Гаврилушкина О.П. кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета "Психология образования", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: olpega@mail.ru
Егорова М.А. кандидат педагогических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858 e-mail: egorovama@mgppu.ru
Рассматриваются проблемы, вызванные внедрением в образовательную практику инклюзивного/интегрированного образования, т. е. совместного воспитания и обучения в школе детей с обычными образовательными потребностями и особыми образовательными потребностями (ООП). Среди проблем выделены: слабая психологическая и профессиональная готовность психологов и педагогов к реализации инклюзивной практики; специфика социально-личностного развития всех детей в изменившейся социокультурной среде. Выявлено, что на пороге школьного обучения у части современных детей даже с нормативным развитием наблюдается низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности. Это выражается в незавершенности процесса децентрации, слабости словесной регуляции действий, трудностях в общении, взаимодействии и пр. Все эти особенности учтены при разработке новых ОПОП по трудовой функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися».
Внедрение инклюзии в образовательную практику с самого
начала осложнилось целым рядом обстоятельств, которые выявили, прежде всего,
недостаточную профессиональную и личностную готовность учителей и других
специалистов к реализации задач инклюзии. Совместное обучение здоровых детей и
детей с особыми образовательными потребностями поставило перед педагогами,
психологами и другими специалистами, вовлеченными в образовательный процесс,
наряду с задачами, предусмотренными школьной программой, задачи
социально-личностного становления детей и подростков в периоды детства, которые
наиболее сензитивны к социальным влияниям.
Литература
Выготский Л.С. Психология развития как феномен
культуры /Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Институт практической
психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1996. 512 с.
Гаврилушкина О.П.. Социальная компетентность нормально
развивающихся детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья в
современной социокультурной среде// Бюллетень УМО. 2012. № 3. С.121–132.
Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной
и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с
трудностями в общении [Электронный ресурс] // Современная зарубежная
психология. 2012. № 2. URL:
https://psyjournals.ru/jmfp (дата
обращения: 08.09.2016).
Гаврилушкина О.П., Егорова М.А., Захарова А.В., Костенкова Ю.А.
Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой
функции «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» [Электронный ресурс]
// Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 4. C. 12–21.
doi: 10.17759/psyedu.2015070402 (дата обращения: 16.10.2016).
Егорова М.А. Системные стратегии психопрофилактики социальной
дезадаптации воспитанников детского дома // Вестник образования и науки.
Педагогика. Психология. Медицина. 2015. Вып. 1–2 (15). С.
41–50.
Заречная А.А. Особенности совместной деятельности детей старшего
дошкольного возраста с нормальным и задержанным психофизическим развитием //
Психологическая наука и образование. 2009. № 5. C. 25–33.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и
возрастные особенности): Учеб. пособие. Минск: ТЕТРАСИСТЕМС, 2000. 432
с.
Обухова Л.Ф. Социокогнитивный подход к исследованию
интеллектуального развития ребенка [Электронный ресурс] // Психологическая
наука и образование PSYEDU.ru. 2010. № 5. URL:
http://psyedu.ru/journal/2010/5/Obuhova.phtml
(дата обращения: 23.10.2016).
Перре-Клермо А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии
интеллекта детей: Пер. с фр. М: Педагогика, 1991. 248 с.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный
ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической
документации.
URL:http://docs.cntd.ru/document/499053710.
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н [Электронный ресурс] //
Официальный сайт компании «КонсультантПлюс».
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185098.
Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической
психологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3.
С. 7–16.
Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего
образования Магистратура. Направление подготовки «44.04.02
Психолого-педагогическое образование». Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 549 от 12 мая 2016 г.
Зарегистрирован в Минюст России 26 мая 2016 г. №
42288 [Электронный ресурс] //
URL:http://минобрнауки.рф/документы/8504.
Федеральный государственный образовательныйстандарт начального
общего образования. Минобрнауки России. Зарегистрирован в Минюсте России
от 18 июня 2015 г. № 37714 [Электронный
ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ.
URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71220598/.
Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления
психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и
ситуации его развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии
образования. 2010. № 2(23). С. 12–18 (дата обращения:
15.07.2012).