Педагогические представления матерей первоклассников*

833

Аннотация

На материалах интервью с матерями первоклассников одной из школ Москвы рассматриваютсяпредставленияродителей о целях,методахи способах взаимодействия с ребенкомпо поводу перехода в школу иначала обучения в первом классе, а такжепротиворечия и трудности формирования данных представлений в условиях потока экспертных советов для родителей и литературы по воспитанию.Выделяются и описываются основные категории, которыми пользуются матери при описании данных представлений, – «жизненный путь» ребенка, его «психика» и «характер», соответствие его «нормам». Также показывается, как строится родительская педагогическая аргументация на основании данных категорий и как родители выбирают те или иные способы взаимодействия с ребенком.

Общая информация

* Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант №16-33-01135).

Ключевые слова: обыденная педагогическая теория, родительство, воспитание, переход в первый класс, психология образования

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090108

Для цитаты: Михайлова Я.Я. Педагогические представления матерей первоклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 75–85. DOI: 10.17759/psyedu.2017090108

Фрагмент статьи

Исследований о воспитании детей в России немало, но, как правило, они были посвящены родителям, которые, с точки зрения окружающих,«не справляются» с проблемами воспитания[напр., 14]. Однаков настоящее время от всех родителей, в том числе и от «благополучных», ожидается, что они будут глубоко разбираться в широком круге вопросов,ориентируясь на научные знания, а также будут прилагатьмного усилий и вкладывать много ресурсов в развитие ребенка[8; 9; 13; 16; 17]. Растет выпуск книг с советами для родителей от различных экспертов[7]. При этом, как показывают этнографические и исторические исследования, задолго до научных теорий воспитаниясуществовали представления о том, как и почему взрослым нужно взаимодействовать с ребенком [5; 6; 19].

Литература

  1. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.:Педагогика, 1983. С. 153–165.
  2. Девятко И.Ф., Абрамов Р.Н., Кожанов А.А. О пределах и природе дескриптивного обыденного знания в социальном мире // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 3–17.
  3. Забаев И.В., Павленко Е.С., Емельянов Н.Н. Семья и деторождение в России. Категории родительского сознания. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 222 c.
  4. Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 4. С. 65–81.
  5. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука,1988.270 c.
  6. Кошелева О.Е. Отношение к детям в древнерусской культуре // Нестор: Журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2009. №13.С. 13–46.
  7. Майофис М., Кукулин И. Новое родительство и его политические аспекты // Proetcontra. 2010. Т. 14. № 1–2. С. 6–19.
  8. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 1–11.
  9. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Дискурсивные модели современного российского родительства // Женщина в российском обществе. 2013. № 2. С. 14–26.
  10. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика: Система педагогических исследований. М.:Касталь, 1993.291 c.
  11. Arber S., Timonen V. Contemporary Grandparenting: Changing Family Relationships in Global Contexts. UK: Policy Press, 2012. 270 p.
  12. Geary D.C. Folk knowledge and academic learning //Encyclopedia of the Sciences of Learning. Springer. 2012. P. 1305–1310.
  13. Hardyment C. Dream Babies: Childcare Advice from John Locke to Gina Ford. L.: Frances Lincoln, 2007. 382 p.
  14. Khlinovskaya-Rockhill E.K. Lost to the State: Family Discontinuity, Social Orphanhood and Residential Care in the Russian Far East. Oxford: BerghahnBooks, 2010. 336 p.
  15. Lareau A. My wife can tell me who I know: Methodological and conceptual problems in studying fathers // Qualitative Sociology.2000. Vol. 23.№4. P. 407–433.
  16. Lee E., Bristow J., Faircloth C. at al. Parenting Culture Studies. L.: Palgrave Macmillan, 2014. 263 p.
  17.  Risk, health and parenting culture // Health, Risk and Society. 2010. Vol. 12. №4. P.293–300.
  18. Lightfoot C., Valsiner J. Parental belief systems under the influence: Social guidance of the construction of personal cultures //Parental Belief Systems: The Psychological Consequences for Children. UK: Psychology Press, 2014. P.393–412.
  19. Luhmann N. Das kind als medium der erziehung. Berlin: SuhrkampVerlag, 2006. 47 p.
  20. Malle B.F. How the Mind Explains Behavior: Folk Explanations, Meaning, and Social Interaction. USA: MIT Press, 2004. 344 p.
  21. McGillicuddy-DeLisi A.V., Sigel I.E. Parental beliefs //Handbook of parenting. Vol. 3: Status and social conditions of parenting.Hillsdale: Erlbaum Associates, 1995. P. 333–358.
  22. Pajares M.F. Teachers’ beliefs and educational research: Cleaning up a messy construct // Review of Educational Research.1992. Vol. 62.№3. P. 307–332.
  23. Ricco R., Rodriguez T. The relation of personal epistemology to parenting style and goal orientation in college mothers // Social Psychology of Education.2006. Vol. 9. №2. P. 159–178.
  24. Sigel I.E., McGillicuddy-DeLisi A.V., Goodnow J.J. Parental Belief Systems: The Psychological Consequences for Children. UK: PsychologyPress, 2014. 262 p.
  25. Valsiner J., Litvinovic G. Processes of generalization in parental reasoning //Parents’ Cultural Belief Systems: Their origins, expressions, and consequences. N. Y.: The Guilford Press, 1996. P. 58–82.
  26. Weinstein C.S. Teacher education students’ preconceptions of teaching //Journal of Teacher Education. 1989. Vol. 40. №2. P. 53–60.

Информация об авторах

Михайлова Яна Яковлевна, Младший научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва, Россия, e-mail: ikozmina@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2114
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 833
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2