Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот

1702

Аннотация

Нарушения социального познания существенно снижают качество жизни человека. Исследования социального познания у детей-сирот немногочисленны, а полученные данные противоречивы. Целью проведенного автором исследования являлось изучение типа привязанности и особенностей социального познания у детей-сирот. В качестве гипотезы было выдвинуто положение о том, что детям-сиротам будет труднее справиться с задачей на распознавание эмоций. Было обследовано 57 человек. Основная группа – 39 человек –дети-сироты, воспитанники детского дома (25 мальчиков, 14 девочек); средний возраст – 14 лет. Контрольная группа – 18 человек – учащиеся общеобразовательной школы, проживающие в кровных семьях (12 мальчиков, 6 девочек); средний возраст – 14 лет. Результаты показали, что подростки-сироты испытывают больше трудностей при взаимодействии с другими людьми, меньше удовольствия от общения, чаще используют стратегию избегания. Детей с избегающим типом привязанности в основной группе оказалось в 1,5 раза больше, чем в контрольной группе. Сделан вывод о том, что тип привязанности играет важную роль в формировании социального познания. Полученные данные могут быть полезны в коррекционной работе с данной категорией подростков.

Общая информация

Ключевые слова: сироты, подростки, социальное познание, привязанность, социальная ангедония, социальная тревожность

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070312

Для цитаты: Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей-сирот [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 3. С. 119–132. DOI: 10.17759/psyedu.2015070312

Фрагмент статьи

Изучение социального познания является одним из актуальных направлений современных исследований в психологии. Выделяют несколько больших направлений – восприятие и распознавание эмоций, восприятие и понимание социальных ситуаций, атрибутивный стиль, ментализация [19].

А.Б. Холмогоровой и О.В. Рычковой предложена модель, основанная на культурно-исторической парадигме [14; 19]. Она включает в себя мотивационный, рефлексивный, операционный, поведенческий аспект социального  познания [14; 19]. Исследование мотивационного компонента позволяет определить  направленность личности на других людей, ее способность понять другого через взаимодействие с ним или стремление избежать контактов с другими. Операциональный аспект  отражает все  свернутые и автоматизированные навыки оценки, интерпретации и принятия решений в социальных ситуациях, способность к пониманию и распознаванию эмоционального, интеллектуального и физического состояния другого человека.   Исследование рефлексивного аспекта позволяет понять  способность развернуть и сделать осознанным, целенаправленно построить процесс ментализации и оценить его. Поведенческий аспект отражает результат всех этих внутренних процессов, который выражается непосредственно в поведении, которое может быть более или менее социально компетентным [14; 19].

Литература

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 c.
  2. Виноградова Н.В., Рычкова Л.С. Особенности общения детей-сирот в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 18. С. 86–88.
  3. Воликова С.В., Авакян Т.В. Симптомы депрессии и социальной тревоги у детей-сирот, воспитанников интернатных учреждений // Психическое здоровье. 2014. №1. С. 56–61.
  4. Воликова С.В., Авакян Т.В. Связь социальной ангедонии и социальной тревожности с трудностями ментализации у детей-сирот // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 155–168.
  5. История развития высших психических функций// Выготский Л.С.: Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 c.
  6. Егорова О.Н. Особенности социального интеллекта у интеллектуально полноценных подростков с девиантным поведением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. №160. С. 243–246.
  7. Елшанский С.П., Мешалевская С.В. Исследование социального и эмоционального интеллектов у старших подростков, обучающихся в школах-интернатах // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. №3. С. 22–26.
  8. Краснова-Гольева В.В. Социальное познание при тревожных расстройствах (обзор зарубежных исследований) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. №1. С. 153–165.
  9. Найденова А.В. Модель психического детей-сирот:Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 28 с.
  10. Никитина И.В. Социальная тревожность и социальное познание (обзор зарубежных исследований) // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 65-80.
  11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства:3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 416 с.
  12. Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.
  13. Пуговкина О.Д. Нарушения социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 80–98.
  14. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. О мозговых основах социального познания, поведения и психической патологии: концепция «социальный мозг» – «за» и «против» // Вопросы психологии. 2012. № 5. С.110–124.
  15. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 36. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 21.11.2014).
  16. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 416с.
  17. Хачатурова A.B. Понимание обмана детьми в условиях семейной депривации // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. №330. С. 168–171.
  18. Хачатурова A.B., Сергиенко Е.А.  Становление «модели психического» в условиях семейной депривации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2009. Т.6. №2. С.161–172.
  19. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 8–30.
  20. Allen J.G.,Fonagy P.The development of mentalizing and its role in psychopathology and psychotherapy // Technical Report 02-0048, Research Department,Topeka, KS: Menninger Clinic,2002.
  21. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? // Cognition. 1985. Vol. 21. P. 37–46.
  22. Baron-Cohen S.at al. Are intuitive physics and intuitive psychology independent? A test with children with Asperger Syndrome / Baron-Cohen S., Wheelwright S., Spong A., Scahill V. Lawson J.// Journal of Developmental and Learning Disorders. 2001. Vol. 5. P. 47–78.
  23. Bretherton I. at al.  Relationships between cognition, communication and quality of attachment/ Bretherton I., Bates E., Benigni L., Camaioni L., Volterra V.// Bates E., et al. The emergence of symbols: Cognition and Communication in Infancy  // N. Y.: Academic Press,1979.P. 223–269.
  24. Cicchetti D. at al.False belief understanding in maltreated children / Cicchetti D., Rogosch F.A., Maughan A., Toth S.L., Bruce J. // Development and Psychopathology. 2003. Vol. 15.Р. 1067–1091.
  25. Granot D., Mayseless O. Representations of Mother-Child Attachment Relationships and Social-Information Processing of Peer Relationships in Early Adolescence // The Journal of Early Adolescence. 2012. Vol. 32. № 4. P. 537–564.
  26. Fonagy P. Attachment and theory of mind: Overlapping constructs? // Association of Child Psychology and Psychiatry Ossasional Papers. 1997. Vol. 14. P. 31–40.
  27. Fonagy P. at al. The capacity for understanding mental states: The reflective self in parent and child and its significance for security of attachment  /Fonagy P., Steele M., Steele H., Moran G.S., Higgitt A.S.// Infant Mental Health Journal. 1991. Vol. 12 (3). P. 201–218.
  28. Fonagy P. at al.Affect Regulation, Mentalization and the Development of the Self / Fonagy P., Gergely G., Jurist E., Target M. N. Y.: Other Press, 2002. 592 p.
  29. Johnson J.G. at al. Associations of parental personality disorders and axis I disorders with childrearing behavior/ Johnson J.G., Cohen P., Kasen S., Ehreneaft M.K., Crawford T.N. // Psychiatry.  2006. Vol. 69.  Р. 336–350.
  30. Macfie J., Cicchetti D., Toth S.L. The development of dissociation in maltreated preschool-aged children //  Development and Psychopathology. 2001.  Vol. 13. P. 233–254.
  31. Pears K.C., Fisher  P.  Developmental, cognitive, and neuropsychological functioning in preschool-aged foster children: Associations with prior maltreatment and placement history // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2005. Vol. 26. P. 112–122.
  32. Rogosch F.A., Cicchetti D., Aber J.L.   The role of child maltreatment in early deviations in cognitive and affective processing abilities and later peer relationship problems // Development and Psvchopathology. 1995. Vol. 7. P. 591–609.
  33. Tarullo A.R., Gunnar M.C., Gunnar M.R. Atypical EEG power correlations with indiscriminately friendly behavior in internationally adopted children // Developmental Psychology. 2011. Vol. 47 (2). P. 417–431.

Информация об авторах

Авакян Тамара Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0237-866X, e-mail: avakyantv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2766
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1702
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 13