Разработка курсов повышения квалификации – неотъемлемая часть работы над образовательным проектом*

646

Аннотация

Обучение на курсах повышения квалификации для преподавателя дело обычное. Но когда преподаватель собирается участвовать в реализации проекта, необходима особая подготовка. Курсы повышения квалификации в рамках проекта раскрывают цели, задачи проекта, вооружают преподавателей знаниями, материалами, необходимыми для реализации проекта, инструментами для определения результатов работы. В рамках курса необходимо познакомить преподавателей с материалами, по которым предстоит выполнить отчет о проделанной работе. Для реализации проекта (Проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия». Государственный контракт № 05.043.12.0009 от 23.05.2014 г. Руководитель: доктор педагогических наук, профессор Р.А. Валеева) было решено создать тесное партнерское взаимодействие с пятью образовательными организациями высшего образования страны. Разработанные нами курсы повышения квалификации должны были подготовить профессорско-преподавательский состав и персонал учебно-методических служб нашего университета, а также образовательных организаций высшего образования – наших партнеров к тесному сотрудничеству во время реализации проекта «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия».

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.12.0009 от 23.05.2014, проект «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия»).

Ключевые слова: программа, курсы повышения квалификации, модуль , сетевое взаимодействие, академическая мобильность студентов

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070408

Для цитаты: Габдрахманова Р.Г., Хусаинова Р.М., Чиркина С.Е., Асафова Е.В., Голованова И.И., Телегина Н.В. Разработка курсов повышения квалификации – неотъемлемая часть работы над образовательным проектом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 73–93. DOI: 10.17759/psyedu.2015070408

Фрагмент статьи

Подготовка педагогических кадров для всех уровней образования всегда являлась важной задачей высшей школы [6; 7; 9; 17; 19]. В последние годы для системы педагогического образования становится характерным «двойной негативный отбор»: на программы подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование» поступают не самые сильные абитуриенты, а на работу в систему образования идут не самые сильные выпускники.

В зарубежных странах стали переходить к открытой многоуровневой системе получения педагогического образования, при которой существует много разных способов «входа» в образовательные программы педагогической подготовки. Многоканальные и модульные модели подготовки по педагогическим специальностям могут существовать лишь в том случае, если будут созданы широкое взаимодействие образовательных организаций высшего образования страны и условия для мобильности студентов, которые вдруг поняли свою ошибку в выборе специальности. Это позволит студентам 1–2 курса, потерявшим интерес к будущей учительской профессии, «мягко» уйти в другую специальность, а мотивированным на педагогические специальности студентам прийти на освободившееся место из непедагогических специальностей. Необходимо отметить, что для получения педагогического образования студентам предлагалось несколько образовательных траекторий. Молодые люди могли выбрать для себя самый приемлемый на данный момент жизни путь получения педагогического образования. Данное нововведение – вариативность (встраиваемые в учебный план модули, разные индивидуальные образовательные траектории), можно назвать одним из способов совершенствования федеральных образовательных стандартов.

Литература

  1. Анисимова С.П., Демкин В.П., Майер Т.В., Можаева Г.В. Сетевое взаимодействие вузов в единой образовательной информационной среде (Опыт Томского государственного университета) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2005. № 2. С. 78–86.
  2. Асафова Е.В., Голованова И.И. Формирование компетенций преподавателей и персонала учебно-методических служб по проектированию и реализации образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия // Образование и саморазвитие. 2015. № 44. С. 23–29.
  3. Васенёв Ю.Б. Применение компетентностного подхода и кредитно-модульного принципа для создания рабочих программ учебных дисциплин [Электронный ресурс]. СПб.: С.-Петербургский государственный ун-т, 2011. 170 с. URL: http://www.apmath.spbu.ru/docs/metod/1317201164.pdf (дата обращения: 18.10.2015).
  4. Голованова И.И., Асафова Е.В., Телегина Н.В. Практики интерактивного обучения: метод. пособие. Казань: Казан.ун-т, 2014. 288 с.
  5. Курсы повышения квалификации «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей “Образование и педагогика” (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия» для ППС и сотрудников методических служб [Электронный ресурс] // Дистанционное образование Казанского федерального университета. Казань: Казанский университет, 2014. URL: http://edu.kpfu.ru/course/index.php?categoryid=167 (дата обращения: 18.10.2015).
  6. Мальчукова А.Л. Система дополнительного профессионального образования Герценовского университета в контексте программы стратегического развития [Электронный ресурс] // Педагогические вести. 2013. № 22–23 (2709/2710), С. 5. URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/pedvesty//2013_gazeti/22-23_gazeta_2013.pdf (дата обращения: 18.10.2015).
  7. Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Какие образовательные результаты мы формируем и оцениваем? // Педагогика. 2014. № 2. С. 23–35.
  8. Носкова Т.Н. Вызовы века: педагогика сетевой среды: монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2013. 112 с.
  9. Педагогическая мастерская профессиональной подготовки будущего учителя: учеб.-метод. пособие / Р.Г Габдрахмановой, А.Н. Хузиахметова  [и др.]. Казань: ТГГПУ, 2011. 160 с.
  10. Психология и педагогика высшей школы / Л.Д.Столяренко [и др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 620 с.
  11. Панкратова Т.Б., Чичерина Н.В. Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и центра занятости населения по трудоустройству выпускников [Электронный ресурс] // Образование и саморазвитие. 2011. № 2. С. 61–65. URL: http://old.kpfu.ru/zgate/cgi/zgate?present+22609+default+3+1+F+1.2.840.10003.5.102+rus (дата обращения: 18.10.2015).
  12. Проекты модернизации основных профессиональных образовательных программ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Проект модернизации педагогического образования. URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/projects/lists (дата обращения: 18.10.2015).
  13. Ткачева А.Н. Сетевое взаимодействие как фактор модернизации подготовки педагогических кадров к воспитательной деятельности // Вестник ТГПУ. 2012. № 123. C. 120–125.
  14. Фахрутдинова Р.А. Практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году учителя в Российской Федерации «Инновационная модель подготовки учителя в системе непрерывного психолого-педагогического образования» (Казань, 8–10 декабря 2010 г.). Казань: ТГГПУ, 2011. С. 355–358.
  15. Хузиахметов А.Н., Габдрахманова Р.Г. Подготовка будущего учителя к реализации программы воспитания и социализации // Казанский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 50–54.
  16. Чиркина С.Е., Хусаинова Р.М., Габдрахманова Р.Г. Учебно-методическая документация для проведения апробации новых модулей образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. 114 с.
  17. Шубина Н.Л. Сетевая программа как открытый образовательный ресурс // Научное мнение: научный журнал. 2012. № 9. С.129–133.
  18. Khusainova R.M., Chirkina S.E., Gabdrakhmanova R.G. The Role of the Reflective Activity of Students in Individual Educational Trajectory // Review of European Studies. 2015. Vol. 7 (5). P. 146–152. doi:10.5539/res.v7n5p146
  19. Khuziakhmetov A.N., Gabdrakhmanova R.G. Pedagogical conditions for formation of personal professional qualities in students-future math teachers // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6 (4). Р. 219–222. doi: 10.5901/mjss.2015.v6n4s1p219

Информация об авторах

Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования, Казанский (Приволжского) федеральный университет, Казань, Россия, e-mail: rashgabdra@mail.ru

Хусаинова Резеда Мунировна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, e-mail: rezedakhusainova@mail.ru

Чиркина Светлана Евгеньевна, кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжскоий федеральный университет, Казань, Россия, e-mail: sch_61@mail.ru

Асафова Елена Владимировна, кандидат биологических наук, Доцент кафедры педагогики Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

Голованова Инна Игоревна, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры педагогики Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, e-mail: ginnag@mail.ru

Телегина Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, Доцент кафедры педагогики Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия, e-mail: nadya-telegina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2016
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 646
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1