Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 4. С. 56–70
doi:10.17759/psyedu.2014060406
ISSN: 2587-6139 (online)
Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренные ученики, общие интеллектуальные способности, Стандартные прогрессивные матрицы плюс Равена, гендерные различия в интеллекте, критерий Манна–Уитни, критерий Колмогорова–Смирнова, критерии Стьюдента и Фишера, однофакторный анализ
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060406
Для цитаты: Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 56–70. DOI: 10.17759/psyedu.2014060406
Фрагмент статьи
В настоящее время в педагогической психологии актуальной проблемой являетсяразработка диагностических критериев для выявления наиболее интеллектуально развитых учеников в каждой возрастной группе, начиная с начальной школы. Подобная диагностика необходима для создания наиболее благоприятных условий для обучения детей, чей интеллект значительно выше их среднего возрастного уровня, тех, кого можно назвать интеллектуально одаренными детьми. В.С. Юркевич[12] отмечает, что интеллектуальная одаренность являетсяисходным типомдля развития других типов, составляя базу так называемой общей одаренности («фактора G»).Н.Б. Шумакова[9] подчеркивает важность всесторонней диагностики одаренных детей уже в начальной школе, поскольку если высокие интеллектуальные способности таких учеников остаются без внимания и не получают должного развития, они постепенно «затухают» на протяжении обучения в средних классах школы.
Литература
- Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
- Берн М.Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. 512 с.
- Есипенко Е.А., Ходанович М.Ю. Половые различия при выполнении когнитивных заданий разной сложности// Вестник Томского гос. ун-та. 2014. № 379. C. 214–221.
- Клецина И.С. Гендерная психология: 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования:2-е изд. СПб.: Речь, 2006. 392 с.
- Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж.Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам. Раздел 3.Стандартные Прогрессивные Матрицы (Включая Параллельные и Плюс версии): Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002.144 с.
- Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии. Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014. 412 с.
- Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57551.shtml (дата обращения: 24.01.2014).
- Щебланова Е.И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. № 1. С. 56–66.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
- Юркевич В.С. Современные проблемы работы с одаренными детьми [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2010. №5. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Yurkevich.shtml (дата обращения: 24.01.2014).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3094
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1898
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8