Особенности становления графомоторных навыков и письма у младших школьников

1580

Аннотация

Представлены результаты исследования формирования серийных графических навыков и письма у младших школьников. С помощью компьютеризированных экспериментальных методик в сочетании с общим нейропсихологическим обследованием обнаружены особенности развития данных навыков у детей 7 и 9 лет в норме и при трудностях обучения. Дети с нормативным развитием к третьему классу достигают значительных результатов в осуществлении графомоторного навыка и письма. У детей с трудностями в обучении обнаружены сложности в автоматизации графомоторного навыка и письма: в первом классе трудности носят комплексный характер, в третьем классе в первую очередь страдают темповые характеристики и качество письма. Сложности обусловлены снижением функции серийной организации движений, программирования и контроля, а также дефицитом нейродинамических компонентов деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: младшие школьники, детская нейропсихология, навык письма, автоматизация навыка, графомоторный навык

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090206

Для цитаты: Кузева О.В. Особенности становления графомоторных навыков и письма у младших школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 57–69. DOI: 10.17759/psyedu.2017090206

Фрагмент статьи

Становление графомоторных навыков – это один из долгих и сложных процессов в развитии когнитивной сферы ребенка. Основы графомоторной деятельности начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые берет карандаш, изображает линии и геометрические фигуры. Успешность овладения графомоторными навыками является базисом овладения письмом.

Литература

  1. Агрис А.Р., Матвеева Е.Ю., Корнеев А.А. Состояние работоспособности у первоклассников в норме и при трудностях обучения (по данным компьютерных методик) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 34. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n34/957-agris34.html (дата обращения: 25.07.2015).
  2. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: МПСИ, 2001. C. 7–20.
  3. Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А. и др. Формирование письма у младших школьников: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 55–64.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. М.: Издат. центр «Академия», 2015. 282 с.
  5. Безруких М.М. Психофизиологические основы трудностей обучения письму // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 5. С. 52–57.
  6. Безруких М.М., Любомирский Л.Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. М.: Образование от А до Я, 2000. С. 239–258.
  7. Боркова Т.Н., Орлова Н.Т. Однотипные _______P_°движения в почерке. М.: Белый город, 2003. 48 с.
  8. Кузева О. А. и др. Динамика программирования и контроля и серийной организации движений как базовых компонентов письма (по данным графомоторных проб) // Психологическая наука и образование. 2015. № 1. C. 79–95.
  9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. СПб.: Питер, 2008. 624 с.
  10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 374 с.
  11. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: В. Секачев, 2008. 128 с.
  12. Сaдовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 256 с.
  13. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
  14. Abbott R., Berninger V. Structural equation modeling of relationships among developmental skills in primary-grade and intermediate-grade writers // Journal of Educational Psychology. 1993. Vol. 85. № 3. P. 478–508. doi:10.1037/0022-0663.85.3.478.
  15. Barkley R. Behavioral inhibition, sustained attention, and executive functions: Constructing a unifying theory of ADHD // Psychological Bulletin. 1997. Vol. 121. № 1. P. 65–94. doi:10.1037/0033-2909.121.1.65.
  16. Berninger V. Understanding the graphia in developmental dysgraphia: A developmental neuropsychological perspective for disorders in producing written language // Developmental Motor Disorders: A Neuropsychological Perspective / Ed. by D. Dewey, D.E. Tupper. N. Y.: The Guilford Press, 2004. P. 189–233.
  17. Bosga-Stork M., Bosga J., Ruud G., Meulenbroek J. Developing movement efficiency between 7 and 9 years of age // Motor Control. 2014. Vol. 18. P. 1–17.doi:10.1123/mc.2012-0087.
  18. Del Giudice E., Trojano L., Fragassi N. at al. Spatial cognition in children. II. Visuospatial and constructional skills in developmental reading disability // Brain Development. 2000. Vol. 22. № 6. P. 368–372. doi:10.1016/S0387-7604(00)00159-5.
  19. Feder K., Majnemer A. Handwriting development, competency, and intervention // Developmental Medicine and Child Neurology. 2007. Vol. 49. № 4. P. 312–317. doi:10.1111/j.1469-8749.2007.00312.x.
  20. Gathercole S. at al. Working memory skills and educational attainment: Evidence from national curriculum assessments at 7 and 14 years of age // Applied Cognitive Psychology. 2004. Vol. 18. P. 1–16. doi:10.1002/acp.934.
  21. Graham S. at al. Development of Handwriting Speed and Legibility in Grades 1–9 // Journal of Educational Research. 1998. Vol. 92. № 1. P. 42–52.doi:10.1080/00220679809597574.
  22. Hammerschmidt S., Sudsawad P. Teacher’s survey on problems with handwriting: referral, evaluation, and outcomes // American Journal of Occupational Therapy. 2004. Vol. 58. № 2 P. 185–192. doi:10.5014/ajot.58.2.185.
  23. Hooper S. at al. Executive functions in elementary school children with and without problems in written expression // Journal of Learning Disabilities. 2002. Vol. 35. № 1. P. 57–68. doi:10.1177/002221940203500105.
  24. Huau A., Velay J., Jover M. Graphomotor skills in children with developmental coordination disorder (DCD): Handwriting and learning a new letter // Human Movement Science. 2015. Vol. 42. P. 318–332. doi:10.1016/j.humov.2015.03.008.
  25. Karlsdottir R., Stefansson T. Problems in developing functional handwriting // Perceptual and Motor Skills. 2002. Vol. 94. № 2. P. 623–662. doi:10.2466/pms.2002.94.2.623.
  26. Kellogg R. Training writing skills: A cognitive development perspective // Journal of Writing Research. 2008. Vol. 1. № 1. P. 1–26. doi:10.17239/jowr-2008.01.01.1.
  27. Lockwood K., Marcotte A., Stern C. Differentiation of attention-deficit hyperactivity disorder subtypes: application of a neuropsychological model of attention // Journal of Clinical Experimental Neuropsychology. 2001. Vol. 23. № 3. P. 317–330. doi:10.1076/jcen.23.3.317.1179.
  28. Maeland A. Handwriting and perceptual-motor skills in clumsy, dysgraphic, and 'normal' children // Perceptual and Motor Skills. 1992. Vol. 75. № 3. Part 2. P. 1207–1217. doi:10.2466/PMS.75.8.1207-1217.
  29. Manjula P., Saraswathi G., Padakannaya P. Self-esteem and adjustment among children with reading and writing difficulties // Studies on Home and Community Science. 2009. Vol. 3. № 2. P. 91–95.
  30. Medwell J., Strand S., Wray D. The role of handwriting in composing for Y2 children // Journal of Reading, Writing and Literacy. 2007. Vol. 2. № 1. P. 18–36. doi:10.1080/03057640903103728.
  31. Overvelde A., Hulstijn W. Handwriting development in grade 2 and grade 3 primary school children with normal, at risk, or dysgraphic characteristics // Research in Developmental Disabilities. 2011. Vol. 32. № 2. P. 540–548. doi:10.1016/j.ridd.2010.12.027.
  32. Planton S., Jucla M., Roux F-E. at al. The “handwriting brain”: a meta-analysis of neuroimaging studies of motor versus orthographic processes // Cortex. 2013. Vol. 49. P. 2772–2787. doi:10.1016/j.cortex.2013.05.011.
  33. Rosenblum S., Parush S., Weiss P. Temporal measures of poor and proficient handwrites // Proceedings of the Tenth Biennial Conference of the International Graphonomics Society. Nijmegen: University of Nijmegen, 2001. P. 119–125.
  34. Swanson H.L., Berninger V.W. Individual differences in children's working memory and writing skill // Journal of Experimental Child Psychology. 1996. Vol. 63. № 2. P. 358–385. doi:10.1006/jecp.1996.0054.
  35. Tseng M., Chow S. Perceptual-motor function of school-age children with slow handwriting speed // American Journal of Occupational Therapy. 2000. Vol. 54. № 1. P. 83–88. doi:10.5014/ajot.54.1.83.
  36. Tucha O., Tucha L., Lange K.W. Graphonomics, automaticity and handwriting assessment // Literacy. 2008. Vol. 42. № 3. P. 145–155. doi:10.1111/j.1741-4369.2008.00494.x.
  37. Viholainen H. at al. Development of early motor skills and language in children at risk for familial dyslexia // Developmental Medicine and Child Neurology. 2002. Vol. 44. P. 761–769. doi:10.1111/j.1469-8749.2002.tb00283.x
  38. Waber D. Rethinking Learning Disabilities: Understanding Children Who Struggle in School. N. Y.: The Guilford Press, 2010. 241 p.

Информация об авторах

Кузева Ольга Владимировна, педагог-психолог, Государственного бюджетного образовательного учреждения “Центр психолого-педагогической помощи «Юго-Запад»”, Москва, Россия, e-mail: xelgakyz@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2814
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1580
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 34