Представления студентов об индивидуальном здоровье на протяжении жизни

533

Аннотация

В статье проанализированы предшествующие исследования представлений подростков, юношества и молодежи о здоровье сбережении, показана необходимость изучения представлений студентов об индивидуальном здоровье и его сохранении на разных этапах жизни. В эмпирическом исследовании, проведенном с 522 студентами Московского политехнического университета (три возрастные группы, средний возраст 17 лет, 19 лет и 21 год), была использована авторская анкета, направленная на изучение их представлений о значении фактора здоровья на разных этапах жизненного пути от младенчества до долгожительства. Выявлена неблагоприятная тенденция снижения ценности индивидуального здоровья по отношению к возрасту, в котором появляются систематические проблемы со здоровьем. Выявлены гендерные различия отношения к индивидуальному здоровью (девушки придают ему большее значение для каждого периода жизни и более высокую значимость в раннем онтогенезе). У юношей выявлена неточность оценки ими возраста, в котором начинаются системные проблемы со здоровьем. Показаны возможности практического применения полученных данных.

Общая информация

Ключевые слова: ценность индивидуального здоровья, студенты, периоды жизненного пути, резервы здоровья, гендерные различия

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100105

Для цитаты: Ермолаев Б.В., Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Представления студентов об индивидуальном здоровье на протяжении жизни [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 42–50. DOI: 10.17759/psyedu.2018100105

Фрагмент статьи

В последние годы проводится все больше исследований, посвященных представлениям подростков, юношества и молодежи о здоровье сбережении и здоровом образе жизни (И.В. Журавлева, Т.Ю. Мысина, О.А. Сбитнева, В.С. Собкин и А.С. Буреломова и др.). Проблемы здоровье сбережения, формирования представлений о здоровье сберегающей активности и ценностного отношения к здоровью имеют междисциплинарный характер и активно изучаются психологами, педагогами, медиками, социологами.

Литература

  1. Архангельский В.Н., Елизаров В.В., Зверева Н.В., Иванова Л.Ю. Демографическое поведение и его детерминация (по результатам социолого-демографического исследования в Новгородской области). М.: ТЕИС, 2005. 352 с.
  2. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О. Особенности обучения основам здоровьесбережения в неспециализированном вузе // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 42–43.
  3. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. М., 2012. 252 с.
  4. Здравоохранение в России. 2017: Статистический сборник. М.: Росстат, 2017. 170 с.
  5. Крутько В.Н., Славин М.Б., Смирнова Т.М. Математические основания геронтологии. М.: Едиториал УРСС, 2002. 384 с.
  6. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью у студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 2(10). С. 46–57.
  7. Рамонов А.В. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни как интегральная оценка здоровья россиян // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 15. № 4. С. 497–518.
  8. Сбитнева О.А. Отношение студентов к здоровью как главной ценности жизни // Научный форум: педагогика и психология. Сборник статей по материалам V международной заочной научно-практической конференции. № 3 (5), 2017. С. 52–58.
  9. Собкин В.С., Буреломова А.С. Ценностные ориентации современного подростка // Труды по социологии образования. Т. XVI, вып. XXVIII. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 47–55.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. Т. 1. 568 с.
  11. Шилова Л.С. Трансформация женской модели самосохранительного поведения // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 134–140.
  12. Яковлева Н.В. Исследование индивидуальных различий здоровьесберегающей деятельности личности // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 202–214. doi:10.17759/exppsy.2015080317

Информация об авторах

Ермолаев Борис Валерьевич, доктор биологических наук, профессор, кафедра «Физическое воспитание», Московский политехнический университет, Москва, Россия, e-mail: ermolaev-boris@mail.ru

Ермолаева Марина Валерьевна, доктор психологических наук, профессор, кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1645-5136, e-mail: mar-erm@mail.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1723
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 533
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2