Педагогический институт социального воспитания и изучения нормального и дефективного ребенка В.М. Бехтерева (1921–1925): теоретическое и прикладное значение

516

Аннотация

В статье освещается история одной из интересных образовательных институций начала 1920-х гг. – Педагогического института социального воспитания и изучения нормального и дефективного ребенка, действовавшего в составе Психоневрологической академии В.М. Бехтерева в 1921–1925 гг. Обращаясь к неопубликованной делопроизводственной документации из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, Государственного архива Российской Федерации, авторы реконструируют историю создания и особенности функционирования Института, исследуют его научно-образовательную программу и возможности ее реализации на практике, характеризуют состав и динамику обучения слушателей, делают акцент на установлении взаимосвязи Института и других учреждений и лабораторий Психоневрологической академии, обеспечивавших его функционирование инфраструктурно. Авторы делают вывод о том, что Педагогический институт социального воспитания и изучения нормального и дефективного ребенка стал интересным опытом увязки теоретических исследований и прикладных разработок в пространстве экспериментальной педагогики 1920-х гг. В основу институции были положены классические психоневрологические теории, с одной стороны, и идеи учения В.М. Бехтерева – рефлексологии (индивидуальной и коллективной) – с другой. Предложенная в итоге образовательная программа отличалась от существующих на тот момент и предполагала внимание к трудовому элементу воспитания и приоритет практических занятий над теоретическими. Последнее отвечало насущным задачам, поставленным перед научным сообществом, и оказалось востребованным в начале 1920-х: проект получил государственное финансирование и поддержку. Хотя идея Института оказалась нежизнеспособной, она отражает яркую, противоречивую и интересную эпоху экспериментальной науки в 1920-е гг.

Общая информация

Ключевые слова: В.М. Бехтерев, А.С. Грибоедов, коррекционная педагогика, одаренность, лаборатории, прикладные исследования, борьба с беспризорностью, экспериментальная педагогика

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100201

Для цитаты: Долгова Е.А., Хивинова Д.А. Педагогический институт социального воспитания и изучения нормального и дефективного ребенка В.М. Бехтерева (1921–1925): теоретическое и прикладное значение [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 1–10. DOI: 10.17759/psyedu.2018100201

Фрагмент статьи

Одной из интересных образовательных инициатив на рубеже 1920-х гг. стало создание выдающимся русским психологом, психиатром, физиологом Владимиром Михайловичем Бехтеревым Педагогического института социального воспитания и изучения нормального и дефективного ребенка в составе руководимой им Психоневрологической академии. Учреждение и функционирование этой институции в 1921–1925 гг. позволило реализовать на практике многие из идей В.М. Бехтерева о воспитании ребенка, высказанных им еще до 1917 г..

Литература

  1. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства (в связи с постановкой его в Педологическом институте). Санкт-Петербург: тип. Б.М. Вольфа, 1909. 39 с.
  2. Бехтерев В.М. Хроника: Институт по изучению мозга и психической деятельности, отчет о деятельности по 15 июля 1919 г. // Вопросы изучения и воспитания личности. 1919. № 1. С. 136–168.
  3. Щелованов Н.М. Отчет о работах Института по изучению мозга и психической деятельности с июля 1919 г. по январь 1921 г. // Вопросы изучения и воспитания личности. 1921. № 3. С. 472–500.
  4. Вопросы воспитания нормального и дефективного ребенка / под ред. А.С. Грибоедова, А.К. Борсука и В.В. Белоусова. Пг.: Госиздат, 1924. 233 с.
  5. Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда / под ред. В.М. Бехтерева, Н.А. Миславского. Казань: Госиздат, 1923. 212 с.
  6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. A-1565. Оп. 6. Д. 302.
  7. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-2307. Оп. 2. Д. 161.
  8. Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-2307. Оп. 2. Д. 199.
  9. Долгова Е.А. «Проектная наука»: ученые и механизм государственной поддержки научных инициатив в постреволюционные годы // Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований: Сб. науч. тр. / под ред. О.В. Горбачева, Л.Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 405–416.
  10. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 3972. Оп. 1. Д. 2.
  11. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 3977. Оп. 1. Д. 2055.
  12. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 3977. Оп. 1. Д. 2156.
  13. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 3977. Оп. 1. Д. 2157.
  14. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 3977. Оп. 1. Д. 2076.
  15. Byford A. V.M. Bekhterev in Russian child science, 1900–1920th: «objective psychology» / «reflexology» as a scientific movement // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2016. Spring. № 52(2). P. 99–123. WOS:000373932200001.

Информация об авторах

Долгова Евгения Андреевна, кандидат исторических наук, доцент Центра междисциплинарных гуманитарных исследований, факультет истории, политологии и права, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, e-mail: Dolgova-evg@rambler.ru

Хивинова Дарья Андреевна, Специалист по Учебно-методической работе, Учебно-научный Мезоамериканский центр им. Ю.В. Кнорозова, Факультет истории, политологии и права, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, e-mail: Hivinova.daria@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1413
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 516
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 14