Комплексные ситуационные задачи в оценке образовательных результатов по модулю «Психологическая диагностика обучающихся» в магистерской программе «Школьная психология»

639

Аннотация

Обсуждается содержание промежуточной аттестации магистрантов в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» магистерской программы «Школьная психология», показывается логика его проектирования с ориентацией на Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Комплексные ситуационные задачи рассматриваются в модульной программе в качестве основного средства оценки образовательных результатов. Содержание комплексных задач определено кругом диагностических ситуаций, соотнесено с реальной практикой психолога образования. Построение комплексных ситуационных задач связано с рядом составляющих профессиональной деятельности педагога-психолога в области психодиагностики: проектирование последовательности профессиональных действий, теоретическое обоснование планируемых действий, методическое обеспечение диагностической деятельности, деонтологические аспекты взаимодействия с обследуемым, реализация профессиональных действий, рефлексия процесса и результатов диагностической деятельности. Анализируются место и роль процедуры самооценивания магистрантами решения комплексной ситуационной задачи. Предлагается вариант комплексной задачи для промежуточной аттестации магистрантов.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, психологическая диагностика, комплексная ситуационная задача, оценка образовательных результатов, промежуточная аттестация

Рубрика издания: Психологический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080310

Для цитаты: Андрущенко Т.Ю., Шубина А.С. Комплексные ситуационные задачи в оценке образовательных результатов по модулю «Психологическая диагностика обучающихся» в магистерской программе «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 105–114. DOI: 10.17759/psyedu.2016080310

Фрагмент статьи

Одна из наиболее актуальных задач модернизации педагогического образования в Российской Федерации на сегодняшний день – повышение качества образования студентов, получающих психолого-педагогическую подготовку благодаря приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и реализации нового Профессионального стандарта и стандартов основного образования всех уровней. Реальным образовательным результатом обучения студентов становится профессиональное действие, или сложное умение, требующее синтеза знаний и компетенций, которые формируются в разных учебных дисциплинах, изучаемых в рамках того или иного модуля. Переход к модульному принципу построения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) позволяет обеспечить возможность понимания студентами теоретических основ профессиональной деятельности и формирования у них готовности к выполнению профессиональных действий за счет объединения в структуре модуля теоретических дисциплин, практикумов и распределенных практик и, в конечном счете, усилить практико-ориентированную направленность образования.

Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. М.: Ось-89, 2012. 144 с.
  2. Землянская Е.Н. Новые формы оценивания образовательных результатов студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т.7. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n4/zemlyanskaya.shtml  (дата обращения: 20.03.2016).
  3. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.87–104.
  4. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.105–126.

Информация об авторах

Андрущенко Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и социального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, e-mail: tandr@vspu.ru

Шубина Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ"), Вологда, Россия, e-mail: Shubina-as@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2701
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 639
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4