Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников

1254

Аннотация

Приводятся данные исследования особенностей временной перспективы одаренных подростков и их сверстников, в котором приняли участие 274 подростка. Для изучения особенностей временной перспективы личности были выбраны опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI), а также обработанные по методу мотивационной индукции Ж.Нюттена опросники с неоконченными предложениями и сочинения участников исследования. В ходе статистической обработки данных было установлено, что для одаренных подростков характерны следующие особенности: сравнительно высокие баллы по типам временной ориентации «Негативное прошлое» и «Будущее».Для временной перспективы будущего характерны: сравнительно высокая частота упоминаний мотивационных объектов групп «Работа», «Познание» (ближняя перспектива); «Развитие», «Работа» (долгосрочная перспектива). Протяженность перспективы будущего в группе одаренных подростков выше, чем в группе сверстников. Результаты исследования буду полезны психологам-практикам в работе с подростками.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, временная перспектива

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090111

Для цитаты: Кондратьев М.Д. Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 106–114. DOI: 10.17759/psyedu.2017090111

Фрагмент статьи

Своевременное выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных подростков в системе образования Москвы являются приоритетными направлениями деятельности педагогов и психологов образовательных организаций. В целом ряде работ, посвященных выявлению одаренности, в фокусе внимания оказываются интеллектуальные особенности участников исследования. Такой подход, безусловно, результативен, однако он не дает общей картины, описывающей особенности личности.Более того, как пишет
В.С.Юркевич, главная задача при работе с одаренными детьми – это работа с целями, ценностями, а также оказание помощи в поиске жизненных смыслов [8].Наше исследование направлено на дополнение уже накопленных в ходе изучения одаренных подростков материалов информацией, связанной с особенностями их временной перспективы, что характеризует ценностно-смысловую сферу личности.

Литература

  1. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 c.
  2. Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности подростков, обучающихся по профильной и базовой образовательным программам [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. №3. C. 30–39. doi: 10.17759/psyedu.2015070304.
  3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 c.
  4. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239. [Электронный ресурс]// URL: http://government.ru/media/files/oxUAa6PpURsefK00tPz6M5vhRX3qC81D.pdf (дата обращения: 19.07.2016).
  5. Сырцова А. и др. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. C. 19–31.
  6. Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2010. 545 c.
  7. Толстых Н.Н., Кондратьев М.Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С. 90–104.
  8. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.
  9. Nuttin J.Motivation, Planning, andAction: ARelational Theory of Behavior Dynamics. Leuven and  Hillsdale. NJ: Leuven University Press and Erlbaum, 1984. 251 p.
  10. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. № 6.P. 1271‒1288.

Информация об авторах

Кондратьев Михаил Дмитриевич, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ИОН, РАНХиГС, Москва, Россия, e-mail: mdkondr@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2160
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1254
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5