Особенности профессиональной ориентации старшеклассников на получение педагогического образования

1382

Аннотация

Рассматриваются современные тенденции профессиональной ориентации старшеклассников на педагогические специальности. Отмечаются негативные тренды: 1) преобладание информационных механизмов профориентации; 2) излишний упор ориентации на нестабильность рынка труда (хотя для педагогической профессии данная проблема очень незначительна); 3) ориентация старшеклассников на получение образования вообще, а не на профессиональные ценности данного профессионального сообщества; 4) попытка применить к сложившимся у оптанта интересам и ценностным ориентациям зарубежную модель, основанную на поиске подходящей сферы труда, вместо традиционной отечественной идеи о том, что способности и ценности формируются в деятельности. Раскрываются явные успехи и методические находки отечественной системы профориентирования на профессию педагога: 1) через стимулирование самостоятельного построения личностного профессионального плана оптанта; 2) работу с эмоциональной, мотивационно-смысловой сферами личности оптанта; 3) формирование у старшеклассников ценностной картины профессии педагога.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, оптант, механизмы профориентации, ценностные ориентации, личностный профессиональный план

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070118

Для цитаты: Крылова М.А. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников на получение педагогического образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 190–198. DOI: 10.17759/psyedu.2015070118

Полный текст

Необходимость профориентационной работы со старшеклассниками и абитуриентами в современной России как никогда заметна. Это касается всех профессиональных сфер: зачастую выпускник школы ориентирован на модную профессию не путем соотнесения своих склонностей, интересов и опыта с особенностями профессии, а за счет восприятия внешних атрибутов профессии, зафиксированных в массовом сознании через массовую культуру.

Педагогические специальности и направления подготовки особенно страдают от слабой профориентационной работы со школьниками. Несмотря на то, что престиж педагогической профессии за последние пять лет несколько вырос, по данным ряда исследователей (С.Р.Мороз[4], Е.Ф. Николаева [5], М.А.Черевко[8] и др.) в педагогические вузы зачастую идут те, кто не смог поступить на другие направления подготовки. Будущие учителя, поступившие в учебные заведения, как правило, не имеют оформившихся личностных профессиональных планов, опыта работы и собственных ощущений и эмоций от общения и организаторской деятельности с детьми, не готовы стать субъектом учебно­профессиональной деятельности, личностно незрелы. В результате: у одних - разочарование в учебе уже в адаптационный период, прогулы, отчисления по собственному желанию, у других - осознание несовместимости себя и профессии на этапе практики, психосоматические заболевания, у третьих - мощная профессиональная дезадаптация в первый год работы в образовательном учреждении или по окончании обучения поиск места работы в сфере деятельности, далекой от образования. Все эти следствия отсутствия должной профориентационной работы наносят огромный экономический урон государству, создают психологический дискомфорт для самих студентов и выпускников, ведут к дискредитации университетов и пединститутов в глазах общества, поскольку эти университеты и пединституты вместо того чтобы выводить молодежь на передовые рубежи науки, вынуждены заниматься ликвидацией пробелов в знаниях абитуриентов и ускоренной их профориентацией.

Следует отметить, что в российских исследованиях профориентация рассматривается как система мер по оказанию «помощи в профессиональном самоопределении личности в соответствии с ее способностями и с учетом рынка профессий, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств» [3, с. 196]. Как показано в работах Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой [7] и других исследователей психологии труда, механизмы профориентации делятся на информационные (предоставление информации о профессиограммах и психограммах профессий, о потребности рынка труда в специалистах соответствующих профилей, способах получения необходимого образования и т. д.) и психолого-педагогические (побуждение оптантов к изучению своих психофизиологических особенностей и соотнесению их с условиями профессиональной деятельности, работа по формированию ценностной картины мира профессий, создание условий для пробы сил в разных сферах профессиональной деятельности, развитие элементарных умений и качеств, необходимых для конкретных видов профессиональной деятельности и пр.).

В последние десятилетия в нашей стране значительно ослаблена профориентационная работа, основанная на использовании указанных механизмов в комплексе. Кроме того, со стороны международного сообщества в лице США и Европейского союза заметно активизируется пропаганда используемых в данных странах моделей профориентационной работы, в которых преобладают именно информационные механизмы.

Отчасти под влиянием пропаганды зарубежных моделей в нашей стране складываются информационные системы профориентации, далекие от совершенства, не учитывающие потребностей оптантов, основанные лишь на информировании граждан и заметно уступающие западным аналогам в плане структурирования информации. В России пока не созданы единые порталы и центры по профориентации населения. Те, что есть, пренебрегают моделью профориентации, складывавшейся в советские годы, основанной на одновременном использовании многих механизмов профессиональной ориентации: информировании о профессии, психодиагностике, влиянии на эмоции, личностные смыслы, становление системы ценностей, оказание морально-эмоциональной поддержки. Хотя именно одновременное использование всех механизмов позволяет стимулировать самостоятельное построение личностного профессионального плана оптанта.

Считается, что современное развитие информационных технологий и развитие интернет-ресурсов делает более эффективными информационные механизмы профориентации. Проведенный анализ ресурсов Сети показал, что из немногочисленных интернет-ресурсов по профориентации в нашей стране, помогающих старшекласснику составить представление о профессии учителя в современном мире, требованиях, противопоказаниях, способах получения образования, можно выделить следующие.

Сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» (http://www.psykonvoy.ru/deyatelnost/obrazovatelnye-proekty/profvibor.html). Здесь размещены видеоролики, популярные тексты, касающиеся профессии учителя. С нашей точки зрения, информация актуальна, представлена интересно, нестандартно, но не имеет масштаба, глобальности, достаточной глубины для информирования людей с разным уровнем подготовки. Если сравнить, например, информацию данного центра с сайтом образовательного учреждения под названием «University of Kent» (http://www.kent.ac.uk/careers/siteach.htm#goodteacher), где размещена информация Службы занятости и планирования карьеры («Careers and employability service») по разным сферам профессиональной деятельности, то хороший на фоне других отечественных ресурсов, он явно проигрывает зарубежному коллеге. В частности, выбирая вкладку «Я хочу стать ... учителем» посетители сайта университета Великобритании получают массу систематизированной информации о том, что требуется от хорошего учителя, на каких условиях и где можно работать в качестве учителя (показаны разные карьерные траектории), как, где, когда можно получить соответствующее образование, приобрести опыт деятельности (судя по сайту, в Великобритании этот опыт не просто приветствуется и засчитывается при приеме на работу, но без него невозможно занять определенные педагогические должности!), повысить квалификацию или переквалифицироваться. Отечественный ресурс значительно уступает по этим позициям.

Сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии. Профориентация: кем стать» (http://www.proforientator.ru/). Здесь представлена общая информация о профессии педагога, требования к личности, возможные образовательные траектории, перечень всего из шести вузов Москвы, где можно получить соответствующее образование. По сравнению с сайтом образовательного учреждения под названием «University of Kent» выглядит намного беднее, суше, преобладает явная нацеленность на предоставление платных услуг, а не на помощь оптанту. При этом гарантии полезности информации отсутствуют: на сайте нет какой-либо обратной связи (странички форума, отзывов пользователей, которым пригодились или не пригодились услуги по профориентации при выборе профессионального пути и учебного заведения).

Федеральный   портал    «Российское     образование» (http://www.edu.ru/abitur/act.6/fgos.05/index.php). Здесь даны перечни направлений получения педагогического образования и кратко раскрыты условия обучения по разным шифрам подготовки. Создается впечатление, что этот ресурс не направлен на профессиональную ориентацию с целью помочь оптанту разобраться в мире специальностей педагогической профессии, он просто ориентирует на получение образования, в частности педагогического, а не на профессиональные ценности данного профессионального сообщества.

Сайт «Кто кем работает» (http://www.kto-kem.ru/professiya/uchitel/#). Здесь предоставлена информация о профессии учителя, профессиональных рисках, траекториях карьеры педагога. Имеется форум, на котором посетители могут оставлять свои размышления, вопросы, давать советы. Ресурс интересен и тем, какую информацию он дает, и попыткой задействовать именно психолого-педагогические механизмы профориентации за счет виртуального общения (хотя при прочтении некоторых записей создается впечатление, что часть посетителей зашли сюда просто поболтать, познакомиться, написать хоть что-то), осмысления разных мнений, вопросов, профессиональных и непрофессиональных советов. Ресурс не претендует на формирование профессионального самоопределения посетителей, но дает толчок для дальнейшей работы по становлению личностных профессиональных планов оптантов и в этом смысле выгодно отличается от указанного выше зарубежного коллеги.

Медиа-проект  «Ваше рабочее место» (http://www.rabochee-mesto.com/category/obrazovanie-nauka/page/2). Здесь представлена любопытная подборка блиц-интервью людей разных специальностей по одним и тем же вопросам. Информация дается через механизмы вовлечения эмоциональной, ценностной сфер, удачно сочетая информационный и психологический механизмы профориентации. Представленные профессии имеют оригинальную классификацию как с точки зрения традиционных категорий, так и с точки зрения того, как сами работники оценивают свою работу: «на 2», «на 3», «на 4», «на 5». Современные дизайн и технологии (есть возможность посоветовать интересную статью друзьям в разных социальных сетях) позволяют привлечь внимание других пользователей Интернета, выйти за рамки данного ресурса, что дает толчок для дальнейшей работы по становлению личностных профессиональных планов оптантов.

Общероссийская  информационно-справочная  система «Абитуриент» (http://www.urc.ac.ru/abiturient/index.html) рассчитана на абитуриентов Челябинска и области. Она не отличается оригинальностью, не имеет информации о конкретных профессиях, но позволяет, пройдя общеизвестные «бумажные тесты» в электронном формате, получить результат о профессиональных склонностях и предпочтениях в виде ссылок на сайты, на которых представлена информация о вузах Челябинска и области. Создается впечатление, что этот ресурс направлен на рекламирование конкретных высших учебных заведений Челябинской области.

Ряд сайтов - например, сайт Института развития образования Республики Татарстан (вкладка учителю о профориентации http://irort.ru/node/1430) и Центральная городская библиотека им. А.П. Гайдара г. Железногорска (http://bibgaidara.ru/index.php/profus/359) - дают множество ссылок на интернет-ресурсы по профориентации, но без анализа и рекомендаций.

Удивительно, но службы занятости в основном предоставляют информацию лишь о вакансиях, реже - профессиограммы, а профориентационную работу среди старшеклассников, основанную на использовании всех механизмов профориентации, не проводят вовсе. Профориентация, использующая разные механизмы в комплексе, чаще всего осуществляется отдельными вузами и средними школами, а также совместно вузами и школами.

Анализ информации, выставленной на сайтах разных образовательных учреждений нашей страны, показал, что интересны и эффективны те формы профессиональной ориентации, которые не только информируют потенциальных абитуриентов о профессии педагога и вузе (ссузе), но и ведут непрерывную работу со смысловой, мотивационной, ценностной сферами личности школьников и студентов. Об этом свидетельствуют исследования направленности личности студентов и старшеклассников (Т.Д. Дубовицкая [2], Е.Ю. Пряжникова [7] и др.). Получение информации, возможность обратной связи через форумы, электронную почту очень важны, поскольку большое количество разрозненных и многообразных сведений современный рынок труда и образовательных услуг предоставляет в быстро устаревающих традиционных печатных изданиях (буклеты, справочники, пособия). Вместе с тем только лишь агитация, реклама, информирование не решают главной проблемы при выборе профессионального пути и профессиональной подготовки - проблемы формирования личных смыслов, эмоций, приобщения к ценностям профессиональной общности.

Наиболее популярными формами работы, направленными именно на работу с личностью будущего педагога на этапе его обучения в старших классах, являются следующие:

      организация учебно-профессиональных комбинатов для всех старшеклассников, а для ориентации на педагогические специальности - обучение в педагогических классах (Костромской государственный университет им. Некрасова, Томский государственный педагогический университет, Южный федеральный университет, отдельные школы разных городов). Данная форма профориентации затрагивает разные сферы личности старшеклассника, давая опыт деятельности, эмоций, приобщения к ценностям профессионального сообщества, позволяя проявиться способностям;

           знакомство школьников и студентов с династиями педагогов области, края. Обычно данное знакомство оформлено как конкурс презентаций, исследовательских работ, поисково-краеведческая деятельность или, чаще, бал педагогических династий в виде праздника с приглашением педагогов, поздравлениями и подарками (Администрация г. Хабаровска, Мордовский культурный центр, Администрация г. Канска, совместная деятельность Регионального центра развития образования и Томского государственного педагогического университета, Биробиджанский институт усовершенствования учителей, Вилюйский педагогический колледж, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Омский государственный педагогический университет, Уральский государственный педагогический университет и др.). Данная форма стимулирует познавательную активность школьников и студентов, заставляет проникнуться мотивами, личностными смыслами работы учителя, найти в этой работе тот стержень, который удерживает в профессии несколько поколений людей;

        эмоциональные выступления учителей, хорошо поставленные и снятые документальные фильмы о профессии учителя или конкретных учителях. Они позволяют сформировать осведомленность о профессии, задуматься о нравственных моментах профессии, «изюминках», секретах из первых уст. Такие материалы, выложенные в сети в свободном доступе, являются и для педагогов в школах, которые обычно занимаются профориентацией старшеклассников, и для преподавателей вузов мощным средством для проведения дискуссий, бесед с учениками, студентами. В этом плане представляют интерес цикл фильмов «Ищу учителя: урок для взрослых» об уникальных авторских школах и учебных заведениях (http://rc.tvkultura.ru/brand/show/brand_id/21445/), документальный фильм о профессии учителя, созданный на канале «Просвещение ТВ» (http://www.youtube.com/user/Prosveshe... и http://www.prosveshenie.tv);

            обсуждения и совместный просмотр художественных фильмов или их фрагментов и прочтение художественных книг, посвященных педагогической тематике. Анализ форумов показывает, что преподаватели педагогических вузов и колледжей особенно часто используют это средство для постановки и обсуждения жизненных и профессиональных проблем. Это дает сильный толчок для социально-психологического созревания личности, что в свою очередь способствует профессиональному самоопределению студентов. Среди фильмов особенно выделяются «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Республика ШКИД», «4:0 в пользу Танечки», «Ключ без права передачи», «Чудак из 5 Б», «Учителю с любовью», «Доживем до понедельника», «Человек эпохи Возрождения», «Общество мертвых поэтов», «Последний урок», «История Рона Кларка», «Писатели свободы». Среди произведений художественной литературы, дающей возможность поставить перед
учениками, студентами «вечные вопросы» и попытаться найти ответы на них, задуматься о нравственных основах педагогической деятельности, выделяются рассказы и повести В. Крапивина «Журавленок и молнии» и «Дагги-тиц», А. Алексина «Безумная Евдокия», В.В. Быкова «Обелиск», А.А. Лиханова «Благие намерения», В.Г. Распутина «Уроки французского», В.Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши», Е.А. Воронцовой «Без звонка на перемену», А. Платонова «Еще мама». Именно читая книги, по словам В.Г. Распутина, человек «учится чувствам»;

          проведение эмоционально насыщенных мероприятий для старшеклассников и первокурсников с привлечением выпускников вузов, добившихся значительных успехов в полученной профессии, - вечера встреч, праздники, тематические выступления, педагогический биатлон, мастер-классы ведущих педагогов (Томский государственный педагогический университет, Чувашский государственный педагогический университет, Саратовский государственный университет, Уральский государственный педагогический университет и др.);

      привлечение экспозиций педагогических музеев для обсуждения разных сторон деятельности учителя (Педагогический музей А.С. Макаренко в Москве, Виртуальный музей коррекционной педагогики Института коррекционной педагогики РАО, Интернет-музей гуманной педагогики, Историко-краеведческий музей педагогической славы в г. Касимове, Педагогический подвижной музей, который представлен самодельными экспонатами и пособиями разных времен, использовавшихся учителями, Музей педагогической памяти 446 гимназии Санкт-Петербурга и др.). Данная форма профориентации позволяет затронуть эмоции, чувства, воссоздать картину ценностных ориентаций педагогов разных эпох;

        организация олимпиад по педагогике для школьников. Это позволяет выявить заинтересованных старшеклассников, имеющих сформированные личностные профессиональные планы, ориентированных на педагогическую деятельность, и вести с ними индивидуальную работу адресно. Данную форму профориентации активно используют Смоленский государственный университет, РГПУ им. А.И. Герцена, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Череповецкий государственный университет, Управление образованием г. Якутска и др.

Несмотря на большой потенциал данные формы профориентационной работы в нашей стране неупорядочены, не пропагандируются на государственном уровне и представлены лишь как интересный опыт работы. В то же время вызывает тревогу и настораживает модель профориентации, навязываемая США в качестве перспективной, дешевой для государства и работодателей, под броским названием «Профессиональная мобильность». В этой модели акцентируется нестабильность рынка труда, население приучают к спокойному и даже оптимистичному восприятию перспективы менять место работы и сферу профессиональной деятельности несколько раз на протяжении всей жизни. Главным принципом профориентации здесь становится «развитие карьеры» - обучение человека оценивать себя в контексте требований рынка труда» [6, с.14], т. е. умение грамотно продать свою рабочую силу. Нередко данную идею активно поддерживают представители российской общественности. Вместе с тем, с нашей точки зрения, данный подход в целом не согласуется со здравым смыслом и отечественными исследованиями по психологии труда организационной психологии: для фирмы выгоднее опираться на своих (разносторонних и постоянно переобучающихся) специалистов, чем на новых работников, которым еще предстоит освоиться в ней. Кроме того, модель профориентации США не учитывает, что профессиональная идентификация разных людей происходит разными стратегиями, как отмечала К.А. Абульханова-Славская [1]. Для педагогической профессии, которая в нашей стране традиционно воспринимается как служение, жизненная позиция, стиль жизни, такая американская модель профориентации неприемлема. И хотя опыт 1990­х гг. показывает, что учителя могут успешно переквалифицироваться на специальности в сфере услуг, от хорошего педагога по-прежнему ждут постоянства в сфере профессиональной деятельности, долгосрочного планирования работы именно в качестве учителя, и соответственно предполагается стабильность места его работы.

Кроме того, например, в США, Великобритании, Австрии [7] оптанта ориентируют на использование самооценки сложившихся у него интересов, мотивов деятельности, ценностных ориентаций. Под эти интересы человеку рекомендуют выбор профессионального пути. В противоположность этому в Росси для оптанта создают условия, при которых он принимает и начинает активно воспроизводить ценностные ориентации, личностные смыслы, характерные для лучших представителей конкретной профессиональной сферы, а не наоборот - когда оптант сопрягает свои интересы и ценности с разными сферами профессиональной деятельности. Здесь сказывается основополагающий принцип отечественной психологии - способности и ценности формируются в деятельности, но не деятельность подстраивается под личностные смыслы и способности каждого!

Таким образом, проявляются следующие негативные тенденции профориентационной работы в отношении педагогических специальностей: 1) преобладание информационных механизмов профориентации, 2) излишний упор на нестабильность рынка труда (хотя для педагогической профессии данная проблема незначительна), 3) ориентация старшеклассников на получение образования вообще, но не на профессиональные ценности данного профессионального сообщества; 4) попытка применить зарубежную модель, основанную на поиске подходящей сферы труда под сложившиеся у оптанта интересы и ценностные ориентации, вместо традиционной отечественной идеи о том, что способности и ценности формируются в деятельности.

Имеются и явные успехи, методические находки, позитивные тенденции в отечественной системе профориентирования на профессию педагога: 1) стимулирование самостоятельного построения личностного профессионального плана оптанта; 2) работа с эмоциональной, мотивационно-смысловой сферами личности оптанта, 3) формирование у старшеклассников ценностной картины профессии педагога.

Литература

  1. Абульханова-Славская  К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.  299 с.
  2. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2004. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2004/n2/Dubrovitskaya.shtml (дата обращения: 01.06.2014).
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психологический словарь-справочник. М.:АСТ, 2009.  456 с.
  4. Мороз С.Р.Ценностное отношение будущих педагогов к профессии [Электронный ресурс]//Вестник ТОГИРРО. 2013. № 1. URL: elibrary.ru/download/74227120.pdf  (дата обращения: 27.05.2014).
  5. Николаева Е.Ф. Роль мотивационных факторов в выборе профессии будущих молодых специалистов психолого-педагогического профиля [Электронный ресурс] //Вестник Чувашского университета. 2013. № 2. URL: https://elibrary.ru/download/78861977.pdf (дата обращения: 29.05.2014).
  6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Профессиональная ориентация и содействие в выборе профессиональной карьеры. Международный опыт. М.: АНО Центр ИРПО, 2012.  70 с.
  7. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебное пособие для студентов. М.: Издат. центр «Академия», 2013.  496 с.
  8. Черевко М.А. Отношение студентов к будущей профессии на этапе обучения в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Власть и управление на Востоке России. 2010. № 1. URL: https://elibrary.ru/download/20563027.pdf (дата обращения: 27.05.2014).

Информация об авторах

Крылова Марина Андреевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», Тверь, Россия, e-mail: fabmarine@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2246
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1382
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 5