Подготовка магистрантов к психодиагностической работе в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся

770

Аннотация

Представлены этапы формирования трудового действия магистрантов в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» (магистерская программа «Школьная психология»), ориентированного на требования профессионального стандарта и обеспечивающего эффективность реализации скрининговых обследований (мониторинга) с целью анализа динамики психического развития детей и подростков, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи. Рассматривается проблема отбора учебного содержания, объединяемого в модуле, которое позволит развивать у магистрантов способность и готовность к самостоятельной психодиагностической деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся. Показана специфика распределения ответственностимежду университетом и образовательной организацией за формирование компетенций, которые необходимы для осуществления трудового действия, предполагающего реализацию скрининговых обследований (мониторинга), обработку, интерпретацию, представление результатов адресатам разного уровня. Данное направление работы освещается в связи с содержанием документов, регламентирующих образовательных процесс, в том числе – Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней.

Общая информация

Ключевые слова: компетентностный подход, мониторинг образовательных результатов обучающихся, сетевое взаимодействие, скрининговые обследования обучающихся, профессиональные компетенции магистрантов, трудовые действия , профессиональный стандарт, деятельностный подход

Рубрика издания: Психологический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080312

Для цитаты: Шашлова Г.М. Подготовка магистрантов к психодиагностической работе в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 127–140. DOI: 10.17759/psyedu.2016080312

Полный текст

Представлены этапы формирования трудового действия магистрантов в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» (магистерская программа «Школьная психология»), ориентированного на требования профессионального стандарта и обеспечивающего эффективность реализации скрининговых обследований (мониторинга) с целью анализа динамики психического развития детей и подростков, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи. Рассматривается проблема отбора учебного содержания, объединяемого в модуле, которое позволит развивать у магистрантов способность и готовность к самостоятельной психодиагностической деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся.
Показана специфика распределения ответственности между университетом и образовательной организацией за формирование компетенций, которые необходимы для осуществления трудового действия, предполагающего реализацию скрининговых обследований (мониторинга), обработку, интерпретацию, представление результатов адресатам разного уровня. Данное направление работы освещается в связи с содержанием документов, регламентирующих образовательных процесс, в том числе – Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней. Модернизация основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогов-психологов идет в направлении их профессионализации. Это означает, что наиболее приоритетными становятся построенные по модульному принципу практико-ориентированные модели обучения, в которых реальным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с современными требованиями, выработанными профессиональным сообществом [6].
В связи с решением данных актуальных задач в 2014–2015 гг. был разработан и апробирован модуль «Психологическая диагностика обучающихся» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Психолого- педагогическое образование» в рамках магистерской программы «Школьная психология» 1.
Согласно утвержденному профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [7] модуль соответствует трудовой функции 3.1.5. «Психологическая диагностика детей и обучающихся» и определяет формирование у магистрантов целого ряда трудовых действий, сформированность одного из которых (1.5.2.) предполагает, что будущие педагоги-психологи способны и готовы к реализации скрининговых обследований (мониторинга) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи. Обеспечить формирование этого сложного по своему составу профессионального действия можно при условии отбора определенного учебного содержания, объединенного в модуле, которое позволит развивать у магистрантов систему профессиональных компетенций, необходимых для самостоятельной психодиагностической деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся.
Компетенции, соответствующие трудовому действию 1.5.2, формируются посредством освоения следующего учебного содержания.
Дисциплина модуля «Психодиагностика в структуре мониторинга образовательных результатов у обучающихся» (2 зачетные единицы; общая трудоемкость – 72 ч; аудиторных – 16 ч, из них лекционных – 4 ч, практических – 12 ч, СРС – 56 ч; форма аттестации – зачет) позволяет сформировать у магистрантов теоретические и инструментальные компетенции в области психодиагностики содержания и качества образовательных результатов.
Дисциплины модуля «Математическая статистика» / «Количественный анализ эмпирических данных в психологии и педагогике» (2 зачетные единицы; общая трудоемкость – 72 ч; аудиторных – 14 ч, из них лекционных – 2 ч, практических – 12 ч, СРС – 58 ч; форма аттестации – зачет) дают возможность сформировать способность и готовность магистрантов к применению основных методов количественного анализа для обработки данных, полученных в процессе психодиагностической работы в ходе скрининговых обследований (мониторинга).
Производственная распределенная практика (6 зачетных единиц; общая трудоемкость – 216 ч, из них практическая работа  – 120 ч, самостоятельная работа – 96 ч; студенты должны отработать на базе практики 24 дня в течение семестра; форма аттестации – дифференцированный зачет) позволяет сформировать у будущих педагогов- психологов ряд метапрофессиональных и конкретно-инструментальных компетенций в области психодиагностической деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся.
В ходе реализации сетевого взаимодействия в рамках школьно-вузовского партнерства происходит распределение ответственности между университетом и образовательной организацией за формирование компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО). Такое распределение диктуется спецификой содержания и возможностями освоения материала в рамках определенного учреждения сети (вуза и образовательной организации).
Каждая компетенция формируется в определенной мере в рамках как аудиторной, так и неаудиторной работы магистрантов. Аудиторное и практическое обучение одинаково важны, однако у первого больше возможностей для формирования частей компетенций, формулируемых в терминах «знать» и «уметь», у практического – в терминах «владеть» и «приобрести опыт деятельности» [2; 3]. При формировании трудового действия 1.5.2. «Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи», распределение ответственности за формирование компетенций между университетом и образовательной организацией было представлено следующим образом (табл.).


Представленные в табл. компетенции, необходимые для осуществления трудового действия 1.5.2, поэтапно формируются при изучении модуля «Психологическая диагностика обучающихся».
Построение образовательного процесса в рамках модуля таково, что теоретическое обучение предваряет первый – ориентировочный – этап производственной распределенной практики. В течение пяти дней (30 ч) магистранты знакомятся с осуществлением профессиональных действий психолога-психодиагноста. Происходит ориентировка в пространстве профессиональных психодиагностических задач педагога-психолога образовательной организации (ОО). Применительно к формированию трудового действия 1.5.2. студенты проводят включенное наблюдение способов диагностики планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего образования, используемых педагогами-психологами образовательной организации в соответствии с ФГОС. Они знакомятся с диагностическими программами мониторинга образовательных результатов, реализуемыми в ОО; составляют план наблюдений, схемы фиксации данных; обсуждают и анализируют результаты наблюдения, осуществляют рефлексию трудностей организации и проведения программ диагностики. На основе данного опыта магистранты формулируют теоретические вопросы и практические проблемы, решение которых необходимо для успешного выполнения психодиагностических задач в области скрининговых обследований (мониторинга) в системе образования.
Следующий этап учебного процесса – теоретическое обучение. Изучение дисциплины «Психодиагностика в структуре мониторинга образовательных результатов у обучающихся» предполагает наличие лекционных занятий, которые организуются в форме проблемных лекций. В обсуждение включаются вопросы, ситуации, не имеющие однотипной, готовой схемы решения. Построение занятий происходит в виде поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания, способам их разрешения, а также в актуализации проблем, которые могут возникать при выполнении профессионального действия с учетом первого опыта, полученного в образовательной организации. На наш взгляд, это способствует более эффективному усвоению студентами теоретических знаний, развитию познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации их как будущих специалистов.
Рассмотрим некоторые проблемные области, обсуждение которых на теоретическом этапе освоения профессионального действия имеют существенное значение для понимания специфики психодиагностической деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся.
В ходе лекционных занятий магистранты рассматривают следующие ключевые вопросы.  Содержание понятия «компетенция» с разных концептуальных позиций.
Термин «компетенция» – центральный объект процесса модернизации современных образовательных систем. Психологи, педагоги, управленцы рассматривают целевые ориентиры образования и способы контроля его результатов в русле идей «компетентностного подхода». Большинство исследователей [4; 5] считают, что реализация такого подхода позволит приблизиться к решению проблемы разрыва между образованием и социальной практикой. Компетентностная парадигма в образовании предусматривает формирование у выпускников школ и вузов некоторых актуальных способностей, обусловливающих «встраивание» их учебных достижений в разнообразные социально- практические контексты, когда они будут способны самостоятельно отбирать и пользоваться накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни. В отечественной психолого-педагогической практике принимается и используется как наиболее приоритетное такое содержание понятия «компетентность», которое рассматривается как преобразование некоторого знания в процессе учения в средство и способ решения какого-то класса задач, как осмысленное знание, являющееся средством самостоятельного продвижения обучающихся в какой-то предметности (в учебной дисциплине) [4].  Стратегии, содержание и принципы построения программ скрининговых обследований (мониторинга) в системе образования.
Решение актуальных задач в области измерения школьных достижений в полной мере возможно при осмыслении международного и отечественного опыта мониторинговых исследований. На занятиях обсуждается специфика определения, отбора и тестового измерения ключевых компетенций в рамках международных и национальных проектов – PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), TIMSS (Trends in International Student Assessment), PISA (Programme for International Student Assessment), DeSeCo (The Definition and Selection of Key Competencies), отечественной модели качественной оценки учебно- предметных компетенций школьников SAM – Student Achievement Monitoring (С.Ф. Горбов, П.Г. Нежнов, О.В. Соколова) и др.  Выбор модели оценочной деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС.
Обсуждение направлений психодиагностической работы по оценке результатов освоения основных образовательных программ общего образования предполагает рассмотрение понятия «мониторинг» как измерительного инструмента оценки процесса развития образовательных достижений обучающихся.
С.В. Алехина, М.Р. Битянова [1], исследуя происхождение и специфику мониторинга как особого вида профессиональной деятельности психолога, сравнивают его с другими видами деятельности, такими как исследование, экспертиза, измерение, диагностика.
Авторы приходят к выводу, что мониторинг может быть рассмотрен как специфическая исследовательская деятельность, направленная на отслеживание глубинных причинно- следственных связей и иных объективных отношений между реально существующими процессами или явлениями.
Мониторинг, как и экспертиза, имеет конкретный запрос, это наукоемкая процедура, предполагающая учет информации из области психологии, педагогики, практики образования. В отличии от экспертизы мониторинг ориентирован на прогноз и является не разовой процедурой обследования, а систематической отслеживающей деятельностью. Он обязательно содержит в себе процедуры измерения, предпочтительно в форме шкалирования, подчиненные общей задаче получения информации об объекте.
Мониторинговая деятельность по своей структуре наиболее близка к диагностической деятельности, поэтому часто, не всегда правомерно, психологическим мониторингом называют все виды диагностического отслеживания развития и состояния учащихся, которые осуществляет психолог в образовательной организации.
Наиболее распространенным видом психологического отслеживания состояния и развития учащихся является скрининг, который в преобладающем большинстве случаев не является мониторингом ни по своим задачам, ни по своему предмету изучения. Скрининг – это особым образом организованная и содержательно построенная экспресс-диагностика, которая позволяет в группе обследованных учащихся выделить тех, кто испытывают различные психологические трудности (не отвечая на вопрос, в чем причина этих трудностей), фиксировать динамику их развития по определенным показателям, проводить сравнительный анализ. Результаты, полученные в ходе скрининга, формулируются на профессиональном языке психолога и позволяют ему грамотно организовывать развивающую, коррекционную, консультативную и другие виды деятельности. Скрининг, по мнению С.В. Алехиной, М.Р. Битяновой [1], может стать мониторинговым исследованием при условии тщательного отбора исследуемых параметров и показателей, отражающих реальные результаты деятельности других специалистов, чтобы его данные были востребованы этими специалистами.
Скрининговые обследования (а при определенных условиях – мониторинг) становятся в современной школе актуальными и востребованными. Это связано с тем, что новые образовательные стандарты (ФГОС 2009–2010) задают определенные качественно новые требования к образовательным результатам обучающихся. В связи с этим существует социальный заказ к психологу системы образования по отслеживанию и оценке продвижений каждого ребенка в процессе обучения в соответствии с планируемыми и реальными достижениями. Составляющие результативности детей в учебной деятельности складываются из комплекса показателей, включающих в себя не только знания, приобретаемые в ходе изучения отдельных учебных дисциплин, но и связанные с ними метапредметные и личностные компетентности.
Исходя из этого, на семинарских занятиях магистранты рассматривают специфику инструментария диагностических обследований, способы представления их результатов в структуре мониторинга школьных достижений обучающихся, осуществляют анализ программ скрининговых обследований (мониторинга) метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной и средней школы в соответствии с ФГОС. Студенты изучают и представляют на занятиях материалы, используемые в программах целого ряда авторских коллективов: «Школьный старт», «Учимся учиться и действовать» (Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая); диагностика метапредметных и личностных результатов в образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А.
Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.Н. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова); диагностика умения учиться как результата образования на выходе из начальной школы (Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова); диагностика метапредметных образовательных результатов способом решения групповой задачи (Е.В. Чудинова, В.Е.
Зайцева, Д.И. Минкин) и др.
Параллельно изучаемая дисциплина «Математическая статистика» обеспечивает освоение способов математико-статистической обработки, направлений анализа эмпирических данных, получаемых в ходе диагностического обследования в структуре мониторинга образовательных результатов у обучающихся.
По завершении «погружения» магистрантов в теорию вопросов, связанных со скрининговыми обследованиями (мониторингом), с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи, они переходят ко второму этапу распределенной практики, который предполагает апробацию профессионального действия в условиях образовательной организации. В течение десяти дней (60 ч) магистранты включены в плановую работу педагога-психолога. В части формирования трудового действия 1.5.2. проводится диагностика метапредметных универсальных учебных действий в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся начальной и основной школы, выполняется обработка и интерпретация данных, подготавливаются варианты представления результатов диагностики адресатам разного уровня.
Следующий этап распределенной практики – выполнение психолого- педагогического исследования (НИРС), целью которого является исследование условий эффективности и проблем выполнения профессиональных действий в области психодиагностики (3 дня, 15 ч).

Магистранты на основе обобщения эмпирических материалов, полученных в ходе проведения скрининговых обследований (мониторинга) на предыдущем этапе практики, выделяют «проблемное поле» осуществления этого вида деятельности в реальных условиях обучения. Они формулируют научно-исследовательские задачи, планируют и проводят мини-исследование, связанное с изучением условий эффективности и проблем выполнения профессионального действия в области скрининговых обследований (мониторинга), с целью анализа динамики психического развития, определения лиц, нуждающихся в психологической помощи. Супервизоры от образовательной организации выступают в роли экспертов и принимают участие в опросе, который организуют студенты с целью поиска оптимальных условий выполнения данного профессионального действия. В итоге магистранты представляют и обсуждают результаты исследования по оценке условий эффективности и совершенствования психодиагностической деятельности в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся.
Основные проблемы, отмеченные магистрантами по итогам апробации модуля, касающиеся профессионального действия 1.5.2, связаны с «недостаточностью и низким качеством методического материала по диагностике метапредметных и личностных компетенций обучающихся основной школы», «незначительной представленностью или полным отсутствием методик по диагностике личностных компетенций младших школьников в соответствии с ФГОС», «трудностями обработки и интерпретации большого массива данных по итогам скрининговых обследований» и др. Прогностическая оценка студентами освоения модуля показала, что они связывали дальнейшие этапы своего продвижения в области скрининговых обследований (мониторинга) с «появлением способности осмысленной работы с диагностическими программами по изучению компетенций начального общего образования», с «умением реально выполнить практическую работу по отслеживанию индивидуальных достижений обучающихся».
Завершение обучения магистрантов по программе модуля было связано с теоретико- рефлексивным этапом практики (2 дня, 6 ч), в рамках которого с учетом результатов мини- исследования организовывалась индивидуальная и групповая рефлексия способностей и возможностей осуществления трудовых действий. Магистранты анализировали условия и способы их выполнения, границы своих новых профессиональных возможностей и перспективы осуществления теоретического профессионально-мировоззренческого обобщения. Механизмами, обеспечивающими становление личностно-рефлексивного потенциала студентов, являлись как учебный диалог с квалифицированными педагогами-психологами образовательной организации, руководителями практики от вуза, так и групповой диалог, направленный на рефлексивный анализ своих новых профессиональных возможностей и ограничений в области осуществления психодиагностической деятельности в системе.
Промежуточная аттестация (зачет) по дисциплине «Психодиагностика в структуре мониторинга образовательных результатов у обучающихся» включала в себя наряду с теоретическими вопросами выполнение тестовых заданий в формате бланкового тестирования. Вопросы и задания были ориентированы на проверку сформированности у магистрантов компетенций, связанных с психодиагностической деятельностью в структуре мониторинга образовательных результатов обучающихся на различных ступенях образования в соответствии с ФГОС общего образования разных уровней.
С целью проверки сформированности соответствующих компетенций в содержание итоговой аттестации по модулю были включены комплексные задания (в формате кейсов).
Они соответствовали содержанию ряда задач профессиональной деятельности в области психологической диагностики. Процедура проведения итогового экзамена по модулю предусматривала возможность рефлексии выполнения заданий и сформированности компетенций самим студентом (самооценивание результата выполнения комплексного задания). Эта инновация была обусловлена важностью рефлексивного характера учения в рамках деятельностного подхода, когда студент осознает, как и чему он учится, занимает субъектную позицию по отношению к собственной профессионализации, развивает умения cамооценивания.
В итоге изучения дисциплины магистранты овладели способами диагностики метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования, конкретными методами, приемами обработки, интерпретации, анализа, представления результатов данного вида диагностической работы. Магистранты проявили способность высказывать прогноз возможных управленческих решений по итогам мониторинга и готовность к взаимодействию с педагогами, родителями, обучающимися по поводу результатов диагностической деятельности.
Апробация модуля «Психологическая диагностика обучающихся» показала, что у выпускников уровня магистратуры, которые завершили обучение по магистерской программе «Школьная психология», может быть сформирована готовность к выполнению трудового действия, предполагающего реализацию скрининговых обследований (мониторинга), обработку, интерпретацию, представление результатов адресатам разного уровня. Однако знаний, полученных в высшем учебном заведении, недостаточно, чтобы справиться с задачей проектирования мониторинговой деятельности. Для этого в процессе дальнейшего повышения квалификации педагогов-психологов необходима серьезная дополнительная подготовка – как методологическая, так и технологическая.

Литература

  1. Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. С. 66–73.
  2. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Профессионально-ориентированная практика магистрантов в структуре модуля «Психологическая диагностика обучающихся» основной профессиональной образовательной программы «Школьная психология» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. № 2 (7). С. 69–80.
  3. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М., Шубина А.С. Практико-ориентированная модель подготовки магистров по программе «Школьная психология» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 31–39.
  4. Диагностика учебной успешности в начальной школе / Под ред. П.Г. Нежнова, И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009. 130 с.
  5. Егорова М.А., Кузнецова О.В., Леонова О.И. Условия реализации ФГОС ВПО 050400 «Психолого-педагогическое образование»: концепция практико-ориентированной подготовки // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2. С. 63–72.
  6. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.105–126.
  7. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Минтруда России № 514н от 24.07.2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469 (дата обращения: 01.10.2015).

Информация об авторах

Шашлова Галина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, e-mail: kolosova_g@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1890
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 770
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0