Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности интенциональности подростков, обучающихся по профильной и базовой образовательным программам 1288

Кондратьев М.Д., педагог-психолог, ГБОУ Школа № 1241, Москва, Россия, mdkondr@gmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования интенциональности подростков, обучающихся в профильных классах и классах с базовой программой обучения. Интенциональность личности рассматривается в двух аспектах: временном (темпоральном) и содержательном. Временной аспект интенциональности личности изучался при помощи определения типа временной перспективы (опросник Ф. Зимбардо), содержательный – направленности личности (направленность на себя, на взаимодействие или на задачу, определяемая при помощи ориентационного опросника Б. Басса). Обозначены особенности, свойственные двум аспектам интенциональности личности школьников – подростков, обучающихся в классах с профильной и базовой программой. Выявлены различия: во временном компоненте интенциональности личности по типам ориентации «Позитивное прошлое» и «Будущее»; в содержательном компоненте – по типам «Ориентация на взаимодействие» и «Ориентация на задачу». Выдвинутая гипотеза о наличии значимых различий в характеристиках временного и содержательного компонентов интенциональности личности подростков подтверждена, дана интерпретация полученных результатов. Рассмотрены перспективы развития данного исследования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современная система образования на уровне средней и старшей школы обладает высокой вариативностью. Это обусловлено, в первую очередь, возможностью выбора обучающимися профильного направления образования. Речь идет о специализированных классах со специфической образовательной программой, включающей в себя измененное количество часов в неделю, отведенных на те или иные предметы или группы предметов. Так, в школах Москвы существуют профильные классы (химико-биологические, физико-математические, филологические и др.), а также классы «универсального» профиля, где преподавание ведется по традиционным, сбалансированным с точки зрения предметных часов,  программам. Вариативность образования неизбежно влечет за собой вариативность взросления уже на этапе раннего юношеского возраста. Представленная работа посвящена изучению особенностей подростков, обучающихся в профильных и в универсальных классах.

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 c.
  2. Божович Л.И. Личность и учение подростка //Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 5–10.
  3. Божович Л.И. О многоплановости личности // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 112–113.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 1995. 352 с.
  5. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М.: Аспект-пресс, 2001. 383 с.
  6. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
  7. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. 384 с.
  8. Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 147–248.
  9. Неймарк М.С. Опыт экспериментального исследования направленности личности подростка // Вопросы психологии. 1963. № 1. С. 3–12.
  10. Неймарк М.С. Психологическое изучение направленности личности подростка: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1972. 372 с.
  11. Неймарк М.С., Толстых Н.Н. Направленность личности: взгляд из 2012 года // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. Вып. 1. Январь, 2013. С. 5–13.
  12. Неймарк М.С., Чудновский В.Э. Сопоставление различных экспериментальных методик по выявлению направленности личности // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 249–258.
  13. Сырцова А. и др. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. C. 19–31.
  14. Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков  // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90–104.
  15. Чудновский В.Э. Опыт экспериментального выявления преобладающих мотивов у школьников // Вопросы психологии. 1968. № 1. С. 67–74.
  16. Bass B.M. Social behavior and the orientation inventory: a review // Psychological Bulletin. Vol. 68. № 4. 1967. P. 260–292.
  17. Neimark M. Personality Orientation. New Jersey: Educational Technology Publication Inc., Englewood, 1976. 302 p.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика