Связь особенностей рефлексивно-феноменологических суждений с развитием рефлексивности у студентов магистратуры

1092

Аннотация

Представлены основные результаты исследования уровня рефлексивности и типа рефлексивно-феноменологического суждения выпускников магистратуры. Проверялась гипотеза, согласно которой выраженный, аргументированный тип рефлексивно-феноменологических суждений связан с высокой рефлексивностью студентов магистратуры как будущих преподавателей вуза. В исследовании приняли участие 62 магистранта научного и педагогического направления второго года обучения различных специальностей многопрофильного университета. Доказано, что рефлексивность имеет положительную связь со способностью студента рассуждать, а рефлексивность как свойство личности обуславливает более устойчивое формирование способности студента вдумчиво, сознательно, аргументированно представлять учебную информацию. Высокая рефлексивность, способность к субъективно выраженному развернутому аргументированному суждению помогает будущим преподавателям вуза проявлять независимую позицию, развивать умение вербально оформлять свои переживания, связанные с погружением в проблемы профессиональной реальности.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивно-феноменологические суждения, уровень рефлексивности, профессиональная компетентность, выпускники магистратуры, преподаватели

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080407

Для цитаты: Ниязбаева Н.Н. Связь особенностей рефлексивно-феноменологических суждений с развитием рефлексивности у студентов магистратуры [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4. С. 62–70. DOI: 10.17759/psyedu.2016080407

Фрагмент статьи

Рефлексивно-феноменологический характер суждения будущего преподавателя вуза характеризуют его способность быть чувствительным к проблемам профессиональной реальности, отчетливое понимание последствий своих действий, умение описывать свои переживания как интенсивный опыт жизни, способность воплощать в практику преподавания глубинные смыслы образования, фундаментальные образовательные ценности [2; 3; 4].

Литература

  1. Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Особенности формирования рефлексивно-феноменологической компетентности выпускников магистратуры психолого-педагогического направления // Человек и образование. 2014. №1(38). С. 111116.
  2. Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Рефлексивно-феноменологическая практика преподавания в высшей школе // Ученые записки университета им.П.Ф.Лесгафта. 2013. № 12. С. 5963.
  3. Звенигородская Г.П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода:Автореф. дис. ... д-рапед.наук. Хабаровск, 2002. 40 с. 
  4. Зинченко В.П. Готовность к мысли // Культурно-историческая психология. 2005. №2. С.4–16.
  5. Зинченко Е. «Коммуникативная рациональность» как априори социальных наук (методологический обзор проектов) [Электронный ресурс]  // URL:  http://credonew.ru(дата обращения: 16.01.2015).
  6. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т.24. №5. С. 4557.
  7. Осипова Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. 2012. №1. Т.II. С. 163–166.
  8. Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В. и др.Компетентностно–деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педагогическое образование  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.127–142.
  9. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. №4. С.62–68.
  10. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества  // Вопросы психологии. 1991. №5. С. 3538.

Информация об авторах

Ниязбаева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Костанайский государственный университет им.А.Байтурсынова, Костанай, Казахстан, e-mail: niyaz_nn@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1580
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1092
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3