Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений

573

Аннотация

Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений является актуальной. В статьеопределены подходы к системному анализу факторов, негативно влияющих на психологическое здоровье участников образовательных отношений. Охарактеризованы уровни возникновения данных факторов: это уровень самого обучающегося, его социального окружения (педагоги и родители), образовательной организации, муниципалитета и региона. Сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательных отношений возможно только в том случае, если удастся минимизировать факторы риска на каждом уровне. Нерешенные противоречия более высокого уровня «спускаются» вниз и требуют дополнительных усилий для нейтрализации их действия. В статье вводится понятие «стандарты психологического здоровья» обучающихся, которое включает в себя создание системы социально-психологических, педагогических, управленческих и материально-технических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое здоровье, стандарты психологического здоровья, участники образовательных отношений, педагогическая система, система образования

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090105

Для цитаты: Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 44–53. DOI: 10.17759/psyedu.2017090105

Полный текст

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» приоритет жизни и здоровья человека относится к основным принципам государственной политики в сфере образования [15]. Сегодня для региональных систем образования актуальной является проблема сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образовательных отношений. Разрешение ее видится в систематизации на уровне региона работы по созданию социально­психологических, педагогических, управленческих и материально-технических условий, обеспечивающих гарантированное сохранение и укрепление психологического здоровья: обучающихся, их родителей, педагогов.

И.В. Дубровина с соавторами сформулировали важное положение: «именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования» [12, c. 9]. И.В. Дубровина подчеркивала, что психологическое здоровье зарождается и укрепляется, прежде всего, в недрах таких социальных институтов, как семья, детский сад, школа, вуз и пр., и является результатом обучения, развития и воспитания на каждом этапе онтогенеза [12].

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной [12]. Под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Концепции психологического здоровья представлены в трудах И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой, В.И. Слободчикова, А. Маслоу, Э. Эриксона, Г. Олпорта, К. Роджерса, В. Франкла и др. [12; 16].

В контексте нашего исследования наиболее подходящей концепцией психологического здоровья, по нашему мнению, является модель, разработанная О.В. Хухлаевой, так как в ней обобщены различные подходы к данному феномену. Эта модель включает в себя аксиологический, инструментально-технологический, потребностно-мотивационный, развивающий и социально-культурный компоненты [16].

Несмотря на большое количество работ, посвященных факторам риска, влияющих негативно на психологическое здоровье обучающихся [1; 7; 9; 12; 16], малоизученным остается вопрос о том, как происходит процесс взаимовлияния этих факторов, процесс их системного взаимодействия. Понимание системных проблем, оказывающих негативное влияние на психологическое здоровье участников образовательных отношений, позволит обеспечить его сохранение и укрепление.

Рассмотрим понятия «педагогическая система» и «система образования» и более подробно их различие и связь друг с другом. Изучение особенностей данных систем, по нашему мнению, позволит выявить те ключевые аспекты, которые способствуют или затрудняют процесс сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений.

Исследования педагогических систем представлены в работах многих отечественных и зарубежных авторов (В.П. Беспалько, Г.А. Дмитриенко, Л.В. Загрекова, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.С. Лазарев, В.А. Леднев, С.А. Маврин, Г.В. Машарова, А.А. Мирошниченко, М.М. Поташник, В.П. Симонов, В.М. Соколов, В. Оконь, Ч. Куписевич и др.) [2; 3; 4; 6; 8; 11; 13].

Педагогическая система является элементом системы образования. В нашем исследовании уровню педагогической системы будет соответствовать уровень самого обучающегося, процесс его взаимодействия с родителями и педагогами и уровень функционирования образовательной организации, так как именно на этом уровне происходит процесс воспитания, обучения и образования подрастающего поколения.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования [15]. Система образования как одна из подсистем общества в нашем исследовании будет соответствовать муниципальному и региональномууровню.

Сравнительный анализ педагогической системы и системы образования выявил сходство и различие данных систем. Обе системы являются социальными, направлены на людей, способствуют развитию общества в целом. Различие - в масштабе систем и степени влияния их на социум.

Первичный анализ системы факторов риска, влияющих на здоровье обучающихся, показал, что их условно можно распределить по уровням:

■   первый - уровень самого обучающегося, мера его ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. На этом уровне наибольшее значение имеет влияние родителей и ближайшего семейного окружения, так как они формируют привычки и навыки жизнедеятельности ребенка;

■   второй - уровень педагогов и родителей. Большое количество авторов отмечают значимость семейных факторов в процессе формирования личности детей и подростков (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, В.И. Гарбузов, Э.Р. Эйдемиллер, В. Юстицкис, К. Бремс, А.И. Захаров, Ю.А. Фесенко, Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, G. Ginnot H, J.M. Lucyshyn, G. Dunlap, R.W. Albin). Педагогическое влияние как социально­психологический процесс рассматривали A.A. Баранов, Е.Л. Вишневская, Е.В. Дмитриева, Р.Д. Донская, Т.М. Максимова, И.Б. Назарова, Т.М. Резер, С.Н. Смирнов, Е.И. Шевалдина, B.C. Шувалова. Значимые взрослые должны помогать детям и подросткам в процессе индивидуального развития и социализации и сами являться примером динамического состояния внутреннего благополучия, которое позволяет раскрыть свои способности на любом возрастном этапе;

■  третий -уровень образовательной организации. На этом уровне важна помощь администрации педагогу в организации учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся. Также в сохранении и укреплении психологического здоровья участников образовательных отношений, в создании здоровьесберегающей образовательной среды ведущую роль играет образовательная организация. С точки зрения обеспечения социально-психологических условий работы педагога необходимо учитывать не только личностные особенности педагога, уровень его профессионального мастерства, но и организационные факторы, ухудшающие работу организации в целом и каждого сотрудника в частности. Соответственно, для того чтобы снизить действие факторов риска, ухудшающих психологическое состояние участников образовательного пространства, необходима комплексная целенаправленная работа администрации по улучшению условий труда педагогов и созданию комфортных условий для обучающихся. Работа должна проходить с привлечением необходимых специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов и др.;

■ четвертый -муниципальный уровень. Его основными элементами являются: сеть образовательных учреждений и иных социальных институтов, осуществляющих воспитательные функции; органы управления образованием (муниципальные и общественные); процессы, происходящие в образовательной системе (управленческие, обеспечивающие, образовательные, инновационные и др.).

Направления деятельности на данном уровне:

■     просветительская работа по формированию значимости сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений. Данное направление предполагает работу с родителями, общественными организациями, профессиональными сообществами и т. д.;

■   повышение профессиональной компетентности управленческих кадров образовательных организаций в области сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений;

■  повышение уровня квалификации педагогических работников в области сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений;

■  разработка и апробация организационно-управленческих мероприятий по устранению причин факторов риска здоровья участников образовательных отношений, действующих на уровне образовательной организации;

■     повышение качества образования в муниципальной образовательной системе;

■  корректировка нормативно-правовой базы и местных локальных документов на муниципальном уровне с учетом факторов, влияющих на психологическое здоровье участников образовательных отношений;

■  разработка и реализация программы по сохранению и укреплению психологического здоровья участников образовательных отношений на муниципальном уровне;

■  улучшение процесса межведомственного взаимодействия на уровне муниципалитета в вопросах сохранения и укрепления здоровья участников образовательных отношений;

■ пятый - региональный уровень. Региональная система образования - это совокупность взаимосвязанных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений и органов управления образованием, объединенных процессуально на подведомственной территории.

Направления деятельности на данном уровне:

■обеспечение комплексности перехода всех образовательных организаций к образованию, ориентированному на личность и компетенции;

■ совершенствование системы профессиональной ориентации и развитие необходимых компетенций обучающихся в соответствии с ситуацией рынка труда в данном регионе;

■ адаптация образовательной программы в соответствии с психологическими, физиологическими и возрастными особенностями обучающихся данного региона;

■  расширение межведомственного взаимодействия на региональном уровне в вопросах сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений. Особое внимание в этом направлении деятельности должно быть уделено детям группы риска и детям с особыми образовательными потребностями;

работа с профессиональными союзами в вопросах сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений;

■   создание условий для вовлечения обучающихся в деятельность детских и молодежных общественных объединений и организаций.

Компоненты региональной системы поддержки психологического здоровья в общеобразовательных организациях включают в себя: процесс обучения и воспитания; мониторинг психологического здоровья в общеобразовательных организациях региона; профилактику профессионального «выгорания» педагогов; формирование благоприятной психологической атмосферы в общеобразовательной организации; психолого-педагогическое просвещение родителей.

Таким образом, анализ факторов риска, влияющих на психологическое здоровье участников образовательных отношений, показал, что причины факторов могут находиться на разных уровнях образовательной системы. При этом нерешенные системные противоречия более высокого уровня оказывают воздействие на процессы, происходящие на более низких уровнях образовательной системы.

Показателем эффективности работы системы образования, по нашему мнению, является уровень психологического здоровья участников образовательных отношений.

Психологическое здоровье личности включает в себя эмоциональный, мотивационный, познавательный и волевой компоненты. Психологическое здоровье - это оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности, состояние благополучия, позволяющее человеку раскрывать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе.

Мы считаем необходимым введение термина «стандарты психологического здоровья» обучающихся. Под ним мы понимаем создание системы социально­психологических, педагогических, управленческих и материально-технических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений.

Стандарты психологического здоровья предполагают разработку данной системы мероприятий на различных уровнях: образовательной организации, муниципалитета и региона. Критериями эффективности данной системы будет развитие компонентов психологического здоровья участников образовательных отношений: аксиологического, инструментально-технологического, потребностно-мотивационного, развивающего и социально-культурного. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и специфику социальных ролей участников образовательных отношений.

Соглашаясь с мнением И.В. Дубровиной (с соавторами) [12] о том, что «психологическое здоровье обучаемых» является как целью, так и критерием эффективности психологической службы, мы считаем, что следует расширить использование данного понятия. Критерием эффективности работы педагогической системы и системы образования является уровень психологического здоровья участников образовательных отношений.

Стандарты психологического здоровья - это «обратная связь» между психологическим здоровьем участников образовательных отношений и системами более высокого уровня. То есть устанавливая систему измерения и поддержания психологического здоровья на определенном уровне, мы добиваемся стабилизации системы образования региона, уходя от ручного режима и режима самонастройки.

Исследователи, занимающиеся изучением педагогических систем (В.П. Беспалько, Г.А. Дмитриенко, Л.В. Загрекова, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.С. Лазарев, В.А. Леднев, С.А. Маврин, Г.В. Машарова, А.А. Мирошниченко, М.М. Поташник, В.П. Симонов, В.М. Соколов, В. Оконь, Ч. Куписевич и др.), указывали на то, что данные системы являются многоуровневыми и иерархичными. Это соответствует принципу подчиненности нижних уровней верхним.

Следовательно, если есть нерешенные проблемы на более высоком уровне педагогической системы, то, согласно принципу иерархии, они будут влиять на нижестоящие уровни данной системы и будут требовать принятия решений в режиме самонастройки.

Выводы.

Сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательных отношений является одной из приоритетных задач региональной системы образования. В то же время уровень психологического здоровья является также критерием эффективности данной системы.

Система социально-психологических, педагогических, управленческих и материально-технических условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья, зависит от причин возникновения факторов риска. Это уровни: самого обучающегося; его социального окружения (педагоги и родители); образовательной организации; муниципалитета; региона. Нерешенные системные противоречия провоцируют возникновение факторов риска, влияющих негативно на психологическое здоровье. При этом системные противоречия систем более высокого уровня, согласно принципу иерархии, воздействуют на системы более низкого уровня.

«Симптоматическое» исправление системных противоречий на более низком уровне будет неэффективным, поскольку не будет воздействовать на причину, провоцирующую возникновение факторов риска, негативно влияющих на участников образовательных отношений.

Следовательно, система условий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья, должна быть комплексной, непрерывной и последовательной, учитывающей уровень возникновения факторов риска. Стандарты психологического здоровья являются индикатором эффективности системы условий сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений.

Региональная система образования - это совокупность взаимосвязанных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений и органов управления образованием, объединенных процессуально на подведомственной территории. Компоненты региональной системы поддержки психологического здоровья в общеобразовательных организациях включают в себя: процесс обучения и воспитания; мониторинг психологического здоровья в общеобразовательных организациях региона; профилактику профессионального «выгорания» педагогов; формирование благоприятной психологической атмосферы в общеобразовательной организации; психолого­педагогическое просвещение родителей.

Критерием эффективности данной системы выступает развитие компонентов психологического здоровья участников образовательных отношений: аксиологического, инструментально-технологического, потребностно-мотивационного, развивающего и социально-культурного. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и специфику социальных ролей участников образовательных отношений.

Литература

  1. Беседина М.В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 128 с.
  2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007. 304 с.
  3. Загрекова, Л.В., Николина В.В. Педагогика: Учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 232 с.
  4. Ильина Т.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М., Просвещение, 2008. 572 с.
  5. Колесникова Л.И. Совместное проектирование как фактор развития профессиональной компетентности преподавателей педагогического колледжа:Дис. ... канд. пед. наук. Иркутск: Иркутск. гос. пед. ун-т, 2002. 213 с.
  6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2000. 119 с.
  7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.
  8. Мирошниченко А.А. Профессионально ориентированные структуры учебных элементов. Глазов: ГГПИ, 1999. 62 с.
  9. Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс]//URL: http://education-monitoring.hse.ru (дата обращения: 25.04.2016).
  10. Пахальян В.Э.Психопрофилактика в практической психологии образования. СПб.: Питер, 2013. 208 с.
  11. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2010. 416 с.
  12. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 170 с.
  13. Симонов В.М. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров. М., Вузовский учебник, 2015. 320 с.
  14. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 576 с.
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. 2017. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.03.2017).
  16. Хухлаева  О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. №5. С.81–90. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Huhlaeva.phtml (дата обращения: 25.04.2016).

Информация об авторах

Мирошниченко Алексей Анатольевич, доктор педагогических наук, Профессор, профессор, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им В.Г. Короленко», Глазов, Россия, e-mail: ggpi@mail.ru

Мерзлякова Дина Рафаиловна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4825-3181, e-mail: dinamerzlyakova26@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1879
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 573
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1