Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами

612

Аннотация

В статье сравнивается ролевая игра дошкольников от 3 до 7 лет с двумя разными видами игровых материалов — маркерами роли и полифункциональными материалами. Роль понимается как трехсоставный процесс, включающий переименование, изменение внешности и игровые действия. Показано, что ролевое замещение зависит от предметной среды: дети одного и того же возраста играют по-разному в двух различных предметных средах. Дети 3—5 лет демонстрируют более цельную игру в полифункциональной среде — называя себя ролевым именем, они часто подкрепляют его действиями и ряженьем. В сравнении с этим, в среде с маркерами роли дети этого возраста чаще переименовывают себя, но редко воплощают новое имя в игровых действиях. Ролевое замещение детей 6 лет носит противоположный характер — в полифункциональной среде дети не играют, но с маркерами роли разворачивают игры разной степени сложности, что объясняется большей безопасностью структурированной среды для этой возрастной группы. В заключение работы делается вывод, что открытая среда в большей степени отвечает игровым потребностям дошкольников, поскольку в ней процесс ролевого замещения сопровождается исследовательской, опробующей активностью, наполняющей роль эмоционально значимым содержанием.

Общая информация

Ключевые слова: ролевая игра, игра дошкольников, маркеры роли, полифункциональные материалы, ролевое замещение, ряженье

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100302

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01226 «Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с функционально определенным и полифункциональным материалом».

Для цитаты: Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 12–19. DOI: 10.17759/psyedu.2018100302

Фрагмент статьи

Известно, что единицей ролевой игры является роль, анализ которой позволяет характеризовать игру. Прежде всего, роль — это новое, игровое, имя (я — кошка, я — солдат, я — принцесса и пр.). Однако оно не всегда перерастает в игру: дети могут ограничиваться 1—2 характерными действиями, передающими образ роли (я — киска, мяу-мяу).

Литература

  1. Андерс Нельсон. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 93—101.
  2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие Электронный ресурс]. М.: Мозаика-Синтез, 2013. URL: https://profilib.net/chtenie/150827/elena-kravtsova-psikhologiya-i-pedagogika-obucheniya-doshkolnikov-uchebnoe-posobie.php (дата обращения: 08.05.2018).
  3. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 28—36.
  4. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 12—20.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. [Электронный ресурс]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1 (дата обращения: 08.05.2018).
  6. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 38—52.
  7. Fein G. Pretend Play in Childhood: An Integrative Review // Child Development. 1981. Vol. 52. № 4. P. 1095—1118.
  8. Gulden Tore. Plenteous and limited play, transmedia storytelling-toys in light of individualist and social esthetics // International Journal of Play. 2016. Vol. 5. № 1. P. 77—92.
  9. Møller Signe Juhl. Imagination, Playfulness, and Creativity in Children’s Play with Different Toys // American Journal of Play. Vol. 7. № 3.
  10. Parsons A., Howe N. Superhero toys and boys' physically active and imaginative play // Journal of Research in Childhood Education. 2006. Vol. 20. № 4. P. 287—300.
  11. Rubin, K. H., Howe, N. Toys and play behaviors: An overview // Topics in Early Childhood Special Education. 1985. Vol. 5 (3). P. 1—10.

Информация об авторах

Рябкова Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Дошкольная педагогика и психология" факультета "Психология образования" ФГБОУ ВО МГППУ, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2274-0432, e-mail: ibaladinskaya@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1602
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 612
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1