Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов

1898

Аннотация

Исследование проводилось в рамках мониторинга одаренности, организованного Городским ресурсным центром одаренности Московского городского психолого-педагогического университета в 2012 г. Одна из целей исследования – выявление гендерных особенностей в интеллекте учащихся средних школ на разных этапах обучения. Объем выборки составил 2023 ученика VI–X классов 24 школ Москвы, из них 990 мальчиков и 1033 девочки. Интеллект измерялся при помощи теста Равена «Стандартные прогрессивные матрицы плюс».

Общая информация

Ключевые слова: одаренные ученики, общие интеллектуальные способности, Стандартные прогрессивные матрицы плюс Равена, гендерные различия в интеллекте, критерий Манна–Уитни, критерий Колмогорова–Смирнова, критерии Стьюдента и Фишера, однофакторный анализ

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060406

Для цитаты: Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 56–70. DOI: 10.17759/psyedu.2014060406

Фрагмент статьи

В настоящее время в педагогической психологии актуальной проблемой являетсяразработка диагностических критериев для выявления наиболее интеллектуально развитых учеников в каждой возрастной группе, начиная с начальной школы. Подобная диагностика необходима для создания наиболее благоприятных условий для обучения детей, чей интеллект значительно выше их среднего возрастного уровня, тех, кого можно назвать интеллектуально одаренными детьми. В.С. Юркевич[12] отмечает, что интеллектуальная одаренность являетсяисходным типомдля развития других типов, составляя базу так называемой общей одаренности («фактора G»).Н.Б. Шумакова[9] подчеркивает важность всесторонней диагностики одаренных детей уже в начальной школе, поскольку если высокие интеллектуальные способности таких учеников остаются без внимания и не получают должного развития, они постепенно «затухают» на протяжении обучения в средних классах школы.   

Литература

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
  2. Берн М.Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
  3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. 512 с.
  4. Есипенко Е.А., Ходанович М.Ю. Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности// Вестник Томского гос. ун-та. 2014. № 379. C. 214–221.
  5. Клецина И.С. Гендерная психология: 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
  6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования:2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 392 с.
  7. Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж.Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3.Стандартные Прогрессивные Матрицы (Включая Параллельные и Плюс версии): Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002.144 с.
  8. Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии.  Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014.  412 с.
  9. Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57551.shtml  (дата обращения: 24.01.2014).
  10. Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. № 1. С. 56–66.
  11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
  12. Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Yurkevich.shtml  (дата обращения: 24.01.2014).

Информация об авторах

Сорокова Марина Геннадьевна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Цифровое образование», руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1000-6487, e-mail: sorokovamg@mgppu.ru

Ермаков Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики», доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», доцент кафедры «Прикладная математика» факультета «Информационные технологии», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618, e-mail: ermakovss@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3094
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1898
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8