Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования

2266

Аннотация

В настоящее время остается не достаточно изученным вопрос о способах создания и поддержания психологической безопасности образовательной среды школы. Между темустановлено ее положительное влияние на психологическое здоровье обучающихся, их эмоционально-личностное благополучие, формирование их метапредметных и личностных образовательных результатов. В статье описывается исследование, целью которого было изучить и проверить эмпирическим путем особенности управленческой деятельности в образовательной организации по созданию психологически безопасной образовательной среды. Изучались личностные особенности руководителя образовательной организации с помощью методики «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методики исследования самооценки стиля управления А.В. Аграшенкова, модифицированной Е.П. Ильиным, и методики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН). Предложены механизмы, позволяющие решить проблему создания комфортной и безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды, образовательная организация общего образования, управление образовательной организацией, личность в подростковом возрасте

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060326

Для цитаты: Леонова О.И., Поликаркина Е.И. Механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 276–285. DOI: 10.17759/psyedu.2014060326

Полный текст

Приоритетными задачами государственной политики в сфере образования являются сохранение здоровья, развитие и воспитание подрастающего поколения. Известно, что развитие личности происходит в средовых отношениях - «особенности, свойственные среде, так или иначе, отражаются в психологических особенностях конкретных личностей» [1, с. 17]. Общественная среда содержит в себе «идеальные формы, направляющие реальное развитие личности» [4, с.490]. Однако необходимо помнить, что негативные условия среды могут ограничивать развитие личности и приводить к отклонениям в ее развитии.

Образование является важнейшим механизмом развития, воспитания, а также социализации подрастающего поколения. Средства и условия воспитания, развития и социализации находят свое применение в психолого-педагогической реальности, называемой «образовательная среда». Одной из приоритетных практических задач образовательных организаций становится создание такой образовательной среды, которая выступает как развивающий и поддерживающий ресурс для личностного потенциала ее субъектов. Психологический компонент образовательной среды связан с ее развивающим эффектом. Данный факт проявляется в существующих классификациях образовательной среды: ориентированная на детей, развивающая, личностно ориентированная и др. Образовательная среда, обладающая названными свойствами, может по праву считаться психологически безопасной. Психологически безопасная образовательная среда - это мощный ресурс для сохранения здоровья, развития и воспитания подрастающего поколения.

Забота о психологической безопасности образовательной среды и здоровье обучающихся становится обязательным целевым ориентиром в работе каждой образовательной организации и педагога, показателем повышения качества образования. Утвержденный профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании; воспитатель, учитель) выдвигает требования к наличию у учителя компетенций, позволяющих эффективно выполнять воспитательную деятельность, создавая психологически безопасную образовательную среду. К этим требованиям относятся:«регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды; проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни» [3, с. 25].

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое предопределило необходимость внесения соответствующих изменений в деятельность управленческого аппарата образовательной организации в части создания психологически безопасной среды образовательной организации.

Мы поставили перед собой цель - теоретически изучить и проверить эмпирическим путем особенности управленческой деятельности в образовательной организации в части создания психологически безопасной образовательной среды.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

1)    изучить современные теоретические подходы к экспертизе психологической безопасности образовательной среды;

2)    определить роль и место психологической безопасности образовательной среды в системе управления образовательной организацией;

3)    провести эмпирическое исследование деятельности образовательной организации в решении задач создания психологически безопасной образовательной среды.

Объектом нашего исследования стала образовательная среда образовательной организации общего образования, предметом - механизмы создания психологически безопасной образовательной среды в образовательной организации общего образования.

В исследовании приняли участие 80 человек: руководитель образовательной организации, педагоги, учащиеся, родители учащихся.

Создание условий, обеспечивающих повышение уровня психологической безопасности образовательной среды, во многом связано с развитием и функционированием психологической службы, решением правовых, организационных, кадровых и методических вопросов.

В соответствии с утвержденным профессиональным стандартом педагога-психолога основные задачи психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:

■      психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;

■       психологическая      экспертиза (оценка)               комфортности        и безопасности

образовательной среды образовательных организаций;

■       психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;

■       коррекционно-развивающая работа с обучающимися;

■       психологическая диагностика обучающихся;

■       психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;

■      психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (V-IX классы)1 среди требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования выделены: психолого­педагогические условия, предусматривающие сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни и др.

Это означает, что в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога-психолога деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса становится обязательной, конкретной и измеримой.

В ходе анализа различных подходов отечественных и зарубежных авторов к понятию «образовательная среда» мы выявили, что образовательная среда - это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы: она определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.

Согласно концепции психологической безопасности [2], под психологической безопасностью образовательной среды понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Согласно подходу В.А. Ясвина [5],механизмами создания и поддержания психологической безопасности образовательной среды являются:

■      координация деятельности всех субъектов данной образовательной среды;

■       обеспечение значимости образовательной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

■       создание благоприятного социально-психологического климата;

■       содействие формированию познавательной мотивации обучающихся;

■       четкая ориентированность ее образовательных целей на социальный заказ, на создание и распространение социально значимого продукта, повышение качества образовательных услуг;

■       органичные эволюционные изменения в контексте взаимоотношений с внешней средой и др.

В основу экспертизы психологической безопасности образовательной среды В.А. Ясвин рекомендует включить следующие параметры ее формального описания:

■       интенсивность образовательной среды;

■       эмоционально-психологический климат;

■       удовлетворенность образовательной средой;

■       демократичность образовательной среды;

■       содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), развитию познавательных интересов;

■       удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением.

Для каждого из участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, учителя) указанные психологические факторы имеют свое значение (табл. 1).

Таблица 1

Значение параметров экспертизы психологической безопасности образовательной среды для

участников образовательного процесса

Фактор

Участник образовательного процесса

Обучающийся

Родитель

Педагог

Интенсивность

Объем, сложность учебных заданий,                                           предъявляемых

учащимся на уроках и дома; уровень требований к качеству выполнения этих заданий

Объем учебной нагрузки учителей;                          уровень

требований к содержанию и качеству их работы

Эмоционально­психологический

климат

Степень              психологического              комфорта              участников

образовательного процесса, особенности их взаимоотношений, преобладающее настроение в коллективе и т.п.

Удовлетворенность

Степень удовлетворенности учебным заведением; его значимость и место в системе ценностей участников образовательного процесса

Демократичность

Степень демократичности администрации, возможность участвовать в управлении школой, принимать решения, касающихся личных интересов участников образовательного процесса

 

Мы организовали и провели эмпирическое исследование на базе образовательной организации общего образования города Москвы. Основой для выбора первого блока диагностического инструментария (определение уровня психологической безопасности образовательной среды) стали вышеперечисленные параметры.

Утвержденный профессиональный стандарт педагога-психолога дополняет используемый в настоящей статье научный подход по повышению уровня психологической безопасности образовательной среды следующими механизмами:

■       проведение       психологического мониторинга и анализ эффективности

использования методов и средств образовательной деятельности;

■       проведение психологической экспертизы программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;

■       консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций по выбору образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

■       оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.

Реализация данных механизмов позволяет педагогу-психологу организовать работу по созданию учебных взаимодействий педагогов и преподавателей с обучающимися и обучающихся между собой, разработать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения с учетом индивидуальных и возрастных потребностей и возможностей обучающихся, а также отдельные блоки основной образовательной программы (по формированию универсальных учебных действий, экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни), участвовать в воплощении этих разработок в образовательном процессе.

Для обеспечения требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования директорам образовательных организаций необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.

В данной работы мы исследовали личностные особенности руководителя образовательной организации. В современной практике управления системой образования в контексте влияния на продуктивность управленческой деятельности в образовательной организации отмечается возрастание роли личностного фактора.

Характеристика методического комплекса

Для экспертизы психологической безопасности образовательной среды использовалась методика психолого-педагогической экспертизы образовательной среды В.А. Ясвина. При исследовании личностных особенностей руководителя образовательной организации использовался блок методик:

■       методика    «Диагностика лидерских                 способностей»    Е. Жарикова,

Е. Крушельницкого;

■       методика исследования самооценки стиля управления А.В. Аграшенкова, модифицированная Е.П. Ильиным с целью исследования самооценки стиля управления;

■       оперативная оценка самочувствия, активности и настроения (опросник САН),

■       методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания».

Результаты и их обсуждение

По результатам экспертизы психологической безопасности образовательной среды выявлен уровень психологической безопасности образовательной среды «ниже среднего». Статистически достоверно ученики и родители определили низкий уровень психологической безопасности образовательной среды школы (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования психологической безопасности образовательной среды

Показатель            психологической          безопасности

образовательной среды

Значение параметра

Уровень психологической безопасности

Педагоги

Интенсивность

0,55

Средний

Эмоционально-психологический климат

0,30

Низкий

Удовлетворенность

0,64

Средний

Демократичность

0,38

Высокий

Содействие формированию познавательных мотивов

0,78

Средний

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

0,56

Средний

Родители

Интенсивность

0,48

Средний

Эмоционально-психологический климат

0,62

Средний

Удовлетворенность

0,52

Средний

Демократичность

0,57

Средний

Содействие формированию познавательных мотивов

0,35

Низкий

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

0,66

Средний

Учащиеся

Интенсивность

0,70

Средний

Эмоционально-психологический климат

0,38

Средний

Удовлетворенность

0,29

Низкий

Демократичность

0,46

Средний

Содействие формированию познавательных мотивов

0,24

Низкий

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

0,35

Низкий

 

В трех исследуемых группах (учащиеся, родители и педагоги) уровень психологической безопасности образовательной среды оказался «ниже среднего». Статистически достоверно наиболее низкие показатели уровня психологической безопасности образовательной среды были выявлены в среде учащихся (критерии Краскела-Уоллеса; p<0,001).

С помощью t критерия Стьюдента не выявлено различий между группами учеников по показателям психологической безопасности образовательной среды, т. е. ученики одной параллели классов указали низкий уровень психологической безопасности по всем параметрам ее оценки.

Анализ локальных нормативных актов школы позволил выявить несоответствие содержания учебных планов и программ требованиям Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (в части психолого­педагогических условий его реализации). Одной из задач, указанных в программе развития образовательной организации на 2011-2015 гг., является «сохранение здоровья обучающихся, психолого-медико-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе». Механизмы реализации данной задачи программы: обеспечение условий для занятия физической культурой и спортом, создание банка данных об уровне физической подготовленности обучающихся в I-XI классах, организация питания для большего числа учащихся. Такие способы не позволяют выполнить указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и программе развития образовательной организации психолого-педагогические условия.

В основной образовательной программе школы на текущий учебный год также отсутствовали механизмы создания здоровьесберегающей, психологически безопасной образовательной среды.

Изучение должностных инструкций и планов работы специалистов показало, что, согласно им, работа психологической службы не включает в себя задачи создания психологически безопасной образовательной среды.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что низкий уровень психологической безопасности образовательной среды в исследуемой школе обусловлен тем, что создание психологической безопасности образовательной среды в данной организации в настоящий момент не является одной из приоритетных задач управления образовательной организацией.

Исследование личностных особенностей руководителя образовательной организации привело к следующим результатам.

1.      С помощью методики самооценки стиля управления выявлены эмпирические проявления авторитарного стиля руководства (требование беспрекословно выполнять распоряжения, стремление быть первым во всех начинаниях коллектива, раздражение при проявлении инициативы подчиненными, игнорирование коллективного руководства).

2.      С помощью методики «Диагностика лидерских способностей» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого установлено, что руководитель образовательной организации обладает высоким уровнем лидерских способностей.

3.      С помощью методики В.В. Бойко определен высокий уровень эмоционально­психологического напряжения.

4.      С помощью методики САН выявлено, что состояние директора характеризуется средним уровнем самочувствия и активности, низким уровнем настроения.

Таблица 3

Результаты исследования личностных особенностей руководителя организации

Стиль управления (балл)

Авторитарный

Либеральный

Демократический

8

0

4

Лидерские способности

Балл

Уровень

37

Высокий

Эмоц

ионально-психологическое напряжение

Балл

Уровень

192

Высокий

Самочувствие, активность, настроение (балл)

Самочувствие

Активность

Настроение

Средний балл

2,6

3,1

1,7

2,5

При сопоставлении полученных данных можно сделать вывод, что выявленный авторитарный стиль руководства, а также напряженное социально-психологическое состояние директора школы являются факторами, влияющими на низкий уровень психологической безопасности образовательной среды школы. В то же время высокий уровень лидерских характеристик директора школы может способствовать повышению уровня психологической безопасности образовательной среды при выполнении ряда рекомендаций.

В соответствии с полученными результатами исследования администрации школы и педагогическому коллективу рекомендуется при разработке основной образовательной программы школы и программы развития образовательной организации предусмотреть включение механизмов, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (в частности, психолого-педагогические условия реализации образовательной программы), а также профессиональном стандарте педагога-психолога. Данные механизмы обеспечат, с одной стороны, выполнение требований ФГОС общего образования, а с другой - повышение уровня психологической безопасности образовательной среды.

Учителям, классным руководителям и психологам школы мы рекомендуем при взаимодействии с учащимися и их родителями использовать для создания психологически безопасной образовательной среды следующие механизмы:

■      координация деятельности всех субъектов данной образовательной среды (ученики, учителя и родители);

■      обеспечение значимости образовательной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

■        создание благоприятного социально-психологического климата;

■        удовлетворенность образовательной средой школы;

■        содействие формированию познавательной мотивации обучающихся;

■        повышение качества образовательных услуг.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №12-36-01034 «Психологическая безопасность образовательной среды: взаимосвязь личностных характеристик учащихся и параметров среды»).

 

1Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 3. Т. 2. С. 16 – 25.
  2. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.  2012. № 3. URL: http:// psyedu.ru/ (дата обращения: 29.09.2013).
  3. Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 1.  С. 20–39.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: МГППУ, 2001. 366 с.

Информация об авторах

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Поликаркина Е.И., менеджер, Москва, Россия, e-mail: polikarkina_ekaterina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3047
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2266
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 47