограмматический период усвоения языка [12].
В логопедических исследованиях неизменно подчеркивается взаимосвязь нарушений устной и письменной речи, а также тот факт, что дети дошкольного возраста с речевым недоразвитием составляют группу риска по дислексии и дисграфии.

Литература

  1. Абелева И.Ю. Механизмы коммуникативной речи: Учеб.-монограф. пособие. М.: ПАРАДИГМА, 2012. 288 с.
  2. Арушанова А.Г. Проблемы речевого развития старших дошкольников // Проблемы и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2004. С. 64 – 69.
  3. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учеб.-метод. пособие. М.: Национальный книжный центр, 2011. 144 с.
  4. Григоренко Е.Л. Чтение о чтении. Воронеж.: АИСТ, 2012. 416 с.
  5. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М.: В.Секачев, 2007. 128 с.
  6. Калмыкова Л.А. Особенности восприятия и понимания дошкольниками языковых единиц // Современный детский сад. 2012. № 2. С. 2–8.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.
  8. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под науч. ред. И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2013. 152 с.
  9. Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 1988. 680 с.
  10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной: 4-е изд. М.: АРКТИ, 2010. 240 с.
  11. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: Метод. пособие: 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007. 96 с.
  12. Парамонова Л.Г. Ключ к решению проблемы – в ее профилактике // Материалы VI международной конференции «Ребенок с дислексией в реалиях ХХI века» (Москва, 21–22 мая 2013 г.) /Под общ. ред. Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой, Е.Н. Российской. М.: Российская ассоциация дислексии, 2013. С. 72–75.
  13. Прихода Н.А., Григоренко Е.Л., Лебедева Т.В. Когнитивные корреляты грамотности у детей с речевыми и языковыми нарушениями по сравнению с детьми с другими специальными потребностями // Материалы VI международной конференции «Ребенок с дислексией в реалиях ХХI века» (Москва, 21–22 мая 2013 г.) /Под общ. ред. Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой, Е.Н. Российской. М.: Российская ассоциация дислексии, 2013. С. 83–88.
  14. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 524 с.
  15. Kornilov S., Rakhlin N., Grigorenko E. Morphology and developmental language disorders: New tools for Russian // Y.P. Zinchenko, V.F. Petrenko (Eds.). Psychology in Russia: State of the Art. Moscow: Russian Psychological Society. 2012. Р. 371–387.

Информация об авторах

Лебедева Татьяна Владимировна, заместитель директора Государственного бюджетного образовательного учреждения центра психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Запад», соискатель кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: cpmssmitino@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2008
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 798
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 8