Эффективный контракт как фактор управления трудовой мотивацией временного педагогического персонала детского лагеря (на примере «Артека»)

565

Аннотация

Целью статьи является изучение мотивационного потенциала работников через внедрение эффективного контракта. В исследовании было изучено отношение временного педагогического коллектива к эффективному контракту, выявлены факторы, влияющие на удовлетворенность трудом, и построен мотивационный профиль личности. В исследовании принимало участие 207 человек. Это педагоги детского оздоровительного лагеря в возрасте 18 – 23 года. В статье представлены теоретические основы эффективного контракта по данным современной литературы, проведено исследование и выявлены взаимосвязи между готовностью работы по эффективному контракту и внешними стимулами, влияющими на качество выполняемой работы. Установлены прямая и обратная взаимосвязи между отношением к эффективному контракту и мотивами, движущими работниками. Переход на данную форму трудовых отношений может повлечь за собой негативный эффект. Сотрудники при работе по эффективному контракту будут ориентированы только на вознаграждение при благоприятных условиях труда, и такие понятия, как самосовершенствование и интерес к работе, для них будут мало значимы.

Общая информация

Ключевые слова: эффективный контракт, трудовая мотивация, временный педагогический персонал, трудовые отношения, удовлетворенность трудом, мотивационный профиль личности сотрудника, система оплаты труда педагога

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100204

Для цитаты: Деркачев П.В., Мельник В.П. Эффективный контракт как фактор управления трудовой мотивацией временного педагогического персонала детского лагеря (на примере «Артека») [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 43–54. DOI: 10.17759/psyedu.2018100204

Фрагмент статьи

Тема эффективного контракта в сегодняшних реалиях достаточно актуальна и обсуждаема, имеет отображение в нормативно-правовых документах. Мнения о данной форме трудовых отношений у педагогической общественности достаточно разносторонние: одни верят, что это будет «волшебная таблетка» от множества недугов, а другие критикуют, утверждая, что эффективный контракт не работает и никогда работать не будет.

Литература

  1. Абанкина И.В., Филатова Л.М. Тенденции изменения мотивации учителей в условиях внедрения эффективного контракта // Народное образование. 2015. № 7. С. 98–104.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.12.2016).
  3. Деркачев П.В. Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 128–147.
  4. Заиченко Н.А. Проблема реалистичности целей эффективного контракта в общем образовании // XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (г. Москва, 7–10 апреля 2015 г.). Кн. 4. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 605–615.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  6. Кузьминов Я.И. Академическое сообщество и академические контракты: вызовы и ответы последнего времени // Контракты в академическом мире / сост. М.М. Юдкевич; отв. ред. Н.М. Халатянц; науч. ред. М.М. Юдкевич. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. С. 13–30.
  7. Курбатова М.В., Левин С.Н. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Журнал институциональных исследований. 2013. Т. 5. № 1. С. 55–80.
  8. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.11.2016).
  9. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. М.: Юнити-Дана, 2004. 399 с.
  10. Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 107 с.
  11. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс] URL: http://eduinspector.ru/2014/01/29/jeffektivnyj-kontrakt-s-pedagogom/ (дата обращения: 27.12.2016).

Информация об авторах

Деркачев Павел Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института развития образования, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия, e-mail: pderkachev@gmail.com

Мельник Валерий Петрович, директор детского лагеря "Морской", Международный детский центр «Артек», Ялта, Россия, e-mail: vel_mel@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1303
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 565
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4