Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста

2481

Аннотация

Многие авторы отмечают положительное влияние на развитие детей умеренной тревожности, называемой оптимальным уровнем тревожности или адаптивной тревогой. Проведенное автором в 2010–2014 гг. исследование было направлено на изучение уровней тревожности у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 241 человек: учащиеся начальной школы в возрасте 7–11 лет. Для диагностики тревожности использовалась Шкала явной тревожности (CMAS) в адаптации А.М. Прихожан. В статье представлен статистический и качественный анализ проявлений тревожности на протяжении всего младшего школьного возраста. Выявлено соотношение уровней тревожности у младших школьников (I–IV классы), результаты сопоставлены с данными предшествующих исследований тревожности. Выделены основные периоды обучения в начальной школе, во время которых у детей отмечается более высокая тревожность и им чаще оказывается необходимой помощь психолога.

Общая информация

Ключевые слова: младший школьный возраст, уровни тревожности, оптимальный уровень тревожности, гендерные различия

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080107

Для цитаты: Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 76–85. DOI: 10.17759/psyedu.2016080107

Фрагмент статьи

Младший школьный возраст является сенситивным периодом формирования рядаличностных новообразований, в том числе внутренней мотивации учебной деятельности, чувства умелости (Э. Эриксон) и ряда других. В то же время условия жизни ребенка в современном обществе ставят перед ним трудновыполнимые задачи, со многими из которых сложно справиться даже взрослому. Возложенные на детей школьные обязанности, завышенные требования и недостаточное внимание к индивидуальным особенностям развития порождают  состояние тревоги и неуверенности.

Литература

  1. Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Проблемы детской (возрастной) психологии. М.: Педагогика, 1984. С. 243–432.
  2. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. С. 60–64.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь, 2007. 448 с.
  4. Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Проявление тревожности младших школьников в сюжетах сочиненных сказок. Возможности и ограничения приема сочинительства // Наука и школа. 2013. № 4. С. 139–143.
  5. Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Сочинение сказки как диагностический прием исследования уровня тревожности младших школьников // Научное обозрение. Гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 118–123.
  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Питер, 2002. 720 с.
  8. Смирнова М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 70–76.
  9. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К. Психофизиологические и поведенческие показатели школьной тревожности // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 59–65.
  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  11. Barlow D.H. Anxiety and Its Disorders: The Nature and Treatment of Anxiety and Panic. N.Y.: Guilford Press, 2004. 704 p.

Информация об авторах

Рудомазина Виктория Михайловна, аспирант кафедры возрастной психологии, факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: vikon86@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3726
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 46

Скачиваний

Всего: 2481
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 51